ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Летучева Светлана Константиновна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Аннотация
В статье рассматривается особенности работы художественного отдела учреждения дополнительного образования, как особая среда. При этом среда отдела рассматривается как фактор формирования творческой личности ребенка. Приводится пример работы некоторых творческих объединений.

Ключевые слова: дополнительное образование, творческая направленность, творчество, ценностно-смысловая среда


FORMATION OF CREATIVE DIRECTION AND ENVIRONMENT VALUE AND MEANING (CASE STUDY OF CREATIVE GROUP OF ADDITIONAL EDUCATION)

Letucheva Svetlana Konstantinovna
MBOU DOD Palace of Children and Youth

Abstract
The article discusses features of the art department of institutions of further education as a special environment. The medium is considered as a factor of division forming a creative personality of the child. Is an example of some creative associations.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Летучева С.К. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3697 (дата обращения: 21.02.2024).

Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. Особенность системы формирования творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования заключается в том, что своим содержанием она закладывает основы базовой культуры личности в контексте развития ценностно-смысловой сферы ребенка [1, 2]. Содержательный аспект системы составляют программы дополнительного образования, направленные на активное освоение действительности, где методы и формы работы определяет педагог в алгоритме сотворчества и педагогической поддержки. В художественном отделе реализуются программы по различным направлениям искусства с характерным разнообразием жанров, которые ориентированы на реализацию идеи последовательного расширения границ картины мира ребенка: вокальное направление– академические, народные, фольклорные, эстрадно- джазовые ансамбли; хореографическое направление– народные, эстрадные, бальные, классические танцевальные коллективы; цирковое – эквилибр, жонглирование, хула-хупы, дрессура, клоунада; изобразительное – графика, живопись, скульптура; оркестровое – оркестр народных инструментов; театра и кино – драматический театр, театр кукол, детская киностудия. Все это в совокупности дает уникальный состав объединений, в которых происходит познание ребенком окружающего мира и себя в нем, происходит последовательная преемственность осваиваемых понятий и отношений, формируется ценностно-смысловая и творческая сфера.

Как мы уже отмечали ранее [5] подавляющее большинство объединений художественного отдела являются разновозрастными, состоящие из трех групп: младшие, средние и старшие школьники, и представляющие собой единое целое: это – народный ансамбль песни и пляски «Дон», образцовый фольклорный ансамбль «Феникс», вокальные ансамбли «Радуга», «Поющие сердца», «Город мечты», «Родничок», «Джем», «Ростовские непоседы», образцовый хореографический ансамбль «Надежда», образцовый ансамбль спортивных бальных танцев «Каскад», ансамбль классического танца «Фуэте», народная цирковая студия «Поиск», киностудия «Новая эра», народный театр «Самокат», театр кукол «Петрушка», оркестр русских народных инструментов, студия изобразительного искусства.

Внутри объединений наблюдается как интеграция воспитанников с равноуровневой мотивацией, так и мотивирующее влияние на новичков с еще только начавшей формироваться творческой мотивацией товарищей, лидирующих в творчестве, ярко проявляющих свою творческую направленность. При организации совместной деятельности происходит интеллектуальное и нравственное взаимообогащение детей разного возраста.

Миссия педагога в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, а в умении и готовности вместе с ними пройти “путь” познания на уровне личностного роста.

С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются учащимся педагогом, но, с другой стороны, и сами учащиеся активно формулируют и конкретизируют их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые педагогом. На каждом этапе жизни у ребенка, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, появляются определенные цели, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели дает ему (ребенку) энергию для ее реализации, делая ее приоритетной.

Определение ценностного смысла дополнительного образования детей посредством категории «коммуникация» обусловливает непреложность нескольких системных характеристик этой педагогической практики, как пространства социокультурного взаимодействия детей между собой и с педагогом.

