ОСОБЕННОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ОБЩЕНИИ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Эксакусто Татьяна Валентиновна1, Ляшко Марина Валерьевна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, магистрант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье представлены результаты исследования субъектных характеристик людей и особенностей их самовыражения в общении. Дается описание модели самовыражения личности в общении. Показано, что субъекты с высокоразвитыми характеристиками субъектности способны к спонтанному выражению свои чувств, им характерна естественность и легкость в поведении, однако охарактеризовать их как людей склонных к самовыражению в общении достаточно сложно, поскольку их принятие других, доверие к другим и самопредъявление невысоки.

Ключевые слова: самовыражение в общении, самопредъявление., самораскрытие, субъектные характеристики


FEATURES OF SELF-EXPRESSION IN COMMUNICATION AT PEOPLE WITH THE DIFFERENT PROFILE OF SUBJECT CHARACTERISTICS

Eksakusto Tatyana Valentinovna1, Lyashko Marina Valeryevna2
1Southern Federal University, PhD in Psychological Science, associate professor of the Psychology and Safety of Existence Department
2Southern Federal University, master student of the Psychology and Safety of Existence Department

Abstract
Results of research of subject characteristics of people and features of their self-expression are presented in article in communication. The description of model of self-expression of the personality in communication is given. It is shown that subjects with advanced characteristics of subjectivity are capable to spontaneous expression the of feelings, to them naturalness and ease in behavior is characteristic, however to characterize them as people inclined to self-expression in communication, it is rather difficult as their acceptance of others, trust to another and self-presentation are low.

Keywords: self-disclosure, self-expression in communication, self-presentation., subject characteristics


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Эксакусто Т.В., Ляшко М.В. Особенности самовыражения в общении у людей с разным профилем субъектных характеристик // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/09/3721 (дата обращения: 24.02.2024).

В современном обществе общение во многом стало опосредованным, что значительно снижает возможности личности в использовании экспрессивного, коммуникативного, перцептивного и интерактивного репертуара в отношениях с другими. Это приводит к тому, что люди испытывают трудности, связанные с самовыражением в общении. Возникает ситуация, когда с одной стороны человек постоянно испытывает потребность в самовыражении, в желании быть услышанным [1], а с другой – эта потребность редко удовлетворяется в виртуальных, опосредованных контактах, что приводит к возникновению многих проблем не только психологического, но и психического и даже соматического характера. Невозможность реализации себя в отношениях с другими становится зачастую и причиной затрудняющей развитие личностного, субъектного потенциала. Проявляясь в общении, личностные и субъектные характеристики определяют специфику отношений человека. Соответственно, можно предположить, что слабовыраженная субъектная позиция может усложнять, затруднять общение. Таким образом, можно говорить о достаточно сложной взаимосвязи существующей между субъектным потенциалом и эффективностью самовыражения в общении. Однако, несмотря на глубокую изученность проблемы общения, субъектные характеристики людей, вступающих в отношения и во взаимодействие, а также особенности их самовыражения в общении на сегодняшний день остаются малоизученными, что обуславливает актуальность настоящего исследования.

Теоретический анализ исследований показал, что психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и жизни в целом, к изучению его субъектных качеств, проявляющихся во всех сферах жизни, в том числе и в общении (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Б.С. Братусь, Брушлинский, В.В. Давыдов, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, и др.). Различные подходы к определению субъектности отражают ее главную особенность – высший уровень активности, целостности, автономности личности человека. На сегодняшний день существуют различные модели субъектности, отдельные компоненты которых характеризуются инвариантностью и являются базовыми в описании субъекта общения, субъекта отношений (С.Л. Братченко, Е.Н.Волкова, И.А. Серегина, В.И. Степанский). Интеграция этих компонентов позволила выделить наиболее важные с точки зрения самовыражения в общении (к ним относятся ценностные ориентации, стремление к саморазвитию, самоактуализация) и использовать в эмпирическом исследовании для выявления профилей субъектных характеристик людей – участников общения.

Общение, являясь важнейшим условием жизнедеятельности человека, дает возможность развития личности, презентации себя другим, самовыражения, где проявляется сущность человека. Самовыражение личности в общении проявляется посредством самораскрытия и самопредъявления (самопрезентации) (Н.В. Амяга). Анализ проблемы самовыражения субъекта общения (Н.В. Амяга, Л.Я. Гозман, С.В. Духновский, А.В. Карпов, В.Н. Куницина, И.А. Серегина, Т.П. Скрипкина, В.И. Слободчиков, В.И. Степанский, И.П.Шкуратова и др.) дал возможность рассмотреть самораскрытие посредством таких показателей как рефлексия, доверие, принятие себя и других, а также рассмотреть самопредъявление как процесс предъявления информации о себе [2].

Теоретический анализ проблем субъектности и самовыражения в общении позволил предположить, что чем более развиты субъектные характеристики личности, тем в большей степени для них характерен высокий уровень рефлексии, доверия, принятия себя и других, и тем лучше они умеют управлять производимым на окружающих впечатлением. Соответственно целью эмпирического исследования, стало изучение самовыражения у людей с разным профилем субъектных характеристик: ценностными ориентациями, стремлением к саморазвитию и самоактуализации. Изучение субъектных характеристик осуществлялось с помощью двух методик: «Самоактуализационный тест» (CAT) (Э. Шостром, в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М.В. Кроз) и методики «Определение уровня саморазвития» (Т.М. Шамова). Для изучения особенностей самовыражения использовались методики – «Определение уровня рефлексивности» (А.В. Карпов), «Шкала межличностного (социального) доверия» (Дж. Роттер, адаптированная С.Г. Достоваловым), методика «Диагностика принятия других» (В. Фей), опросник «Способность к управлению самопредъявлением в общении» (Н.В. Амяга).

С целью выявления профилей субъектных характеристик был проведен кластерный анализ (иерархический), по результатам которого было обнаружено 6 кластеров с различной представленностью в них субъектных характеристик. Наглядно, результаты отображены в виде круговой диаграммы, представленной на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Распределение людей по кластерам

Так, в первый кластер объединились 13 человек (19%) − люди, с достоверно более высоким уровнем развития ценностных ориентаций (Н=42,891 при р≤0,01) и самоуважения. Для них характерно высоко оценивать собственные достоинства, положительные черты своего характера и уважать себя за них. Их отличает стремление к самостоятельности и независимости. Также этих людей характеризует активное саморазвитие (Н=37,182 при р≤0,01). Самоактуализация представляет для них особую ценность. Они стремятся к личностному росту, который детерминирует их активность во взаимоотношениях с внешним миром; к обретению себя, поиску своего жизненного пути. Для них характерна адекватность самовосприятия, вне зависимости от оценок их достоинств и недостатков окружающими. Им свойственно соотносить свои действия с ситуацией и координировать их в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Исходя из этого, представители данного кластера получили название «Ценящие саморазвитие».

Во второй кластер объединилось 12 человек (17%). Это люди, характеризующиеся активным саморазвитием (Н=37,182 при р≤0,01), стремлением к изменению существующей жизненной ситуации. Для них характерно дискретное восприятие своего жизненного пути – ориентация на один из временных отрезков (прошлое, настоящее или будущее) (Н=20,968 при р≤0,01). Представителей данного кластера характеризует активность в направлении к самоактуализации, саморазвитю, к обретению себя и своего жизненного пути. Они способны анализировать свои поступки и отношения с окружающими, свою деятельность, но не придают этому большое значение. Им сложно принимать те личностные качества людей, которые они считают неприемлемыми. Условно этот кластер можно назвать «Стремящиеся к развитию».

В третий кластер объединилось 9 человек (13%). Это люди, характеризующиеся слабым пониманием своих чувств, потребностей, переживаний. Эти респонденты не отдают себе отчета в своих эмоциональных впечатлениях, слабо ощущают их. При принятии какого-либо решения, им сложно не опираться на мнение и оценки окружающих (Н=55,075 при р≤0,01). Они не отличаются стремлением к приобретению новых знаний об окружающем мире, не обладают выраженной творческой направленностью, креативностью. Для них характерны консерватизм во взглядах, скепсис, замкнутость, закрытая познавательная позиция (Н=19,781 при р≤0,01). Отсутствует ориентация на развитие. В отношениях с другими людьми они проявляют поверхностность, при знакомстве испытывают трудности. Им сложно мириться со слабостями тех людей, которые не представляют для них интерес. Можно сказать, что общение с другими не является для них значимой ценностью. Представители данного кластера условно были названы  «Консерваторы».

В четвертый кластер объединилось 15 человек (22%), эти люди внутренне не принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. В общении они стараются скрывать свое раздражение и агрессию. Считают недопустимым показывать свое недовольство, уверены, что проявление данных эмоций может испортить отношения с другими людьми. Они стремятся к личностному росту, саморазвитию, которые детерминируют их активность во взаимоотношениях с внешним миром. Им присуща некоторая неадекватность восприятия самих себя, они зависят от оценок своих достоинств и недостатков другими людьми (Н=20,959 при р≤0,01). В общении им присуща некоторая поверхностность, такие люди не «раскрываются» перед другими. Представители данного кластера получили название «Социальные хамелеоны».

В пятый кластер объединилось 14 человек (20%), они характеризуются низким уровнем развития субъектных характеристик. Они не разделяют ценностей самоактуализирующейся личности и не стремятся к самоактуализации (Н=20,968 при р≤0,01), их саморазвитие характеризуется скорее необходимостью, нежели своими приоритетами. Это люди, живущие по принятым их социальной группой нормам и системе ценностей. Они не стремятся к приобретению новых знаний об окружающем мире, обладают «шаблонным» мышлением и закрытой познавательной позицией. Такие люди не уверены в себе, испытывают чувство неполноценности, склонны переносить ответственность за происходящее с ними на «внешний мир» – судьбу, обстоятельства, других людей. Они судят о своих достоинствах и недостатках, опираясь на оценку других людей (Н=20,959 при р≤0,01), которые при этом кажутся им подозрительными, настроенными против них. Все это позволило обозначить их как «Не имеющие субъектной позиции».

В шестой кластер объединились 6 человек (9%), для которых самоактуализация и саморазвитие имеют особую ценность, им характерна направленность на продуктивную деятельность. Они способны к спонтанному и непосредственному выражению своих чувств. Самоактуализация стала образом жизни этих людей, а не является мечтой или просто стремлением. Эти люди не только планируют свои действия, но и воплощают свои планы и замыслы в жизни (Н=55,075 при р≤0,01). Искренне радуются своим успехам и успехам окружающих, успех для этих людей – источник подлинного удовлетворения и радости. Они помогают окружающим из альтруистических мотивов. Уважают себя за свои достоинства, положительные черты характера; обладают низким уровнем тревожности, стремятся к самостоятельности и независимости, реагируют на меняющиеся условия ситуации и адекватно подстраиваются к ним (Н=19,781 при р≤0,01). Именно поэтому их можно назвать «Субъекты своей жизни».

Анализ каждого кластера с точки зрения особенностей самовыражения в общении показал, что статистически достоверные и значимые различия выявлены не по всем показателям. Различия в самовыражении, выявлены только по самопринятию и гибкости в поведении. По остальным особенностям: рефлексивность, социальное доверие, принятие других и управление самопредъявлением − различия не были обнаружены.

Так, достоверно обнаружено, что «Ценящие саморазвитие» и «Субъекты своей жизни» имеют самые высокие показатели принятия себя. Можно утверждать, что они адекватно воспринимают самих себя, такими, какие они есть, вне зависимости от оценок их достоинств и недостатков окружающими (Н=20,959 при р≤0,01). В общении, они ведут себя с достоинством, принимают конструктивную критику. При этом, «Социальные хамелеоны» и «Не имеющие субъектной позиции» напротив – излишне самокритичны, постоянно сомневаются в себе, что в значительной степени усугубляет отношения с другими людьми и общение с ними. Для этих людей зачастую характерен внутриличностный конфликт, который мешает им принимать себя такими, какими они являются. Можно говорить о некоторой неадекватности восприятия этими людьми самих себя, возможно, они судят о своих достоинствах и недостатках, опираясь на оценку других людей. Говоря о «Консерваторах» и «Стремящихся к развитию» отметим, что для них, в целом также характерно адекватное принятие себя, при этом возможно они оценивают себя с опорой на мнения и оценки «значимых других».

«Социальные хамелеоны», «Не имеющие субъектной позиции» и «Консерваторы» – имеют низкую степень гибкости, во взаимодействии с окружающими, они реалистичны и практичны, хорошо разбираются в окружающей действительности, но при этом, когда требуется какое-то нестандартное и быстрое решение, они испытывают трудности, об этом свидетельствуют выявленные достоверные различия (Н=19,781 при р≤0,01). Возможно, это связанно с их низко развитой субъектностью. Другими словами, это люди, живущие по принятым их социальной группой нормам и системе ценностей, которые не стремятся к приобретению новых знаний, обладают «шаблонным» мышлением и не стремятся реализовать свои ценности в поведении и общении с другими. В отличие от них, «Субъекты своей жизни» способны реагировать на меняющиеся условия и ситуации, и подстраиваться в соответствии с ними, а также способны реализовать свои ценности в поведении и взаимоотношениях с окружающими. «Ценящие саморазвитие» и «Стремящиеся к развитию» способны реагировать на меняющиеся условия и ситуации, а также умеют реализовывать свои ценности в поведении и взаимоотношениях с окружающими.

Для «Ценящих саморазвитие» и «Стремящихся к развитию» характерен более низкий уровень развития рефлексивности (при отсутствии достоверно значимых различий), чем для «Консерваторов», «Социальных хамелеонов», «Не имеющих субъектной позиции» и «Субъектов своей жизни». Возможно, это связанно с тем, что представители первого и второго кластера в большей степени проявляют свою активность в достижении поставленных целей, менее подвержены анализу прошлых событий (ретроспекции), их больше волнует «настоящее» и будущие события и перспективы. При этом «Социальные хамелеоны», при отсутствии достоверно значимых различий, наиболее склонны к самоанализу, анализу ситуаций и происходящих событий, своего поведения в конкретной ситуации (Н=4,136 при р≤0,05).

«Социальные хамелеоны» и «Не имеющие субъектной позиции» характеризуются средними (с тенденцией к низким) показателями социального доверия. Можно сказать, что они имеют слабую степень раскрытия перед другими, это может быть связанно с тем, что в процессе общения, они чувствуют себя неуверенно, о правильности своего поведения судят на основе принятой в окружении системы норм и ценностей. Они замкнуты и осторожны, действуют при помощи давно испытанных методов. «Ценящие саморазвитие», «Стремящиеся к развитию», «Консерваторы» и «Субъекты своей жизни» характеризуется повышенным уровнем доверия по отношению к другим, т.е. в тех случаях, когда нет особых причин не доверять, они могут положиться на других, довериться им. При этом, наибольшим доверием по отношению к другим характеризуются «Ценящие саморазвитие» (при отсутствии достоверных различий, Н=3,038, р≤0,05).

Низкими показателями принятия других обладают «Стремящиеся к развитию» и «Не имеющие субъектной позиции». Для «Не имеющих субъектной позиции», другие люди в целом кажутся подозрительными, настроенными против них, что связанно вероятно с их собственным неадекватным самовосприятием. В свою очередь «Стремящиеся к развитию» не могут принять личностные качества других, которые являются для них неприемлемыми (например, отсутствие желаний и стремлений к саморазвитию у других). «Социальные хамелеоны», «Консерваторы», и «Ценящие саморазвитие» характеризуются средними показателями принятия других, что говорит о более «комфортных» и гармоничных отношениях с окружающими. При этом «Субъектам своей жизни» свойственно наибольшее принятие других, что позволяет им в общении вести себя с достоинством, принимать конструктивную критику, и мириться со слабостями окружающих.

Анализируя самопредъявление, отметим, что в целом (при отсутствии достоверных различий) представители всех кластеров, «Ценящие саморазвитие», «Стремящиеся к развитию», «Консерваторы», «Социальные хамелеоны», «Не имеющие субъектной позиции» и «Субъекты своей жизни», характеризуются умеренным регулированием своего поведения, которое может задаваться как внутренними эмоциональными состояниями и установками, так и особенностями конкретной ситуации (Н=4,136 при р≤0,05).

Помимо выявленных особенностей самовыражения у людей с разным профилем субъектных характеристик, было установлено, что между субъектными характеристиками и показателями самовыражения существуют достоверно значимые взаимосвязи. Так обнаружено, что чем больше развиты потребность и стремление человека реализовать свои способности (свой потенциал), тем более критично его отношение к окружающим (обратная взаимосвязь) (rs= -0,241, при р=0,05). Чем выше способность человека жить настоящим, переживать свою жизнь, во всей полноте «здесь и сейчас», тем в большей степени, для него характерно принятие других такими, какие они есть, и тем более гармоничные отношения складываются у него с окружающими (rs=0,389, при р=0,01). Было также обнаружено, что таким людям характерна высокая степень принятия себя такими, какие они есть (rs=0,578, при р=0,01); а также характерна более высокая степень реализации своих ценностей в поведении и умение быстро и адекватно подстроиться под изменяющиеся условия ситуации (rs=0,533, при р=0,01). Чем больше человек руководствуется в жизни собственными убеждениями, целями, установками, тем он более свободен в выборе стратегий поведения и тем соответственно, больше он принимает себя, доверяет себе и своим принципам (rs=0,611, при р=0,01). При этом такие люди способны адекватно оценить возможность реализовать свои ценности в соответствие с ситуацией (rs=0,624, при р=0,01). Чем больше человеку присущи ценности самоактуализирующейся личности, тем он больше направлен на продуктивную деятельность, тем больше он принимает себя (rs=0,420, при р=0,01); тем больше его умение реализовывать эти ценности, в поведении и взаимодействии с окружающими (rs=0,363, при р=0,01).

В заключении, нужно отметить, что полученные в нашем исследовании результаты, вызывают интерес своей дихотомией – с одной стороны, отсутствием достоверно значимых различий в кластерах по некоторым показателям самовыражения, с другой – наличием достоверных корреляционных связей между субъектностью и особенностями самовыражения. При этом обнаружена еще одна закономерность: чем выше субъектность человека, тем более критично и недоверчиво он относится к другим людям. Вероятно, эти факты можно объяснить многомерностью процесса общения и необходимостью учитывать такие переменные как: заинтересованность в эффективном взаимодействии, мотивацию и цели субъектов общения, специфику социально-перцептивных процессов, психоэмоциональное состояние субъектов общения и др. Результаты исследования открывают, с одной стороны, перспективы дальнейшего изучения особенностей самовыражения в общении с учетом вышеназванных переменных, с другой – перспективы разработки прсихокоррекционных программ, направленных на развитие ценностных ориентаций субъектов, умение принимать себя и других, развитие рефлексивности, а также на развитие умений и навыков, направленных на формирование адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми.


Библиографический список
  1. Могилевская Г.И. Социальные сети как актуальный способ самовыражения массового человека // Молодой ученый, №4 – 2012.– с. 517-520. URL: http://www.moluch.ru/archive/39/4592/
  2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы, М. 1991, с. 37-74.


Все статьи автора «marina_lyashko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: