Смена образовательной парадигмы способствовало формированию новой модели образования, основными принципами которой стали положения о том, что образование должно стать фактором развития человеческого капитала; инвестиционной сферой, оказывающей значительное влияние на социально-экономическое развитие страны; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильностии социально-культурной целостности государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики.
На наш взгляд, положение о необходимости соответствия формирующийся сетевой организации социальной структуры
российского общества способу предоставления образовательных услуг можно с полным правом распространить на образовательные системы сельской местности, модернизация которых в силу территориальных, социально-экономических,
национальных, инфраструктурных особенностей субъектов Федерации протекает достаточно специфично. По оценкам специалистов (А. И. Адамский [1], И. М. Реморенко, В. В. Третьяков [2] и др.) разработанные центральными органами власти стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, располагающихся преимущественно в центральных, с высокой плотностью населения, с хорошо развитой инфраструктурой
регионах. Около 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.
Изучение работ Л.В.Байбородовой [3], В.Г.Бочаровой [4], М. В. Груздева [5], М.П.Гурьяновой [6], А. М. Цирульникова [7] и др. позволили выявить особенности сельских местных образовательных сетей Сибири, которые обусловлены социально-демографической спецификой (малой заселенностью, большими расстояниями между поселениями, слабой развитостью социальной инфраструктуры) и связаны с недостаточной концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, низким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим требованиям формирующейся инновационной экономике уровнем их качества и эффективности. Это не позволяло в полном объеме решить комплекс задач, связанных с оптимизацией высоких затрат на
обучение детей в сельских школах путем введения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; разработки соответствующих современным требованиям основных и дополнительных образовательных программ, новых форм и
механизмов их реализации; формирования педагогических моделей и условий развития отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Сибири составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона).
В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ[1] как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется
путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.
Сетевые механизмы управления выполняют следующие функции: в рамках организационно-педагогической
функции — конкретизируют задачи управления, создают условия для целеполагания развития образовательной сети; хозяйственной (управленческой) — формируют основные условия функционирования сети, реализующиеся через
взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение проблем стимулирования; кадровой —решают кадровые вопросы, комплектуют состав руководителей и специалистов, сетевые органы управления; технологической — обеспечивают реализацию образовательного процесса; организационной — обеспечивают реальную регламентирующую организацию процессов обучения и воспитания; стимулирующей — определяют разработку и применение действующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети; инновационной — совершенствуют все элементы образовательной сети как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.
Для выявления содержания сетевых механизмов развития образования на селе рассмотрим их в качестве самостоятельных феноменов (см. табл. 1).
Таблица 1. Содержание механизмов сетевого взаимодействия сельских ОУ
Этап |
Механизм формирования |
Создание систем управления сетевым |
Механизм коммуникации |
Организационное |
Переход в инновационный режим |
Выявление модели сетевого |
Информационно-аналитическое |
Постановка системы |
Постановка задачи |
Выявление проблем, |
Целеполагание коммуникации |
Проектирование и |
Разработка модели образовательной сети |
Моделирование системы |
Проектирование и |
Организация и регулирование |
Организационное, экономическое |
Создание управленческо-педагогических |
Реализация способов |
Мотивация и координирование |
Формирование и поддержка |
Создание системы мотивации |
Формирование эмпатии как |
Контроль и оценка |
Диагностика результативности |
Выявление результатов |
Выявление уровня |
Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:
1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) есть совокупность принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, направленных на создание и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.
Разработка путей развития образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может
происходить по следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в
рамках формирования современных педагогических моделей учреждения и выявление (стихийное или осознанное) необходимости сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса – постановка задачи создания
педагогических ассоциаций различного типа – разработка модели образовательных сетей – организационное, экономическое и правовое оформление образовательных сетей – формирование и поддержка системы мотивации участников сетевого
взаимодействия – диагностика результативности деятельности образовательных сетей.
2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как способ социальной коммуникации для
организационного оформления управленческих структур сети учреждений и организаций, можно представить в виде следующего алгоритма: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности ОУ, входящих в сети, к
соответствующей модели управления; определение проблем, стоящих перед сетями и постановка задачи разработки модели управления; моделирование органов управления сети; создание управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.),
правовое оформление органов управления; определение функционала школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов
командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия.
3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Содержание коммуникационного механизма сетевого взаимодействия определяется следующим:
- Содержание коммуникационного механизма есть коммуникационная деятельность участников сетевого взаимодействия, т.е. завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации, осуществляемое в трех формах: подражание, управление, диалог. Коммуникационная деятельность складывается из коммуникационных действий. Преобладающая форма коммуникационных действий (подражание, правление, диалог) становится формой соответствующей коммуникационной деятельности.
- Субъектами коммуникационной деятельности в рамках сетевого взаимодействия являются: индивидуальная личность (школьники и педагоги как потребители и специалисты по реализации образовательных услуг), социальная группа (коллективы ОУ, других организаций, участвующих в реализации сетевых образовательных услуг), массовая совокупность (сельский социум).
- Ведущие виды коммуникационной деятельности в рамках сетевого взаимодействия – микрокоммуникация, мидикоммуникация, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступают либо индивидуальная личность, чаще социальная группа.
- В качестве объекта воздействия (если формируются не субъект-субъектные, а субъект-объектные связи) выступает личность или отдельный коллектив, что определяет уровень коммуникации: межличностный или групповой. При этом такая форма коммуникационного действия как диалог возможен только между субъектами одного уровня, а управление и подражание – между субъектами всех уровней.
- Коммуникационная деятельность определяется не как цепочка последовательных коммуникационных действий (операций), а единство коммуникационных и некоммуникационных актов; при этом любая некоммуникационная деятельность (познание, труд) включает в свою структуру коммуникационные действия. Поэтому технология коммуникации школ является сопровождающей сам процесс формирования сетевого взаимодействия.
- Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.
Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации
школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.
Библиографический список
- Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] / А. И. Адамский // Упр. шк. : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
- Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента) [Текст] / П. И. Третьяков ; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования ; Науч.-метод. центр ; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 200, [2] с. : илл.
- Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. – Ярославль, 1994. – 431 с.
- Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. – М. : Моск. пед. ун-т, 1991.
- Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
- Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села [Текст] : метод. рекомендации /
М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов ; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». – 2-е изд., доп. – М. : ИПСР РАО, 2003. – 191 с. - Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников. // Вопросы образования : ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004 – С. 40–65.
Количество просмотров публикации: Please wait