Работа подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай «Исследование археологических памятников маргинальной горно-таежной зоны Северного Алтая» (№ 13-11-04601е(р)).
Алтай является регионом, располагающим значительным количеством археологических памятников [1]. Но объекты, выявленные на сегодня, распространены неравномерно: основное их количество сконцентрировано в долинах рек и межгорных котловинах Центрального, Западного, Восточного и Юго-Восточного Алтая, а чем севернее находится территория – тем меньше открыто памятников. На территории трех самых северных районов Республики Алтай (Майминского, Чойского и Турачакского), общая площадь которых составляет более 16 тыс. кв. км обнаружено всего около 150 объектов [2, с. 3; 3, с. 83-93], тогда как в остальных районах количество известных памятников в десятки раз больше. Эта количественная диспропорция обусловлена горно-таежным ландшафтом северной части Алтая, который, с одной стороны, из-за малой демографической емкости в древности и средневековье был заселен менее плотно, чем районы с остепненными участками; с другой стороны, затрудняет сегодня поиск и фиксацию археологических памятников.
В связи с вышеизложенным, существенное значение имеет любая информация об экспедиционных работах в северной части Алтая и каждый памятник, выявленный там. Поэтому в данной работе публикуем предварительное сообщение о разведочных археологических работах, предпринятых нами в полевом сезоне2013 г. Разведки проводились по открытому листу (разрешению) № 530, выданному 18.06.2013 г. Министерством культуры Российской Федерации, на локальных участках в долинах рек Майма (между сс. Бирюля и Филиал), Сайдыс (между сс. Кызыл-Озек и Куташ), Малая Иша (на северо-восточной окраине с. Тунжа по рч. Карасуков, на р. Ашпанак между сс. Туньжа и Чоя), Бия (между сс. Турачак и Санькин Аил, на северо-восточной окраине с. Санькин Аил), а также на северо-западном побережье Телецкого озера (у базы ГАЗПРОМа).
На большинстве обследованных участков мы не обнаружили археологических памятников, только по рр. Майма и Сайдыс удалось выявить четыре объекта (рис. 1). Ниже приводим краткое описание памятников и находок из них.
Местонахождение Карабатов-1. Расположено в Майминском районе, на левом берегу рч. Карабатов – правого притока р. Сайдыс, в4,5 км к ВЮВ от с. Кызыл-Озек, в3,5 км к ЗСЗ от с. Куташ, на подножье склона гривы Рым. Пологий горный склон был некогда очищен от деревьев и кустарников для пашни, которая была заброшена в 70-х годах ХХ века. Участок перерезан по краю террасы р. Сайдыс с запада на восток автодорогой Горно-Алтайск – Чоя, с юга на север – грунтовой дорогой на пилораму и деляну, расположенные в довольно глубоком логу.
На грунтовой дороге, идущей по краю старой пашни, в местах нарушения почвенного слоя, в 250 мк северу от устья рч. Карабатов, в 150 мот мостика через ручей нами обнаружены два мелких фрагмента лепной керамики и каменный инвентарь. Географические координаты места находки предметов по GPS-приемнику Garmin – N51о53.146; E86о03.506; высота –390 м над уровнем моря (по балтийской системе высот). Фрагменты керамики на изломе кирпичного цвета, поверхность светло-коричневая (ангобированная?), орнаментация не прослеживается. Каменный инвентарь представлен скребловидным нуклеусом (определение В.К. Мерца – к.и.н., директора Центра археологических исследований Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, Казахстан) и 8 сколами, в основном из серого и черного кварцита. Следов вторичной обработки не прослеживается, один камень сильно замыт.
Керамический материал из-за малочисленности и мелких размеров датировать сложно. Каменный инвентарь, на наш взгляд, относится к периоду палеолита. На это указывают облик инвентаря наиболее характерный для верхнепалеолитических памятников Алтая. Найденный нами скребловидный нуклеус архаичного вида (рис. 2) имеет сходство с куташским изделием, определенным А.Л. Кунгуровым, как скребло [4, рис. 1–10]. Палеолитическое местонахождение Куташ расположено всего в нескольких километрах выше по р. Сайдысу от публикуемого объекта Карабатов-1.
Местонахождение Карабатов-2. Расположено в Майминском районе, к северу от местонахождения Карабатов-1. Оно находится выше по ручью от первого местонахождения на0,9 км, на устье безымянного ручья, впадающего справа в рч. Карабатов (правый приток р. Сайдыс), в4,5 км к востоку от с. Кызыл-Озек, в4 км к СЗ от с. Куташ, на подножье склона гривы Сосновая. Площадь приустьевого участка безымянного ручья имеет значительные повреждения поверхности тяжелой техникой. Ручей пересекает грунтовая дорога с ЮЗ на СВ, а на левом пологом берегу, имеющем уклон на юг, складирован лес.
