В мире постоянно происходит глобальное изменение подхода к социологическим исследованиям: от исследований, что представляют территории, происходит движение к исследованиям, которые представляют группы людей с определенным стилем жизни и определенными особенными характеристиками. Все больше компаний, которые заказывают исследование, выдвигают целый набор параметров, которым должны отвечать респонденты. Эти характеристики выходят далеко за рамки пола, возраста и местожительства. Опрашивать представителей сложных целевых групп традиционными методами становится неэффективно с точки зрения сроков и стоимости. На замену квартирным и телефонным приходят онлайн опросы [1].
На сегодняшний день достаточно существенной является проблема классификации онлайн опросов. По мнению известного русского специалиста по методам социологических исследований И.Ф. Девятко (на основе работ [2], [3], [4]), онлайн опросы принадлежат к реактивным методам онлайн исследований и разделяются всего на 2 группы: те, основу которых составляют вероятностные выборки (рекрутированные офлайн панели, которые репрезентируют население; рекрутированные онлайн панели интернет пользователей; выборочные опросы институционально замкнутых или фиксированных совокупностей; RDS-опросы и др.), а также те, основу которых не составляют вероятностные выборки (панели доступа, опрос посетителей сайта и др.) [5]. Однако, данная классификация не охватывает все аспекты онлайн опросов, поэтому целесообразно разработать определенные критерии более широкой классификации. Осмотрев функциональные, программные и интеграционные возможности имеющихся систем для онлайн опросов, можно выделить определенные критерии классификации существующих систем. Такими критериями целесообразно было бы выбрать следующие:
- функциональные возможности систем онлайн опросов;
- способ доступа к системе;
- интеграционные возможности;
- стоимость использования;
- факторы стимулирования респондентов.
За функциональными возможностями стоит выделить 3 группы систем онлайн опросов:
- системы, которые используются лишь для сбора информации;
- системы сбора и частотного анализа информации;
- сложные модульные системы.
За способом доступа к системе стоит выделить:
- онлайн сервисы с работой через веб-интерфейс;
- локально установленные программы с возможностью опросов по сети.
За интеграционными возможностями:
- плагины для систем управления контентом;
- интегрированные сервисы;
- встраиваемые опрашивающие модули;
- специализированные системы.
За стоимостью использования:
- платные системы;
- свободно распространяемые программы и сервисы.
За фактором стимулирования респондентов:
- с оплатой за ответы;
- с виртуальным стимулированием (начислением виртуальных баллов, подарков и др.);
- без стимулирования за ответы.
Для решения практических заданий самыми существенными для исследователя являются функциональные возможности, поэтому детальнее рассмотрим каждый вид систем онлайн опросов именно за этим критерием.
Системы, которые используются лишь для сбора информации. На сегодняшний день наиболее распространенная группа систем онлайн опросов. Представителей этой группы сложно назвать “системой”. Ее основу составляют несложные php скрипты. Анкета, обычно, подгружается в скрипт из специально сформированного текстового документа или же из базы данных. База в этом случае может быть как специализированным сервером (MySQL, PostgreSQL), так и специально форматированным контейнером (SQLite). Вопросы для опросов в таких системах вносятся в базу с помощью специальной страницы (бекенда), доступ к которой имеет лишь исследователь (администратор). Системы такого типа обычно бесплатны, работают через веб-интерфейс, интегрируются в имеющиеся сайты.
Системы сбора и частотного анализа информации. Это группа систем онлайн опросов, которая развивается стремительнее остальных. К ней принадлежат как плагины для самых распространенных систем управления контентом (WordPress, Joomla и др.), так и интегрированные системы и сервисы (например, опрос в соцсетях, опрашивающие модули для форумов и пр.) и, даже, встраиваемые опрашивающие модули. В этой группе представлены как сервисы для работы через веб интерфейс, так и локально установленные программы с возможностью опросов по сети (к примеру, сейчас популярны подобные решения для iOS устройств). Среди этих систем имеются как платные, так и свободно распространяемые. Чаще всего используются системы без стимулирования за ответы а также с виртуальным стимулированием. Однако, встречаются также и системы с оплатой за ответы.
Сложные модульные системы. Самые профессиональные из существующих систем. На сегодняшний день их можно перечислить на пальцах. Основу систем этого типа составляют онлайн сервисы с работой через веб-интерфейс. Могут использоваться как в качестве встраиваемых опрашивающих модулей, так и отдельно, как специализированные системы. Среди них имеются как платные, частично платные (SurveyMonkey) так и свободно распространяемые системы (LimeSurvey). Обычно, подобные системы не имеют встроенных средств стимулирования респондентов.
Библиографический список
- Интернет ресурс: http://omirussia.ru/ru/analytics/why_online/
- Gosling S. D., Johnson J. A. Advanced Methods for Conducting Online Behavioral Research. — Washington: APA, 2012.
- Couper M. P. Web Surveys: A Review of Issues and Approaches // Public Opinion Quarterly. 2000. Vol. 64. No. 4. — P. 464–494.
- Мавлетова А. М. Социологические опросы построения типологии // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. No 31. — C. 115–134.
- Девятко И. Ф. Инструментарий онлайн-исследований: попытка каталогизации // Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. — М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. — 420 с.
Количество просмотров публикации: Please wait