Вопросы субъективного благополучия, качества жизни, удовлетворенности привлекают большое внимание многих исследователей особенно в последние десятилетия. Актуальность этой проблемы вызвана высокими запросами общества к современному человеку как субъекту своей жизни, способствующему развитию социума, его прогрессу. Решение вопроса качества жизни возможно и необходимо не только с точки зрения развития объективных показателей благополучия, но и с точки зрения субъективных, психологических факторов. Другими словами значимы именно ощущения человека, его ценностно-целевые ориентиры, мотивация к достижению результата [1], которые во многом определяют качество жизни человека. Развитие субъективного качества жизни (СКЖ) – возможно в процессе целенаправленной тренинговой работы, способствующей формированию субъектной позиции личности, ее целостности, активности [2].
Субъективное качество жизни определяется нами как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, целей, устремлений и степень удовлетворенности ими в различных сферах жизнедеятельности человека [3, с.66]. С целью оптимизации качества жизни субъекта, была разработана и реализована авторская тренинговая программа, опирающаяся на теоретическую модель субъективного качества жизни. В процессе организации тренинговой работы были учтены все необходимые требования: регулярность встреч (еженедельные занятия), их соответствие этапам и структуре тренинговых занятий, стабильность состава группы, общая длительность программы (48 часов). Диагностика субъективного качества жизни личности на разных этапах работы в тренинговой группе осуществлялась при помощи методики «Субъективное качество жизни личности (СКЖ)» (А.А. Заиченко, Т.В. Эксакусто) [4, с.74] и методов обратной связи (анкеты «Дартс», «Градусник»; методики «Лучи», «Шкала оценки»). В тренинговой работе приняли участие 35 человек (3 тренинговые группы).
На первом этапе исследования (до проведения тренинговой работы) было выявлено 11 человек (31%) с высоким интегральным показателем СКЖ, 17 человек (49%) со средним интегральным показателем СКЖ и 7 (20%) – с низким СКЖ. Субъекты с высоким показателем СКЖ характеризуются сформированными личностными смыслами и ценностями, терминальными устремлениями и удовлетворенностью своими достижениями в различных сферах жизни. Субъекты с низким СКЖ характеризуются дисгармонией в структуре ценностно-смысловых ориентаций, неудовлетворенностью собой, неумением отстаивать свои интересы и достигать собственные цели. Респонденты, относящиеся к группе со средним уровнем, обладают дисгармоничным профилем СКЖ и «выпадением» одного (или нескольких) из компонентов СКЖ, что может сопровождаться нереализованностью целей, ценностей либо низкой удовлетворенностью личности в тех или иных сферах жизнедеятельности.
Ориентируясь на полученные уровни СКЖ, работа в тренинговых группах выстраивалась следующим образом. Для субъектов с высоким уровнем СКЖ основной задачей выступала оптимизация субъективного качества жизни, построение новых ориентиров достижения с целью поддержки всестороннего и непрерывного развития творческого и духовного потенциала человека. В табл. 1 представлены результаты СКЖ в среднем по данной группе до начала тренинговой работы, после ее окончания и спустя три месяца.
Таблица 1. Динамика показателей качества жизни у субъектов с высоким уровнем СКЖ
Показатели в баллах/стенах |
СКЖ |
Ценностно-смысловые ориентации |
Цели и устремления |
Удовлетворенность жизнью |
До тренинга |
467/8 |
154/8 |
166/9 |
147/8 |
После тренига |
482/9 |
155/8 |
165/9 |
162/10 |
Спустя 3 мес. |
501/9 |
172/9 |
171/10 |
158/9 |
Анализируя полученные данные, было выявлено, что в целом по группе показатели СКЖ улучшились, при отсутствии достоверно значимых различий. Нужно отметить, что у субъектов с высоким СКЖ в процессе тренинговой работы, хотя и не произошло значимых изменений, однако положительные сдвиги на уровне тенденций в ценностно-смысловых ориентациях, в постановке новых целей, были обнаружены. Можно говорить о том, что субъекты стали более сознательно относится к себе, более осмысленно подходить к организации своей жизни. Одним из основных изменений в ценностно-целевой структуре респондентов стало принятие ими происходящих событий действительности такими, какие они есть, осознание перспектив роста и возможности реализации своего внутреннего потенциала в различных сферах жизнедеятельности.
Субъекты с низким уровнем СКЖ в процессе тренинговой работы были ориентированы на развитие ценностно-смысловой системы, актуализацию познания себя и мира, осознание детерминант собственного развития и планирование будущих достижений (в табл. 2 указаны результаты динамики показателей СКЖ и уровня его развития).
Таблица 2. Динамика показателей качества жизни у субъектов с низким уровнем СКЖ
Показатели в баллах/стенах |
СКЖ |
Ценностно-смысловые ориентации |
Цели и устремления |
Удовлетворенность жизнью |
До тренинга |
287/2 |
104/3 |
102/2 |
81/2 |
После тренинга |
402/5 |
146/6 |
122/4 |
134/7 |
Спустя 3 мес. |
385/5 |
148/7 |
110/3 |
107/5 |
После завершения тренинга в данной группе результаты существенно изменились, так у 72% субъектов интегральный показатель СКЖ увеличился и стал соответствовать среднему уровню качества жизни. Были обнаружены достоверные изменения не только по интегральному показателю СКЖ (Т=94 при р>0,05), но и по блокам «Удовлетворенность жизнью» (Т=71 при р=0,001),«Цели и устремления» (Т=172 при р=0,1), «Ценностно-смысловые ориентации» (Т=90 при р>0,05). Выявленная положительная динамика изменений позволяет охарактеризовать данных респондентов по итогам тренинговой работы как более гармоничных, осознающих свои возможности субъектов. Они характеризуются более четкими, сформированными личностными смыслами, что в целом способствует формированию целостности жизненной позиции респондентов и росту их благополучия. При этом нужно отметить, что изменения в сфере целей и устремлений были обнаружены только на уровне тенденций. Другими словами субъекты смогли осознать ценностные ориентиры своего развития, увидеть перспективы роста, однако проявление их активности в постановке конкретных целей и перспектив еще не достаточно высокое.
Важно отметить, что более 50% всех участников тренинговых групп – люди со средним уровнем СКЖ, которые характеризуются достаточной жизнестойкостью, адекватным восприятием себя и окружения, средними показателями благополучия жизни. Коррекционное воздействие в работе с этими респондентами было ориентировано на актуализацию рефлексии собственных целей и подцелей, проектирование будущего, работу по осознанию намерений и дифференциации чувств (т.е. коррекция была ориентирована на “слабый”, “выпадающий” компонент в структуре СКЖ конкретных участников группы) (см. табл. 3).
Таблица 3. Динамика показателей качества жизни у субъектов со средним уровнем СКЖ
Показатели в баллах/стенах |
СКЖ |
Ценностно-смысловые ориентации |
Цели и устремления |
Удовлетворенность жизнью |
До тренинга |
391/5 |
135/5 |
142/6 |
114/4 |
После тренинга |
458/8 |
144/6 |
165/9 |
149/8 |
Спустя 3 мес. |
466/8 |
150/7 |
157/8 |
159/9 |
Изменение показателей СКЖ в данной группе респондентов характеризуется наличием положительного сдвига по блоку «Удовлетворенностью жизнью» (Т=66, при р=0,01). Их отличает благоприятный жизненный настрой, оптимистичное видение своих перспектив, уверенная позиция и ориентация на достижения в будущем. Субъекты характеризуются повышением осознанности в постановке целей, осмысленности в проектировании будущего и активности в процессе постановки целей (достоверные изменения по блоку «Цели и устремления», Т=89, при р=0,04). По окончании тренинговой работы были обнаружены (на уровне тенденций) изменения в ценностно-смысловых ориентациях (Т=143 при р>0,1). Незначительные изменения в ценностно-смысловой сфере объясняются тем, что они достаточно пролонгированы во времени и предполагают постепенное изменение в структуре личности респондентов. Особенностью данной группы респондентов является то, что характерная для них неустойчивость, неопределенность смысловых ориентиров компенсируется активностью и целеустремленностью в достижении своих целей.
Таким образом, на данном этапе исследования можно заключить, что для всех участников тренинговых групп (не зависимо от уровня СКЖ) по окончании работы характерен сдвиг в строну улучшения показателей (по критерию сдвига Вилкоксона T=3 при р=0,001), более благоприятное представление о жизни в целом. Подтверждением положительной динамики СКЖ у субъектов тренинговой группы выступили результаты оценки обратной связи. Так по результатам анкеты «Откровенно говоря» был сделан вывод, что в процессе тренинга для участников большую значимость имела работа с ценностно-смысловыми ориентациями, направленная на оптимизацию самопознания и осознания своих ориентиров, целей. Реализация открытого диалога в группе способствовала актуализации внутренней работы субъектов, развитию позитивного самоотношения и восприятия событий жизни. Субъекты не просто «отрабатывали» тренинговые занятия, но и осознавали значимость внутренней работы для улучшения внешних показателей жизни.
По результатам оценочной методики «Дартс» было обнаружено, что средний балл в процессе тренинговой работы вырос с 5 до 7,5 (из 10 возможных), а по методике «Градусник» – с 5,5 до 8 баллов (из 10 возможных). Методика «Лучи» позволила определить, что после реализации тренинга благополучие и жизненный настрой участников выросли с 6,5 до 8 баллов (из 10 возможных). Данные изменения в показателях можно объяснить тем, что большинство субъектов до начала тренинговой работы достаточно поверхностно и нечетко представляли перспективы своей жизни, были более подвержены влиянию социальных стереотипов и неустойчивы в собственных предпочтениях. Однако в процессе открытого тренингового общения (способствующего изменению системы отношений человека к миру, себе и другим) обнаружился устойчивый рост активности и вовлеченности, общий положительный настрой и удовлетворение от новых открытий. Это отражает субъектные изменения в структуре личности участников, их стремление к поиску своего Я и самореализации в жизни. Другими словами участники стали осознавать необходимость субъективной работы направленной на саморазвитие и самореализацию, открытие новых возможностей (рост профессиональных успехов, налаживание социальных контактов и др.), что во многом способствует улучшению качества жизни.
Таким образом, можно заключить, что оптимизация показателей качества жизни у респондентов вне зависимости от уровня СКЖ способствует раскрытию потенциала и внутренних возможностей субъектов. Данное исследование раскрывает перспективы психокоррекционной, профилактической, просветительской деятельности направленной на оптимизацию субъективного качества жизни человека. Таким образом, в условиях неопределенности и нестабильности объективного мира, можно поддерживать благополучный уровень жизни населения и формировать личность, готовую к инновационным преобразованиям и творчеству посредством целенаправленной работы, связанной с формированием осознанной субъектной позиции человека, его уверенности в достижении целей, понимания системы ценностей гражданского общества.
Библиографический список
- Эммонс Р. Психология высших устремлений. М, 2003, 416 с.
- Заиченко А.А. Апробация тренинговой программы «Субъективное качество жизни личности» // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». 2012. №10. С.178 – 185.
- Эксакусто Т.В., Заиченко А.А. Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни (СКЖ) личности» // Вестник Санкт-петербургского университета. 2012. Сер.12. Вып. 4. С.64 – 84.
- Эксакусто Т.В., Заиченко А.А. Конструирование и апробация методики «Субъективное качество жизни (СКЖ) личности» // Вестник Санкт-петербургского университета. 2012. Сер.12. Вып. 4. С.64 – 84.