Так, в рамках экспериментальной площадки «Звонкие вечерки» [3] воспитанники образцового фольклорного ансамбля «Феникс» самостоятельно осуществляли поиск информации по заданной теме, готовили атрибуты; совместно с педагогами подбирали репертуар и обучались игре на различных народных инструментах (шумовых, духовых, струнных). За два учебных года, в рамках экспериментальной площадки, разучено более 50 новых разнохарактерных казачьих песен. Подготовлен репертуарный сборник «Песни Донских казаков», включающий в себя 260 песен. Воспитанники самостоятельно готовились к ежемесячным лекциям-концертам, в рамках которых были освящены различные темы: донская свадьба, проводы казаков в армию, участие в морских походах, судьба женщины в песнях и т.д. Каждая лекция-концерт состояла из нескольких частей: вводная часть, включающая историческую справку, песенный блок с комментариями к каждой песни, обучение гостей танцам и играм, казаков Дона и Кубани. Выбор темы, материала, подготовка реквизитов – отражала интересы и желания воспитанников ансамбля, которые под руководством педагогов готовили данные концерты. Так, при разработке программ, посвященных шумовым, духовым и струнным инструментам, участники приобрели несколько мастеровых музыкальных инструментов (пищик, жалейка, сельефлет, свирель, дудук, зурна, шви, дульсимер, бойран, трещотки),

В рамках подготовки к мероприятиям проводились встречи с фольклористами и музыкантами, которые подарили ансамблю мандалину, висл, окарину, пан-флейту, кугиклы, варган, кену, в освоении которых дистанционно участвовали мастера-изготовители и музыканты: Алексей Палагин, Олег Дробинский (г. Москва), Антон Платонов (г. Новороссийск) и Владимир Зацепин (г. Екатеринбург).

В рамках педагогического наблюдения можно отметить, что два года активного участия в подготовке и проведении мероприятий экспериментальной площадки у участников ансамбля повысился уровень исполнительского мастерства, развилась мотивация к духовному, нравственному совершенствованию. Они стали больше времени уделять самообразованию.

Как показывает накопленный нами опыт на примере работы в фольклорном ансамбле «Феникс», влияние народного фольклора непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие фольклорного вокально-хореографического искусства бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине; хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства; жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Кроме того, фольклор формирует представление о красоте, как гармонии внешнего и внутреннего [6], что также важно при формировании ценностно-смысловой и творческой среды.

Так, в процессе формирования у учащихся умений и навыков различать эмоциональную выразительность музыкального произведения по тембру, регистру, динамике звучания инструментов, мимике и движениям исполнителя, происходит развитие их способности слушать и различать интонации, краски, характеры произведений, замечать настроение окружающих, их внутреннее состояние. У детей пробуждается чувство сострадания, желание прийти на помощь, т.е. формируются основы ценностно-смысловой сферы личности. Кроме того самостоятельный выбор темы лекции-концерта, выбор и подготовка атрибутов и оформления сцены – формирует основы творческой сферы личности, что также подкрепляется личной заинтересованностью воспитанников.

Другим примером может служить работа ИЗО-студии «Радуга» [4], в которой основная программа студии варьируется в зависимости от интересов детей. Так, педагоги объясняют специфику определенной техники (акварель, масло, карандаш и т.д.), однако содержание своей работы (рисунка) воспитанник выбирает самостоятельно исходя из собственных интересов, что способствует проявлению творческой активности и помогает формировать более глубокое отношение воспитанников к своей работе, проявлять себя в работе.

Кроме того, примером формирования творческой среды может служить работа киностудии «Новая Эра», где каждый воспитанник может попробовать себя в качестве сценариста, режиссера и актера в постановке, что также способствует формированию творческой направленности.

Ценностно-смысловая среда художественного отдела является основным фактором, влияющим на поведение каждого воспитанника в конкретной ситуации, определяя общую направленность его жизни, помогая осмысливать свое существование, окружающие явления, и мир в целом. Творческая среда – это тот фактор, который способствует формированию личности ребенка. Возможные вариации в рамках программы позволяют достичь максимального результата, что подтверждается как педагогическим наблюдением, так и количеством дипломов и грамот различного уровня.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Российский психологический журнал. – 2010. – №3. -Т.7. – С.9-17
  2. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  3. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  4. Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека». // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
  5. Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
  6. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010


Все статьи автора «svekolet13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: