Общественные отношения между людьми процессы их взаимодействия, это те вопросы, с которыми сталкивается индивид, вступающий в контакт с обществом. Особым образом взаимоотношения формируются в деловом коллективе, где особую роль играет профессиональная компетентность его членов, реализуемая в ходе делового общения. [1] Более остро процессы взаимоотношения ощущаются в педагогическом коллективе. И это обуславливается рядом факторов. Во-первых, это тяжелые психологические нагрузки, возникающие при работе с детьми;
Во-вторых, это низкая заработная плата. В России на 2012 год она составляет, в среднем по стране десять тысяч рублей;
В-третьих, большее количество женщин педагогов нежели мужчин. Последний фактор является наиболее весомым, так как женщины более склонны к эмоциональности и психологической неустойчивости.
И для установления оптимальных межличностных отношений следует вырабатывать программы урегулирования межличностных отношений и возникающих конфликтных ситуаций в женском педагогическом коллективе.
За основу выработки нашей программы был взят коллектив Кулебакской МБОУ СОШ №7. В его состав входит: 37 человек. Из них 6 это администрация, 27 учителей и 4 человека социально-педагогические работники. В ходе исследования использовались как количественные, так и качественные методы исследования. [2]
Проанализировав межличностные отношения в женском педагогическом коллективе МБОУ СОШ №7 г.Кулебаки, по основным признакам успешного коллектива, а именно четкое формирование требований руководителя к своим подчиненным, использование координирующих механизмов понятных коллективу, установление общих целей, формирование общих ценностей, сотрудничество и система поощрений. Следует отметить, что на первый взгляд в коллективе благоприятная атмосфера, но в то же время присутствует напряженность в отношениях некоторых педагогов. Поэтому было принято решение о проведение дополнительных методик диагностирования межличностных отношений в женском педагогическом коллективе. А именно, методика диагностирования межличностных отношений Т. Лири, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и экспресс методика по изучению социально-психологического климата в организации О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, предназначена для изучения представления субъекта о самом себе и о своем идеальном «Я», а также для изучения его поведения в малых группах. С помощью данной методики будет выявлен преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Это двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентиры на свои и чужие интересы в конфликтных ситуациях.
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в организации О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, позволяет выявить в организации эмоциональные, поведенческие и когнитивные стороны в отношениях. В качестве существенного признака рассматривается эмоциональная сторона, а в ней критерий на уровне привлекательности понятий “нравиться – не нравиться” “приятный – неприятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание – нежелание” работать в данной организации, “желание – нежелание” общаться с членами организации в сфере досуга. Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная “знание – незнания особенностей членов организации”.
По результатам проведенных исследовательских процедур диагностирования межличностных отношений было выявлено, что преобладающем типом отношения является эгоистичный и завистливый в редких случаях дружелюбный. К конфликту расположены 50% педагогов, социально-психологический климат находится на пределе возможного.
Исходя из полученных данных была составлена программа урегулирования межличностных отношений и возникающих конфликтных ситуаций в женском педагогическом коллективе.
Данная программа носит периодический характер, предполагает повторение не реже двух раз в течении учебного года. Предположительный организатор программы – психолого-педагогический коллектив (психолог, социальный педагог). Программа занимает по времени шесть часов.
Целью программы является формирование умения у педагогического коллектива находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций;
Раскрытие умений анализировать действия и поступки своих коллег;
Овладения навыками принятия противоположной точки зрения оппонента.
План занятия.
На первом этапе идет обсуждение вопросов.
1. Каковы причины конфликтных ситуаций в деятельности педагогического коллектива;
2. Пути разрешения конфликтных ситуаций возникающих в данном коллективе;
3. Какие ошибки допускают педагоги при восприятии противоположного мнения оппонента.
Второй этап предполагает раскрытие характеристик данного педагогического коллектива его членами (задание анонимное, позволяет указывать на любые недостатки и достоинства коллектива).
Третий этап выявляет отношения педагогов к руководителю учреждения: – конструирование модели “Мой идеальный директор”;
- заполнения педагогами оценочного листа включающего в себя критерии успешного лидера;
- оценка действий и поступков руководителя общеобразовательного учреждения.
Четвертый этап включает в себя дискуссию на тему “Условия реализации творческого потенциала педагогического коллектива”.
Пятый этап, является заключительным и позволяет проверить успешность проведенного занятия. Состоит из игры “Сложи квадрат вместе с другом.
Ход программы: Занятие проходит в свободной форме в уютном помещении, изолированном от посторонних звуков. В процессе обсуждения первого и второго вопросов следует обратить внимание педагогического коллектива на основные причины, провоцирующие конфликтные ситуации и на различные способы урегулирования данных вопросов. Также можно предложить коллективу в процессе обсуждения разрешить имеющиеся не решенные конфликтные задачи в системе “учитель – заведующий”, “учитель – родитель”, “учитель – учитель”.
Далее следует обсуждения домашнего задания, в которое входит заготовленное заранее описание характеристик данного педагогического коллектива. Проводить его рекомендуется следующем образом: организатор занятия заранее собирает заготовленные характеристики педагогов на коллектив, затем зачитывает их участникам занятия. Вместе они дают оценочную характеристику о социально-педагогическом климате педагогического коллектива его сплоченности и пути оптимизации межличностных отношений в нем.
Предлагая педагогическому коллективу данное домашнее задание, следует обратить их внимание на формулировку характеристик, она должна быть произвольной, но в конечном счете отвечать на вопрос о желании-нежелании продолжать работу в данном педагогическом коллективе.
С целью оценки поведения и деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, педагогам предлагается заполнить оценочный лист, заполнение является анонимным. Далее организатор обобщает оценки и предоставляется возможность руководителю узнать оценку своей деятельности.
Обсуждая вопрос о реализации творческого потенциала коллектива предлагается ввести элементы дискуссии. Выслушать идеи имеющиеся у коллектива по поводу приближающихся праздников (8 марта, День учителя и т.д.)
В конце занятия проводится игра “Сложи квадрат вместе с другом”. Игра рассчитана на проверку успешности проведения занятия. Условия игры: изготавливается из плотной цветной (с одной стороны) бумаги несколько (по числу игроков) одинаковые фигуры в форме квадрата. Каждые пять квадратов разрезаются в произвольном порядке на 4-5 частей. Полученные фрагменты раскладываются в случайном порядке в 5 конвертов. Педагоги должны разделиться на подгруппы по четыре человека. Каждой подгруппе выдается по конверту. Далее участниками подгруппы собирается квадрат, в процессе игры происходит обмен фрагментами квадрата с другими участниками, пользуясь при этом невербальными сигналами общения.
Организатор игры сознательно не докладывает одну деталь квадрата для создания проблемной ситуации.
В процессе игры организатор обращает внимание на общение педагогов:
- Существует ли взаимопомощь в составлении квадрата;
- Каким образом обращаются друг к другу с просьбой получить недостющею часть квадрата;
- Есть ли среди педагогов неформальный лидер, его поведение в экстремальной ситуации;
- Используют ли педагоги невербальные средства общения;
В конце игры необходимо уточнить у педагогов , что они чувствовали во время выполнения задания.
В следующем проведении программы рекомендуется ввести тест на оценку умения педагога абстрактно мыслить, и определить как легко им даются логические обобщения. Ведь от способности логически мыслить зачастую зависит разрешение сложившейся конфликтной ситуации.
В завершении можно сделать вывод о том, что одним из важных условий успешности межличностного взаимодействия в коллективе является общение на профессиональном уровне. И в данном направлении особо приоритетным становится проведение профессиональной кадровой политики. [3] Руководителю общеобразовательного учреждения часто приходится обмениваться педагогической информацией с коллегами рассказывать о своём педагогическом опыте, отстаивать свои педагогические взгляды и убеждения. Поэтому руководитель должен выработать у себя навыки публичного выступления, уметь излагать свои мысли, идеи лаконично, доступно, соблюдая правила логики. И всегда находиться на отдаленном расстояние от конфликтных ситуациях, чтобы ему можно было бы выступать в роли «третейского судьи».
Библиографический список
- Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. – 2013. №7. – С.14.
- Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4.
- Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №6. – С.23.