Многие современные исследователи воспринимают молодежь лишь в качестве объекта воспитания, внушения, воздействия. Однако это означает лишение молодежи возможности осуществления своей главной миссии – новаторского и творческого функционирования в социуме.
«Если молодежь не активна, не служит источником развития и прогресса, то ее существование в главном и основном не имеет социального смысла… Не реализовавшее себя социально молодое поколение – это потерянное поколение», – утверждает И.М.Ильинский [2, с.24-25].
Социальная активность – это потребность и способность индивида или группы в конкретном социальном действии, влекущем изменение статуса субъекта и/или воздействие с целью изменения социальной ситуации, при этом обязательно происходит взаимодействие с социумом.
Социальная активность рассматривается в качестве самостоятельной категории в психологии и социологии. В других науках этот вопрос затрагивается для изучения какого-либо явления или феномена.
Молодежь считается самой социально активной категорией общества.
Социолог К. Манхейм подчеркивал важность молодежи для «динамических», стремящихся к прогрессу обществ, отмечал наличие у молодого поколения того творческого потенциала, инновационного запаса, которым уже не обладает старшее поколение и, который не используется обществами, нацеленными на традиционно-консервативный путь развития. К. Манхейм говорит о способности молодежи к быстрому реагированию на смену ведущих социальных факторов, на ее мобильность [3].
Молодежь обладает огромным потенциалом в силу возрастных и психологических особенностей для социально активного поведения. Социальная активность молодежи несет в себе как конструктивный так и деструктивный характер. Каждая из данных форм имеет свои признаки. Конструктивной активности соответствуют:
- действия, направленные на поддержание и совершенствование существующего в обществе общественного устройства;
- поведение, цель которого – повышение личного социального статуса или его составляющих без причинения вреда существующим общественным нормам;
- креативность – создание предметов науки и техники, культуры и искусства;
- инновационный характер деятельности, способствующий появлению новых вариантов социального взаимодействия [3., с. 39-40].
Среди сфер социальной активности молодежи конструктивного характера, можно выделить следующие:
1. Трудовая деятельность. В данной сфере активность человека проявляется в форме оценки труда – признание профессионализма, карьерный рост, заработная плата, удовлетворение от результатов профессиональной деятельности.
В настоящее время молодежная активность в сфере труда претерпевает негативные изменения. Для большинства молодых людей трудовая деятельность зачастую приобретает значение только как источник средств к существованию. Учитывая, что молодежь – это резерв профессиональных кадров – такое потребительское отношение к труду становится тревожной тенденцией.
2. Образование. Сегодня спектр образовательных услуг и сама инфраструктура образования необычайно возросли. Позиция молодого человека по отношению к получению образования и сам результат этого процесса напрямую связаны с его активностью. Образование для молодежи все чаще выступает как неотъемлемый атрибут и инструмент для достижения социального успеха. Однако, существует и группа молодежи, которая получает образование «просто потому, что надо». Их действия лишены социальной активности, т.к. носят потребительский характер и конструктивны только в том, что сдерживают от деструктивности.
3. Творчество. Здесь, прежде всего, имеется в виду реализация личного креативного потенциала человека. Молодому возрасту присущ творческий поиск, а значит, подразумевает социальную активность.
Однако здесь имеет место особый тип социальной активности, которому характерны: направленность на культурно-социальное будущее; абсолютная независимость друг от друга понятий «талант» и «активность» (активный бездарь – нередкое явление); тесное общение с социумом, опосредованное продуктами творчества.
4. Личная жизнь (семья, брак, дружеские отношения и т.д.). Активность человека в данной сфере имеет огромное значение, т.к. прямое взаимодействие с обществом часто происходит именно через семью или дружескую компанию. Следовательно, есть и обратная сторона роли этих институтов, они могут поглощать социальную активность и даже сводить активную жизненную позицию в пассивную.
5. Общественные некоммерческие организации. Это сфера реализации
коллективной социальной активности. В обыденном понимании молодежную активность напрямую связывают с данной сферой. Здесь находит формы для самореализации т.н. «молодежный актив», т.е. самая активная часть молодежи, четко ориентированная на взаимодействие с обществом, партнерство с социальными институтами и реализацию собственной инициативы. В последние годы особенно заметно развитие различных организаций в молодежной и социально-благотворительной сферах, где подавляющее большинство волонтеров в этих организациях составляет молодежь.
6. Политика. Несмотря на рост политической активности молодежи во всем мире, на постсоветском пространстве данная сфера привлекает сравнительно небольшую часть молодежи, как правило, стремящуюся к карьерному росту и связанному с этим материальному благополучию. В данном случае, мы можем говорить скорее о деструктивной активности, т.к. такая деятельность как правило направлена не направлена на созидание.
В политике, как и в сфере труда – лишь немногие из молодых людей достигают реальных высот на различных уровнях политической арены. Все это не касается только одной политической линии – сферы самой молодежной политики, где процент молодежи в общем составе кадров очень велик и постоянно растет.
Сегодня получила распространение и такая форма политической активности молодого поколения как молодежная ассамблея или молодежный парламент, но судить о них как о реально ощутимой политической силе пока нельзя. Возможно, в скором будущем они станут не только платформой проявления социальной молодежной активности, но и реально будут оказывать влияние на принятие важных государственных решений и на политическую жизнь страны в целом.
Среди других сфер, где находит свое выражение социальная активность молодежи отдельно можно выделить спорт, науку, бизнес, и т. д., хотя они также укладываются и в отмеченные ранее сферы профессиональной занятости, образования, творчества.
Библиографический список
- Грибцова, А.В. организационно-педагогические условия социализации молодежи в деятельности общественных объединений : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Грибцова; из фондов Российской Государственной библиотеки. – Электрон. дан. – М. : РГБ, 2006. – 185 с.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М,: Голос, 2001. -243 с.
- Мальцева Э. А. Социальные инициативы и детское движение / Э. А. Мальцева, Н. М. Костина // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступ. – М: Логос, 2002. – С. 213 – 217.
Количество просмотров публикации: Please wait