ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К УРЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Крупнова Марина Алексеевна
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса»

Аннотация
В статье рассматриваются особенности регулирования межличностных отношений в педагогическом коллективе. По результатам эмпирических исследований предлагается программа совершенствования данных процессов.

Ключевые слова: конфликт, межличностные отношения, педагогический коллектив, програмный подход


PROGRAM APPROACH TO SETTLEMENT OF THE INTERPERSONAL RELATIONS AND CONFLICT SITUATIONS IN PEDAGOGICAL COLLECTIVE

Krupnova Marina Alekseevna
Vladimir Institute of Business

Abstract
In article features of regulation of the interpersonal relations in pedagogical collective are considered. By results of empirical researches the program of improvement of these processes is offered.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Крупнова М.А. Программный подход к урегулированию межличностных отношений и конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/11/4020 (дата обращения: 02.11.2024).

Общественные отношения между людьми процессы их взаимодействия, это те вопросы, с которыми сталкивается  индивид, вступающий в контакт с обществом. Особым образом взаимоотношения формируются в деловом коллективе, где особую роль играет профессиональная компетентность его членов, реализуемая в ходе делового общения. [1] Более остро процессы взаимоотношения ощущаются в педагогическом коллективе. И это обуславливается рядом факторов. Во-первых, это тяжелые психологические нагрузки, возникающие при работе с детьми;

Во-вторых, это низкая заработная плата. В России на 2012 год она составляет, в среднем по стране десять тысяч рублей;

В-третьих, большее количество женщин педагогов нежели мужчин. Последний фактор является наиболее весомым, так как женщины более склонны к эмоциональности и психологической неустойчивости.

И для установления оптимальных межличностных отношений следует вырабатывать программы урегулирования межличностных отношений и возникающих конфликтных ситуаций в женском педагогическом коллективе.

За основу выработки нашей программы был взят коллектив Кулебакской МБОУ СОШ №7. В его состав входит: 37 человек. Из них 6 это администрация, 27 учителей и 4 человека социально-педагогические работники. В ходе исследования использовались как количественные, так и качественные методы исследования. [2]

Проанализировав межличностные отношения в женском педагогическом коллективе МБОУ СОШ №7 г.Кулебаки, по основным признакам успешного коллектива, а именно четкое формирование требований руководителя к своим подчиненным, использование координирующих механизмов понятных коллективу, установление общих целей, формирование общих ценностей, сотрудничество и система поощрений. Следует отметить, что на первый взгляд в коллективе благоприятная атмосфера, но в то же время присутствует напряженность в отношениях некоторых педагогов. Поэтому было принято решение о проведение дополнительных методик диагностирования межличностных отношений в женском педагогическом коллективе. А именно, методика диагностирования межличностных отношений Т. Лири, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и экспресс методика по изучению социально-психологического климата в организации О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, предназначена  для изучения представления субъекта о самом себе и о своем идеальном «Я», а также для изучения его поведения в малых группах. С помощью данной методики будет выявлен преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Это двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентиры  на свои и чужие интересы в конфликтных ситуациях.

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в организации О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, позволяет выявить в организации  эмоциональные, поведенческие и когнитивные стороны в отношениях. В качестве существенного признака рассматривается эмоциональная сторона, а в ней критерий на уровне привлекательности  понятий “нравиться – не нравиться” “приятный – неприятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание – нежелание” работать в данной организации, “желание – нежелание” общаться с членами организации в сфере досуга. Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная “знание – незнания особенностей членов организации”.

По результатам проведенных исследовательских процедур диагностирования межличностных отношений было выявлено, что преобладающем типом отношения является эгоистичный и завистливый в редких случаях дружелюбный. К конфликту расположены 50% педагогов, социально-психологический климат находится на пределе возможного.

Исходя из полученных данных была составлена программа урегулирования межличностных отношений и возникающих конфликтных ситуаций в женском педагогическом коллективе.

Данная программа носит периодический характер, предполагает повторение не реже двух раз в течении учебного года. Предположительный организатор программы – психолого-педагогический коллектив (психолог, социальный педагог). Программа занимает по времени шесть часов.

Целью программы является формирование умения у педагогического коллектива находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций;

Раскрытие умений анализировать действия и поступки своих коллег;

Овладения навыками принятия противоположной точки  зрения оппонента.

План занятия.

На первом этапе идет обсуждение вопросов.

1. Каковы причины конфликтных ситуаций в деятельности педагогического коллектива;

2. Пути разрешения конфликтных ситуаций возникающих в данном коллективе;

3. Какие ошибки допускают педагоги при восприятии противоположного мнения оппонента.

Второй этап предполагает раскрытие характеристик данного педагогического коллектива его членами (задание анонимное, позволяет указывать на любые недостатки и достоинства коллектива).

Третий этап выявляет отношения педагогов к руководителю учреждения: – конструирование модели “Мой идеальный директор”;

- заполнения педагогами оценочного листа включающего в себя критерии успешного лидера;

- оценка действий и поступков руководителя общеобразовательного учреждения.

Четвертый этап включает в себя дискуссию на тему “Условия реализации творческого потенциала педагогического коллектива”.

Пятый этап, является заключительным и позволяет проверить успешность проведенного занятия. Состоит из игры “Сложи квадрат вместе с другом.

Ход программы: Занятие проходит в свободной форме в уютном помещении, изолированном от посторонних звуков. В процессе обсуждения первого и второго вопросов следует обратить внимание педагогического коллектива на основные причины, провоцирующие конфликтные ситуации и на различные способы урегулирования  данных вопросов. Также можно предложить коллективу в процессе обсуждения разрешить имеющиеся не решенные конфликтные задачи в системе “учитель – заведующий”, “учитель – родитель”, “учитель – учитель”.

Далее следует обсуждения домашнего задания, в которое входит заготовленное заранее описание характеристик данного педагогического коллектива. Проводить его рекомендуется следующем образом: организатор занятия заранее собирает заготовленные характеристики педагогов на коллектив, затем зачитывает их участникам занятия. Вместе они дают оценочную характеристику о социально-педагогическом климате педагогического коллектива его сплоченности и пути оптимизации межличностных отношений в нем.

Предлагая педагогическому коллективу данное домашнее задание, следует обратить их внимание на формулировку характеристик, она должна быть произвольной, но в конечном счете отвечать на вопрос о желании-нежелании продолжать работу в данном педагогическом коллективе.

С целью оценки поведения и деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, педагогам предлагается заполнить оценочный лист, заполнение является анонимным. Далее организатор обобщает оценки и предоставляется возможность руководителю узнать оценку своей деятельности.

Обсуждая вопрос о реализации творческого потенциала коллектива предлагается ввести элементы дискуссии. Выслушать идеи имеющиеся у коллектива по поводу приближающихся праздников (8 марта, День учителя и т.д.)

В конце занятия проводится игра “Сложи квадрат вместе с другом”. Игра рассчитана на проверку успешности проведения занятия. Условия игры: изготавливается из плотной цветной (с одной стороны) бумаги несколько (по числу игроков) одинаковые фигуры в форме квадрата. Каждые пять квадратов разрезаются в произвольном порядке на 4-5 частей. Полученные фрагменты раскладываются в случайном порядке в 5 конвертов. Педагоги должны разделиться на подгруппы по четыре человека. Каждой подгруппе выдается по конверту. Далее участниками подгруппы собирается квадрат, в процессе игры происходит обмен фрагментами квадрата с другими участниками, пользуясь при этом невербальными сигналами общения.

Организатор игры сознательно не докладывает одну деталь квадрата для создания проблемной ситуации.

В процессе игры организатор обращает внимание на общение педагогов:

- Существует ли взаимопомощь в составлении квадрата;

- Каким образом обращаются друг к другу с просьбой получить недостющею часть квадрата;

- Есть ли среди педагогов неформальный лидер, его поведение в экстремальной ситуации;

- Используют ли педагоги невербальные средства общения;

В конце игры необходимо уточнить у педагогов , что они чувствовали во время выполнения задания.

В следующем проведении программы рекомендуется ввести тест на оценку умения педагога абстрактно мыслить, и определить как легко им даются логические обобщения. Ведь от способности логически мыслить зачастую зависит разрешение сложившейся конфликтной ситуации.

В завершении можно сделать вывод о том, что одним из важных условий успешности межличностного взаимодействия в коллективе является общение на профессиональном уровне. И в данном направлении особо приоритетным становится проведение профессиональной кадровой политики. [3] Руководителю общеобразовательного учреждения часто приходится обмениваться педагогической информацией с коллегами рассказывать о своём педагогическом опыте, отстаивать свои педагогические взгляды и убеждения. Поэтому руководитель должен выработать у себя навыки публичного выступления, уметь излагать свои мысли, идеи лаконично, доступно, соблюдая правила логики. И всегда находиться на отдаленном расстояние от конфликтных ситуациях, чтобы ему можно было бы выступать в роли «третейского судьи».


Библиографический список
  1. Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. – 2013. №7. – С.14.
  2. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4.
  3. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №6. – С.23.


Все статьи автора «Аниденкова Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: