В современном обществе общение во многом стало опосредованным, что значительно снижает возможности личности в использовании экспрессивного, коммуникативного, перцептивного и интерактивного репертуара в отношениях с другими. Это приводит к тому, что люди испытывают трудности, связанные с самовыражением в общении. Возникает ситуация, когда с одной стороны человек постоянно испытывает потребность в самовыражении, в желании быть услышанным [1], а с другой – эта потребность редко удовлетворяется в виртуальных, опосредованных контактах, что приводит к возникновению многих проблем не только психологического, но и психического и даже соматического характера. Невозможность реализации себя в отношениях с другими становится зачастую и причиной затрудняющей развитие личностного, субъектного потенциала. Проявляясь в общении, личностные и субъектные характеристики определяют специфику отношений человека. Соответственно, можно предположить, что слабовыраженная субъектная позиция может усложнять, затруднять общение. Таким образом, можно говорить о достаточно сложной взаимосвязи существующей между субъектным потенциалом и эффективностью самовыражения в общении. Однако, несмотря на глубокую изученность проблемы общения, субъектные характеристики людей, вступающих в отношения и во взаимодействие, а также особенности их самовыражения в общении на сегодняшний день остаются малоизученными, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
Теоретический анализ исследований показал, что психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и жизни в целом, к изучению его субъектных качеств, проявляющихся во всех сферах жизни, в том числе и в общении (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Б.С. Братусь, Брушлинский, В.В. Давыдов, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, и др.). Различные подходы к определению субъектности отражают ее главную особенность – высший уровень активности, целостности, автономности личности человека. На сегодняшний день существуют различные модели субъектности, отдельные компоненты которых характеризуются инвариантностью и являются базовыми в описании субъекта общения, субъекта отношений (С.Л. Братченко, Е.Н.Волкова, И.А. Серегина, В.И. Степанский). Интеграция этих компонентов позволила выделить наиболее важные с точки зрения самовыражения в общении (к ним относятся ценностные ориентации, стремление к саморазвитию, самоактуализация) и использовать в эмпирическом исследовании для выявления профилей субъектных характеристик людей – участников общения.
Общение, являясь важнейшим условием жизнедеятельности человека, дает возможность развития личности, презентации себя другим, самовыражения, где проявляется сущность человека. Самовыражение личности в общении проявляется посредством самораскрытия и самопредъявления (самопрезентации) (Н.В. Амяга). Анализ проблемы самовыражения субъекта общения (Н.В. Амяга, Л.Я. Гозман, С.В. Духновский, А.В. Карпов, В.Н. Куницина, И.А. Серегина, Т.П. Скрипкина, В.И. Слободчиков, В.И. Степанский, И.П.Шкуратова и др.) дал возможность рассмотреть самораскрытие посредством таких показателей как рефлексия, доверие, принятие себя и других, а также рассмотреть самопредъявление как процесс предъявления информации о себе [2].
Теоретический анализ проблем субъектности и самовыражения в общении позволил предположить, что чем более развиты субъектные характеристики личности, тем в большей степени для них характерен высокий уровень рефлексии, доверия, принятия себя и других, и тем лучше они умеют управлять производимым на окружающих впечатлением. Соответственно целью эмпирического исследования, стало изучение самовыражения у людей с разным профилем субъектных характеристик: ценностными ориентациями, стремлением к саморазвитию и самоактуализации. Изучение субъектных характеристик осуществлялось с помощью двух методик: «Самоактуализационный тест» (CAT) (Э. Шостром, в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М.В. Кроз) и методики «Определение уровня саморазвития» (Т.М. Шамова). Для изучения особенностей самовыражения использовались методики – «Определение уровня рефлексивности» (А.В. Карпов), «Шкала межличностного (социального) доверия» (Дж. Роттер, адаптированная С.Г. Достоваловым), методика «Диагностика принятия других» (В. Фей), опросник «Способность к управлению самопредъявлением в общении» (Н.В. Амяга).
С целью выявления профилей субъектных характеристик был проведен кластерный анализ (иерархический), по результатам которого было обнаружено 6 кластеров с различной представленностью в них субъектных характеристик. Наглядно, результаты отображены в виде круговой диаграммы, представленной на рисунке 1.
- Рисунок 1 – Распределение людей по кластерам
Так, в первый кластер объединились 13 человек (19%) − люди, с достоверно более высоким уровнем развития ценностных ориентаций (Н=42,891 при р≤0,01) и самоуважения. Для них характерно высоко оценивать собственные достоинства, положительные черты своего характера и уважать себя за них. Их отличает стремление к самостоятельности и независимости. Также этих людей характеризует активное саморазвитие (Н=37,182 при р≤0,01). Самоактуализация представляет для них особую ценность. Они стремятся к личностному росту, который детерминирует их активность во взаимоотношениях с внешним миром; к обретению себя, поиску своего жизненного пути. Для них характерна адекватность самовосприятия, вне зависимости от оценок их достоинств и недостатков окружающими. Им свойственно соотносить свои действия с ситуацией и координировать их в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Исходя из этого, представители данного кластера получили название «Ценящие саморазвитие».
Во второй кластер объединилось 12 человек (17%). Это люди, характеризующиеся активным саморазвитием (Н=37,182 при р≤0,01), стремлением к изменению существующей жизненной ситуации. Для них характерно дискретное восприятие своего жизненного пути – ориентация на один из временных отрезков (прошлое, настоящее или будущее) (Н=20,968 при р≤0,01). Представителей данного кластера характеризует активность в направлении к самоактуализации, саморазвитю, к обретению себя и своего жизненного пути. Они способны анализировать свои поступки и отношения с окружающими, свою деятельность, но не придают этому большое значение. Им сложно принимать те личностные качества людей, которые они считают неприемлемыми. Условно этот кластер можно назвать «Стремящиеся к развитию».
В третий кластер объединилось 9 человек (13%). Это люди, характеризующиеся слабым пониманием своих чувств, потребностей, переживаний. Эти респонденты не отдают себе отчета в своих эмоциональных впечатлениях, слабо ощущают их. При принятии какого-либо решения, им сложно не опираться на мнение и оценки окружающих (Н=55,075 при р≤0,01). Они не отличаются стремлением к приобретению новых знаний об окружающем мире, не обладают выраженной творческой направленностью, креативностью. Для них характерны консерватизм во взглядах, скепсис, замкнутость, закрытая познавательная позиция (Н=19,781 при р≤0,01). Отсутствует ориентация на развитие. В отношениях с другими людьми они проявляют поверхностность, при знакомстве испытывают трудности. Им сложно мириться со слабостями тех людей, которые не представляют для них интерес. Можно сказать, что общение с другими не является для них значимой ценностью. Представители данного кластера условно были названы «Консерваторы».
В четвертый кластер объединилось 15 человек (22%), эти люди внутренне не принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. В общении они стараются скрывать свое раздражение и агрессию. Считают недопустимым показывать свое недовольство, уверены, что проявление данных эмоций может испортить отношения с другими людьми. Они стремятся к личностному росту, саморазвитию, которые детерминируют их активность во взаимоотношениях с внешним миром. Им присуща некоторая неадекватность восприятия самих себя, они зависят от оценок своих достоинств и недостатков другими людьми (Н=20,959 при р≤0,01). В общении им присуща некоторая поверхностность, такие люди не «раскрываются» перед другими. Представители данного кластера получили название «Социальные хамелеоны».
В пятый кластер объединилось 14 человек (20%), они характеризуются низким уровнем развития субъектных характеристик. Они не разделяют ценностей самоактуализирующейся личности и не стремятся к самоактуализации (Н=20,968 при р≤0,01), их саморазвитие характеризуется скорее необходимостью, нежели своими приоритетами. Это люди, живущие по принятым их социальной группой нормам и системе ценностей. Они не стремятся к приобретению новых знаний об окружающем мире, обладают «шаблонным» мышлением и закрытой познавательной позицией. Такие люди не уверены в себе, испытывают чувство неполноценности, склонны переносить ответственность за происходящее с ними на «внешний мир» – судьбу, обстоятельства, других людей. Они судят о своих достоинствах и недостатках, опираясь на оценку других людей (Н=20,959 при р≤0,01), которые при этом кажутся им подозрительными, настроенными против них. Все это позволило обозначить их как «Не имеющие субъектной позиции».
В шестой кластер объединились 6 человек (9%), для которых самоактуализация и саморазвитие имеют особую ценность, им характерна направленность на продуктивную деятельность. Они способны к спонтанному и непосредственному выражению своих чувств. Самоактуализация стала образом жизни этих людей, а не является мечтой или просто стремлением. Эти люди не только планируют свои действия, но и воплощают свои планы и замыслы в жизни (Н=55,075 при р≤0,01). Искренне радуются своим успехам и успехам окружающих, успех для этих людей – источник подлинного удовлетворения и радости. Они помогают окружающим из альтруистических мотивов. Уважают себя за свои достоинства, положительные черты характера; обладают низким уровнем тревожности, стремятся к самостоятельности и независимости, реагируют на меняющиеся условия ситуации и адекватно подстраиваются к ним (Н=19,781 при р≤0,01). Именно поэтому их можно назвать «Субъекты своей жизни».
Анализ каждого кластера с точки зрения особенностей самовыражения в общении показал, что статистически достоверные и значимые различия выявлены не по всем показателям. Различия в самовыражении, выявлены только по самопринятию и гибкости в поведении. По остальным особенностям: рефлексивность, социальное доверие, принятие других и управление самопредъявлением − различия не были обнаружены.
Так, достоверно обнаружено, что «Ценящие саморазвитие» и «Субъекты своей жизни» имеют самые высокие показатели принятия себя. Можно утверждать, что они адекватно воспринимают самих себя, такими, какие они есть, вне зависимости от оценок их достоинств и недостатков окружающими (Н=20,959 при р≤0,01). В общении, они ведут себя с достоинством, принимают конструктивную критику. При этом, «Социальные хамелеоны» и «Не имеющие субъектной позиции» напротив – излишне самокритичны, постоянно сомневаются в себе, что в значительной степени усугубляет отношения с другими людьми и общение с ними. Для этих людей зачастую характерен внутриличностный конфликт, который мешает им принимать себя такими, какими они являются. Можно говорить о некоторой неадекватности восприятия этими людьми самих себя, возможно, они судят о своих достоинствах и недостатках, опираясь на оценку других людей. Говоря о «Консерваторах» и «Стремящихся к развитию» отметим, что для них, в целом также характерно адекватное принятие себя, при этом возможно они оценивают себя с опорой на мнения и оценки «значимых других».
«Социальные хамелеоны», «Не имеющие субъектной позиции» и «Консерваторы» – имеют низкую степень гибкости, во взаимодействии с окружающими, они реалистичны и практичны, хорошо разбираются в окружающей действительности, но при этом, когда требуется какое-то нестандартное и быстрое решение, они испытывают трудности, об этом свидетельствуют выявленные достоверные различия (Н=19,781 при р≤0,01). Возможно, это связанно с их низко развитой субъектностью. Другими словами, это люди, живущие по принятым их социальной группой нормам и системе ценностей, которые не стремятся к приобретению новых знаний, обладают «шаблонным» мышлением и не стремятся реализовать свои ценности в поведении и общении с другими. В отличие от них, «Субъекты своей жизни» способны реагировать на меняющиеся условия и ситуации, и подстраиваться в соответствии с ними, а также способны реализовать свои ценности в поведении и взаимоотношениях с окружающими. «Ценящие саморазвитие» и «Стремящиеся к развитию» способны реагировать на меняющиеся условия и ситуации, а также умеют реализовывать свои ценности в поведении и взаимоотношениях с окружающими.
Для «Ценящих саморазвитие» и «Стремящихся к развитию» характерен более низкий уровень развития рефлексивности (при отсутствии достоверно значимых различий), чем для «Консерваторов», «Социальных хамелеонов», «Не имеющих субъектной позиции» и «Субъектов своей жизни». Возможно, это связанно с тем, что представители первого и второго кластера в большей степени проявляют свою активность в достижении поставленных целей, менее подвержены анализу прошлых событий (ретроспекции), их больше волнует «настоящее» и будущие события и перспективы. При этом «Социальные хамелеоны», при отсутствии достоверно значимых различий, наиболее склонны к самоанализу, анализу ситуаций и происходящих событий, своего поведения в конкретной ситуации (Н=4,136 при р≤0,05).
«Социальные хамелеоны» и «Не имеющие субъектной позиции» характеризуются средними (с тенденцией к низким) показателями социального доверия. Можно сказать, что они имеют слабую степень раскрытия перед другими, это может быть связанно с тем, что в процессе общения, они чувствуют себя неуверенно, о правильности своего поведения судят на основе принятой в окружении системы норм и ценностей. Они замкнуты и осторожны, действуют при помощи давно испытанных методов. «Ценящие саморазвитие», «Стремящиеся к развитию», «Консерваторы» и «Субъекты своей жизни» характеризуется повышенным уровнем доверия по отношению к другим, т.е. в тех случаях, когда нет особых причин не доверять, они могут положиться на других, довериться им. При этом, наибольшим доверием по отношению к другим характеризуются «Ценящие саморазвитие» (при отсутствии достоверных различий, Н=3,038, р≤0,05).
Низкими показателями принятия других обладают «Стремящиеся к развитию» и «Не имеющие субъектной позиции». Для «Не имеющих субъектной позиции», другие люди в целом кажутся подозрительными, настроенными против них, что связанно вероятно с их собственным неадекватным самовосприятием. В свою очередь «Стремящиеся к развитию» не могут принять личностные качества других, которые являются для них неприемлемыми (например, отсутствие желаний и стремлений к саморазвитию у других). «Социальные хамелеоны», «Консерваторы», и «Ценящие саморазвитие» характеризуются средними показателями принятия других, что говорит о более «комфортных» и гармоничных отношениях с окружающими. При этом «Субъектам своей жизни» свойственно наибольшее принятие других, что позволяет им в общении вести себя с достоинством, принимать конструктивную критику, и мириться со слабостями окружающих.
Анализируя самопредъявление, отметим, что в целом (при отсутствии достоверных различий) представители всех кластеров, «Ценящие саморазвитие», «Стремящиеся к развитию», «Консерваторы», «Социальные хамелеоны», «Не имеющие субъектной позиции» и «Субъекты своей жизни», характеризуются умеренным регулированием своего поведения, которое может задаваться как внутренними эмоциональными состояниями и установками, так и особенностями конкретной ситуации (Н=4,136 при р≤0,05).
Помимо выявленных особенностей самовыражения у людей с разным профилем субъектных характеристик, было установлено, что между субъектными характеристиками и показателями самовыражения существуют достоверно значимые взаимосвязи. Так обнаружено, что чем больше развиты потребность и стремление человека реализовать свои способности (свой потенциал), тем более критично его отношение к окружающим (обратная взаимосвязь) (rs= -0,241, при р=0,05). Чем выше способность человека жить настоящим, переживать свою жизнь, во всей полноте «здесь и сейчас», тем в большей степени, для него характерно принятие других такими, какие они есть, и тем более гармоничные отношения складываются у него с окружающими (rs=0,389, при р=0,01). Было также обнаружено, что таким людям характерна высокая степень принятия себя такими, какие они есть (rs=0,578, при р=0,01); а также характерна более высокая степень реализации своих ценностей в поведении и умение быстро и адекватно подстроиться под изменяющиеся условия ситуации (rs=0,533, при р=0,01). Чем больше человек руководствуется в жизни собственными убеждениями, целями, установками, тем он более свободен в выборе стратегий поведения и тем соответственно, больше он принимает себя, доверяет себе и своим принципам (rs=0,611, при р=0,01). При этом такие люди способны адекватно оценить возможность реализовать свои ценности в соответствие с ситуацией (rs=0,624, при р=0,01). Чем больше человеку присущи ценности самоактуализирующейся личности, тем он больше направлен на продуктивную деятельность, тем больше он принимает себя (rs=0,420, при р=0,01); тем больше его умение реализовывать эти ценности, в поведении и взаимодействии с окружающими (rs=0,363, при р=0,01).
В заключении, нужно отметить, что полученные в нашем исследовании результаты, вызывают интерес своей дихотомией – с одной стороны, отсутствием достоверно значимых различий в кластерах по некоторым показателям самовыражения, с другой – наличием достоверных корреляционных связей между субъектностью и особенностями самовыражения. При этом обнаружена еще одна закономерность: чем выше субъектность человека, тем более критично и недоверчиво он относится к другим людям. Вероятно, эти факты можно объяснить многомерностью процесса общения и необходимостью учитывать такие переменные как: заинтересованность в эффективном взаимодействии, мотивацию и цели субъектов общения, специфику социально-перцептивных процессов, психоэмоциональное состояние субъектов общения и др. Результаты исследования открывают, с одной стороны, перспективы дальнейшего изучения особенностей самовыражения в общении с учетом вышеназванных переменных, с другой – перспективы разработки прсихокоррекционных программ, направленных на развитие ценностных ориентаций субъектов, умение принимать себя и других, развитие рефлексивности, а также на развитие умений и навыков, направленных на формирование адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми.
Библиографический список
- Могилевская Г.И. Социальные сети как актуальный способ самовыражения массового человека // Молодой ученый, №4 – 2012.– с. 517-520. URL: http://www.moluch.ru/archive/39/4592/
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы, М. 1991, с. 37-74.