На разрушениях от грунтовой дороги и в местах нарушения почвенного слоя рядом со складированными бревнами нами обнаружены семь мелких фрагмента керамики. Четыре неорнаментированных фрагмента от керамических сосудов, изготовленных на гончарном круге, один фрагмент от фаянсовой тарелки(?) и два фрагмента от лепных сосудов. Фрагменты станковой керамики коричневого цвета, а также фаянсовый фрагмент с белым покрытием и темно-красной росписью относятся к ХХ в. Два неорнаментированных фрагмента от лепных сосудов относятся к древним изделиям. Они были изготовлены из довольно грубого теста с включением песка. Один фрагмент керамики имеет темный цвет на изломе и с внутренней стороны, а внешняя ангобированая поверхность – коричневого цвета. Второй фрагмент кирпичного цвета. Эти два фрагмента, в определенной степени, напоминают керамику майминской культуры с поселений Кызыл-Озека, Улалушки и Урлу-Аспака, расположенных недалеко от публикуемого местонахождения [2, рис. 20; 5, с. 37-42], но датировать их гунно-сарматским временем пока преждевременно.
Местонахождение Сустугол-1. Расположено в Майминском районе, на левом берегу рч. Сустугол – правого притока р. Майма, в7,8 км к ЮЮВ от с. Кызыл-Озек, в5,0 км к ССЗ от с. Бирюля, на краю распаханного склона. Пологий горный склон был некогда очищен от деревьев и кустарников для пашни, сейчас поле засеяно многолетней травой и используется как сенокос. По краю террасы вдоль направления течения р. Майма с юга на север проходит грунтовая дорога, которая дойдя до рч. Сустугол разветвляется: одна дорога продолжает идти параллельно р. Майма, вторая сворачивает к востоку, на пасеку, расположенную в глубине лога.
На грунтовой дороге, идущей на пасеку через поле, в местах нарушения почвенного слоя, в 0,5 кмк ВЮВ от устья рч. Сустугол, в 0,7 кмк ВСВ от устья речки Сиульты – левого притока р. Майма, нами обнаружен обломок пластинчатого скола. Географические координаты места находки по GPS-приемнику Garmin – N51о49.666; E86о02.441; высота –406 м над уровнем моря (по балтийской системе высот).
Обломок от крупного пластинчатого скола из серого кварцита следов вторичной обработки не имеет. Вероятно, предмет относится к периоду верхнего палеолита. Об этом свидетельствует его архаичный вид, нехарактерный для мезолита и неолита Алтая.
Местонахождение Сустугол-2. Расположено в Майминском районе, в 0,3 км к северо-востоку от местонахождения Сустугол-1, на правом берегу рч. Сустугол – правого притока р. Майма, в 7,5 км к ЮЮВ от с. Кызыл-Озек, в 5,3 км к ССЗ от с. Бирюля, на распаханном склоне. Пологий горный склон был некогда очищен от деревьев и кустарников для пашни, сейчас поле засеяно многолетней травой и используется как сенокос. На поле стоят две опоры от линии электропередачи. На краюнераспаханного островка, образовавшегося вокруг одной из опор ЛЭП найдены два мелких светло-коричневых неорнаментированных фрагмента лепной керамики. Географические координаты места находки по GPS-приемнику Garmin – N51о49.789; E86о02.262; высота –389 м над уровнем моря (по балтийской системе высот). Сосуды были изготовлены из грубого теста с большим количеством включений. Датировка затруднена из-за малочисленности и мелких размеров фрагментов.
Итак, обнаруженные нами объекты принадлежат различным периодам истории человечества: самые ранние предметы с них датируются палеолитом, наиболее поздние – ХХ веком. Новые находки артефактов древнекаменной эпохи в долинах Маймы и Сайдыса подтверждают, что северные низкогорья Алтая были довольно плотно заселены уже в период верхнего палеолита. Вследствие этого публикуемые местонахождения, несмотря на небольшую численность находок, являются значимыми для реконструкции историко-культурных процессов в древности.
Библиографический список
- Соенов В.И. Археологический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1993. 156 с.
- Киреев С.М., Акимова Т.А., Бородовский А.П., Бородовская Е.Л. Археологические памятники и объекты Майминского района. Горно-Алтайск, 2008. 144 с.
- Соенов В.И. История изучения археологических памятников Северо-Восточного Алтая // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. Новосибирск: НП “СибАК”, 2013. № 24. С. 83-93.
- Елин В.Н., Кунгуров А.Л. Палеолитическое местонахождение Куташ // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Межвузовский сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2006. №3. С. 13-15.
- Акимова Т.А. Поселение Урлу-Аспак-1 в Майминском районе Республики Алтай // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2008. С. 37-42.
Количество просмотров публикации: Please wait