РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД)

Сальников Евгений Вячеславович
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
начальник кафедры социально-философских дисциплин, кандидат философских наук, доцент.

Аннотация
В статье представлены основные результаты социологического опроса сотрудников ГИБДД. На основе полученных данных автор демонстрирует специфику восприятия религии в профессиональных сообществах. Отношение к религиозному фактору зависит от того, в какой сфере: профессиональной деятельности (правоохранительная деятельность), профессиональном коллективе, обществе в целом происходит его локализация.

Ключевые слова: ГИБДД, правоохранительная деятельность, профессиональные сообщества, религия


RELIGIOUS FACTOR IN THE SPHERE OF LAW ENFORCEMENT (ON BASE OF THE SOCIOLOGICAL QUESTIONNAIRES OF TRAFFIC OFFICERS)

Salnikov Evgenij Wjatcheslavovich
Orel Law Institute of the Ministerium of Interior
chief of chair of social-philosophical disciplines, candidate of sciences (philosophy), associate professor

Abstract
The article presents main results of the sociological questionnaires of traffic officers. On base of these dates the author shows the specific of perception of religion in the professional communities. The relation to the religious factor depends on the sphere of its localization: professional activity (law enforcement), professional team, the whole society.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Сальников Е.В. Религиозный фактор в сфере правоохранительной деятельности (по материалам социологического исследования сотрудников ГИБДД) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/10/3880 (дата обращения: 22.02.2024).

К числу характерных черт развития социальных отношений в конце XX – начале XXI века нельзя не отнести феномен религиозного ренессанса. Будучи крайне многогранным явлением, религиозный ренессанс знаменуется резким усилением роли религии в общественной жизни, возвращением  значительных масс населения в лоно веры. Сегодня религиозные движения и организации принимают участие в решении достаточно широкого круга вопросов, все более и более активно вторгаясь в недавно еще максимально секуляризованные сферы общественных отношений.

Одной из таких сфер является правоохранительная деятельность. Не подвергая сомнению нерушимость принципа светскости российского государства и равноудаленности религиозных движений и объединений от правоохранительной деятельности, руководители различных правоохранительных министерств и ведомств, а, с другой стороны, религиозные деятели все более и более явно демонстрируют политику сотрудничества, сближения и взаимодействия по целому ряду областей. В качестве примеров можно привести Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел РФ и Русской православной церковью от 18.11.2004 г., Соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Федеральной таможенной службой России от 23.08.2011 г., Соглашение о взаимодействии между Русской православной церковью и Федеральной миграционной службой от 19.04.2013 г., а также иные соглашения аналогичного характера. Институализация взаимодействия происходит не только на федеральном уровне, но и на региональном урвоне, примерами чего являются Соглашение о сотрудничестве между МВД по республике Бурятия и Буддийской традиционной сагхой от 2.04.2010 г., Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской правлславной церкви и Управлением Государственной инспекции безопансости дорожного движения ГУВД по Московской области. Можно привести и иные примеры.

Анализируя подобные процессы, нельзя не обратить внимания на вопрос о том, насколько содержательным является подобное сотрудничество для тех профессиональных групп, в данном случае сотрудников правоохранительных органов, в пространство служебной деятельности которых сегодня наблюдается постепенное вторжение религии. Интерес представляет изучение восприятия религиозного фактора представителями данных профессиональных групп.

В качестве одной из таких профессиональных групп мы выбрали сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Выбор этой категории лиц определяется, во-первых, достаточной степенью сформированности профессионального сообщества, что позволяет говорить о сотрудниках ГИБДД как о целостной профессиональной группе. Во-вторых, эта группа является типичной группой, сформировавшейся на основе выполнения своих профессиональных обязанностей в правоохранительной сфере, что позволяет экстраполировать полученные данные на все сообщество сотрудников правоохранительных органов. В-третьих, в рамках осуществления мероприятий федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 и 2012-2020гг» представители данной группы были вынуждены максимально широко осваивать новые формы и методы взаимодействия с иными структурами в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и с религиозными организациями и объединениями.

Настоящая статья основана на материалах социологического опроса, осуществленного в рамках научного исследования «Формирование толерантности как фактор предупреждения распространения экстремистских настроений в среде сотрудников ГИБДД». Данное исследование проводится кафедрой социально-философских дисциплин Орловского юридического института МВД России в 2011-2013 годах и является продолжением эмпирических исследований отдельных аспектов толерантности и противодействия экстремизму [Сальников, 2011], [Сальников, 2013]. Эмпирическую базу для исследования составили сотрудники различных подразделений ГИБДД из 62 регионов России, проходившие повышение квалификации на базе факультета переподготовки и повышения квалификации ОрЮИ МВД России и обучение на базе факультета заочного обучения ОрЮИ МВД России. В исследовании приняли участие случайным образом отобранные представители 9 подразделений и служб в составе ГИБДД в количестве не менее 18 человек из каждой службы. Общая величина выборки составила 302 человека. Таким образом, выводы социологического опроса опираются на показатели случайной бесповторной выборки, где ошибка исследования с вероятность 0,95 не составит более 5%, что позволяет считать выборку репрезентативной.

Рабочей гипотезой исследования было положение о том, что восприятие религии респондентами будет зависеть от того, в какой сфере: профессиональной деятельности, профессиональном коллективе, обществе в целом происходит локализация религиозного фактора. В соответствии с этим задачами исследования являлось получение информации о восприятии респондентами религии в рамках профессиональной деятельности, межличностных отношений в служебном коллективе и в современном обществе в целом.

В сфере профессиональной деятельности каждый третий опрошенный  (32,8%) убежден в значительном позитивном потенциале религии. В противоположность этому каждый четвертый (23,5%) с той или иной степенью категоричности убеждены, что религия не оказывает влияния. При этом две трети опрошенных указали на то, что взаимодействие с религиозными организациями и объединениями представляет собой не более чем дань определенной моде. Следовательно, они убеждены, что в реальной профессиональной деятельности привлечения религиозных деятелей не приведет к повышению уровня безопасности дорожного движения, то есть не позволит более эффективно решать поставленные задачи. Практически половина опрошенных (43,7%) придерживаются нейтрально положительной позиции. Они признают определенный положительный эффект от взаимодействия с религией в деле решения профессиональных проблем, однако, оценивают его достаточно осторожно.

 

Таблица 1. Считаете ли Вы, что привлечение священнослужителей и религиозных деятелей к профилактической работе способно повысить безопасность дорожного движения?(%)

Вариант ответа

%

1. Да, и достаточно значительно

32,78146

2. Влияние есть, но оно незначительно

43,70861

3. Религия не оказывает влияния, скорее это дань моде

15,56291

 4. Нет, никакого воздействия нет

7,94702

Обратим внимание на то, что в первом вопросе негативный ответ предполагал оценку имеющегося взаимодействия. Во втором вопросе «Выберите религиозные направления, потенциал которых может быть использован в рамках деятельности подразделений ГИБДД» вариант негативного ответа претерпел изменения и стал затрагивать сферу должно: «Религия и деятельность ОВД должны быть строго разделены». Это повлекло за собой незначительное увеличение количества  респондентов, выбравших этот вариант (28,3% против прежних 23,5%). Как представляется, 5-процентный рост произошел за счет тех респондентов, которые, признавая незначительное положительное влияние религии, все же считают, что тесное сотрудничество с ней является ошибкой и противоречит принципам профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Обращает на себя внимание  большая избирательность в оценке положительного потенциала влияния на правоохранительную деятельность отдельных религиозных направлений, продемонстрированная респондентами при ответе на второй вопрос. Половина респондентов считают, что для решения задач правоохранительной деятельности может быть использован потенциал всех религий кроме деструктивных культов. 18,5% отдельно выделили православие, 2,8% особо отметили потенциал ислама. Сводные данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Выберите религиозные направления, потенциал которых может быть использован в рамках деятельности подразделений ГИБДД? (%)

Вариант ответа

%

1. Все религии, кроме деструктивных культов

49,65

2. Ислам

2,79

3. Протестантские направления христианства

0,69

4. Иудаизм

0

5. Православие

18,53

6. Буддизм

0,69

7. Католицизм

0

8. Религия и деятельность ОВД должны быть строго разделены.

28,32

Представляется, что полученные данные можно интерпретировать не только показатели более или менее активной социальной позиции религиозных объединений. Ответы респондентов отражают и степень их мировоззренческой готовности к восприятию социальной активности представителей того или иного вероисповедания. Мы видим нейтральное, а может быть даже и настороженное отношение к профессиональному взаимодействию с буддизмом, католицизмом, иудаизмом, протестантскими направлениями христианства. Не только сами эти религии в силу особенностей их социальной доктрины не активны в правоохранительной сфере, но от них и не ждут эту активность, а при ее проявлении вполне вероятно проявят большую осторожность, чем при схожей социально активной позиции православия.

Обращает на себя внимание и достаточно значительный объем случаев религиозной нетерпимости, проявлявшейся со стороны граждан при осуществлении сотрудниками ГИБДД своих профессиональных обязанностей. Так 1,99% опрошенных указали на то, что в рамках профессиональной деятельности часто сталкиваются с проявлениями религиозной нетерпимости, 24,92%  признали, что неоднократно имели опыт подобного негативного взаимодействия с гражданами. Подавляющее большинство 64,78% респондентов с проявлениями религиозной нетерпимости при осуществлении своих служебных полномочий не сталкивалось, а 8,31% имели лишь единичный подобный опыт. Однако тот факт, что каждый пятый (26,9%) респондент неоднократно испытывал на себе проявления религиозной нетерпимости в рамках исполнения профессиональных обязанностей не может не вызывать беспокойства. Сводные данные представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Сталкивались ли Вы в рамках профессиональной деятельности сотрудника ГИБДД лично с проявлениями религиозной нетерпимости? (%)

Вариант ответа

%

1. Часто встречался

1,993355

2. Иногда

24,91694

3. Однажды

8,305648

4. Не встречался

64,78405

Оценивая религиозное измерение межличностных отношений в профессиональном коллективе, респонденты в целом убеждены в незначительности данного фактора. Данные представлены в таблице 4.

 

Таблица 4. В какой степени в профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД важна религиозная принадлежность (вероисповедание)? (%)

Вариант ответа

%

1. Очень значима

5,333333

2. Значима

18,33333

 3. Мало значима

35

4. Совсем не значима

41,33333

41,3 % опрошенных категорично указали на то, что вероисповедание сотрудника не имеет совершенно никакой значимости для профессиональной деятельности. Еще 35% указали на незначительность этого влияния. Таким образом порядка 76% сотрудников ГИБДД не акцентируют внимания на религиозном компоненте в своем профессиональном кругу.

Практически столько же сотрудников ГИБДД указывают на полное отсутствие (54,3%) или редкость (19,2%) неприязненных отношений на религиозной основе в своем профессиональном коллективе. При этом только 2% сотрудников отметили широкую распространенность подобного негативного явления. Сводные данные представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Оцените степень распространения в среде сотрудников ГИБДД недоброжелательных отношений на религиозной почве (%).

Вариант ответа

%

1. Довольно широко распространены

2,317881

2. Мало распространены

19,2053

3. Практически не встречаются

54,30464

4. Затрудняюсь ответить

24,17219

Полученные результаты позволяют утверждать светский характер профессионального коллектива исследуемой социальной группы. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что каждый четвертый респондент (24,2%) затруднился с оценкой степени распространенности в среде сотрудников ГИБДД недоброжелательных отношений на религиозной почве. Признаем, что подобное затруднение было бы невозможным в ситуации религиозной неприязни, межличностного конфликта по религиозным основаниям и т.п. Затруднение с ответом, скорее всего, выражают недоумение респондента, никогда не задумывавшегося над этим вопросом применительно ко всем профессиональным коллективам своей службы, но не испытывавшему проблем данного характера в своем повседневном служебном мире.

В такой ситуации вторжение религии в это пространство социальной группы обречено остаться внешним, формальным и спорадическим. Речь в данном случае идет не более чем о приглашениях религиозных деятелей на торжественные мероприятия, а также их привлечения к отдельным мероприятиям воспитательного, пропагандистского, научно-представительского характера. Внутренней тяги, потребности в религии как некоем фундаменте для построения коллектива сотрудников правоохранительных органов в данном случае не наблюдается.

Значительный интерес представляет оценка респондентами значения религии в пространстве социума.

 

Таблица 6. Считаете ли Вы, что вероисповедание водителя накладывает отпечаток на стиль его вождения и общения с сотрудниками ГИБДД? (%)

Вариант ответа

%

1. Да

42,85714

2. Нет

57,14286

42,9 % респондентов считают, что вероисповедание водителя накладывает отпечаток на стиль его вождения и общения с сотрудниками ГИБДД, 57,1 % не признают здесь влияния религии. При этом 32,6% респондентов, положительно ответивших на данный вопрос, пояснили свою позицию в открытом вопросе «Если да, то укажите вероисповедания, в общении с представителями которых сотрудники ГИБДД испытывают наибольшие трудности?» (таблица 7).

 

Таблица 7. Религии, в общении с представителями которых сотрудники ГИБДД испытывают трудности (ед., %).

Вариант ответа

Кол-во респ.

%

ислам

31

24,03101

католицизм

2

1,550388

баптисты

1

0,775194

атеисты

1

0,775194

представители Северокавказских республик

1

0,775194

буддизм

1

0,775194

протестантизм

1

0,775194

православие

1

0,775194

с представителями всех религий

2

1,550388

дагестанцы

1

0,775194

Как мы видим, каждый пятый респондент этой группы (24,03%) считает, что ислам является тем религиозным фактором, который способен негативно повлиять на характер общения водителя и сотрудника ГИБДД. Полагаем, что будет оправданным прибавить сюда и 1,5% респондентов, указавших на трудности с дагестанцами и представителями Северокавказских республик, хотя здесь не разграничено влияние религиозной и этнической составляющей. Обратим внимание и на тот факт, что выше лишь 2,79% респондентов отдельно упомянули ислам среди других религиозных объединений, положительный потенциал которых может быть использован в деятельности ГИБДД. По сравнению с православием, набравшим 18,53%, ислам отстает на 15,74 %. В рамках общего числа респондентов выборки, 33 респондента негативно отметивших ислам, составляют 11%, что позволяет прояснить причину отмеченного разрыва в оценке позитивного потенциала ислама и православия. Можно предположить, что негативизм в отношении ислама порожден не теоретическим отторжением, а негативным опытом практического взаимодействия.

Остальные, упомянутые респондентами, вероисповедания находятся в пределах единичных упоминаний, что не позволяет нам делать какие-либо серьезные заключения и выводы на основе этих данных.

Анализ представлений респондентов о  роли религии в человеческом обществе завершается  анализом ответов опрашиваемых о взаимосвязи религии и нравственности. Сводные данные представлены в таблице 8.

 

Таблица 8: Согласны ли Вы с мнением, что распространение религии в обществе приведет к росту морально-этического облика людей.

1. Да, полностью поддерживаю.

14,95017

2. В большинстве случаев религия действительно оказывает положительное влияние на нравственный облик человека.

50,83056

3. В жизни, порой, бывает, что религия и нравственность не зависят друг от друга.

17,27575

4. Едва ли религия способствует росту нравственности, иногда бывает даже наоборот.

5,315615

5. Затрудняюсь ответить

11,62791

Полностью поддерживают тезис о взаимосвязи религии и нравственности 14,95% респондентов. 50,8% также поддерживают данный тезис, хотя и не столь категорично. Обратим внимание на то, что общее количество респондентов, положительно воспринимающих влияние религии на рост морального сознания граждан, составляет 65,8%. Это на 11 % ниже совокупного количества респондентов, признавших в первом вопросе положительный эффект от взаимодействия с религией в рамках профессиональной деятельности. При этом наиболее значительное расхождение мы наблюдаем в числе тех, кто занимал категоричную позицию Здесь сокращение составляет 16,8%. А вот число тех, кто склонен к умеренному ответу об определенном положительном влиянии религии в профессиональной сфере ниже на 7% по отношению к тем, кто придерживается схожей позиции применительно ко всему обществу.

Показатели негативных ответов вполне сопоставимы: оценивают роль религии скорее негативно в общесоциальной сфере – 17,27% , в профессиональной – 15,56%. Категорично негативные ответы наблюдаются у 5,31% и 7,94% соответственно. В этом случае получается, что 11,62% респондентов, затруднившихся с ответом в своей основной части относятся к группе лиц, однозначно признавших достаточно значительное влияние религии в профессиональной сфере. Это позволяет нам сформулировать предположение о степени конформизма среди данной категории сотрудников ГИБДД. Это люди, которые признают положительное влияние религии без должной доли рефлексии, отвечая «как нужно», «как считается правильным». Логика аргументации своей позиции у данной категории лиц сводима к формуле «Мы будем взаимодействовать с представителями религиозных объединений и будем признавать эффективность данного взаимодействия, хотя и не задумываемся о том, почему это происходит, и какова роль религии вообще».

При этом заметим, что количество респондентов, негативно оценивавших в профессиональной и общесоциальной сферах коррелирует с количеством респондентов, указавших на неоднократный опыт столкновения с религиозной нетерпимостью (26,9% к 22,58% в общесоциальной и 23,5% в профессиональной). Таким образом, не более 3,5% респондентов из числа имевших неоднократный опыт взаимодействия с религиозной нетерпимостью продолжают позитивно оценивать религию.

Подводя общие итоги исследования, допустимым будет экстраполировать полученные результаты на сообщество сотрудников правоохранительных органов в целом и признать состоятельность выдвинутой гипотезы. Действительно, восприятие религии изменяется в зависимости от того, в какой сфере данного профессионального сообщества происходит взаимодействие с ней. Наименьшая потребность в религии наблюдается в сфере межличностных отношений в рамках профессионального коллектива. Востребованность религии для оптимизации служебной деятельности, решения профессиональных задач достаточно высока. Причем это положительное восприятие религии в большинстве случаев не является чисто формальным и основано на внутреннем осознании положительного влияния религии на общество. Негативная оценка религии во многом определяется опытом личного столкновения сотрудников с религиозной нетерпимостью граждан.


Библиографический список
  1. Сальников Е.В. 2011. «Противодействие экстремизму как одна из задач современного школьного педагога: социально-философский аспект». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – № 4;
  2. Сальников Е.В. 2013 «Экстремизм в повседневном мире провинциальной России (по материалам социологического исследования в Орловской области)». Труды Академии управления МВД России. – № 3.


Все статьи автора «Salnikov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: