На современном этапе развития российского общества, проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются актуальными, а их исследования очень востребованными. На это обращают внимание как федеральные нормативно-правовые акты, так и многие ученые. Причем, вопросы определения и развития жизненных ценностей обучающихся важны как в системе общего образования, так и в системе непрерывного профессионального образования [1; 2]. Отметим, что духовно-нравственные основы закладывались в процессе религиозного (в том числе православного) воспитания.
Православный подход к формированию ценностей начал распространяться в Древней Руси, начиная с IX века. Он, в определенной степени, сохранился и до наших дней, развиваясь вместе с православием и церковью.
Нравственные ценности христианства в православии представлены в библейских заветах и мало чем отличаются от тех, которые содержатся в других течениях этой религии. В идеальных представлениях о человеке система ценностей проецируется на личностные качества, симпатии и антипатии, нормы жизни и правила поведения. Поэтому, сам идеал человека весьма сложен и многогранен, в разных источниках он описывается в различных формах и с самыми разными акцентами [3].
Патриархально-православный идеал человека не являлся статичным. Он постоянно претерпевал изменения. Эволюционная динамика заключалась в постоянном и последовательном смещении акцентов относительно важности тех или иных качеств и в ценностных установках людей. Приоритетность определялась, как правило, конкретно-историческими условиями того или иного периода. Так, в период становления христианства на Руси на первый план выходили ценности собственно православной веры. Сама вера в Иисуса провозглашалась как высшая ценность. Летописи изобилуют описанием того, как князья-язычники, рожденные и воспитанные язычниками, постигали веру в Бога, становились благочестивыми и приходили через это к спасению. Судя по православным житиям, самому святому князю Владимиру довелось пройти этот путь [4].
Народы, населявшие языческую Русь, исповедовали свою мораль, имели свою систему нравственных ценностей, которая отражалась в традициях, преданиях и обычаях. Просвещенные для своего времени христиане-летописцы, на основе наблюдений, пытались охарактеризовать состояние и уровень развития нравственности у русских народов, их идеал человека. В результате получались примерно такие характеристики: поляне – кроткие, стыдливые, тихие, почтительные, склонные к многоженству; древляне, радимичи, вятичи и северяне – живут по-звериному, едят нечистое, браков не признают, убивают друг друга, сквернословят при родителях; и т. д. Взгляд на языческие традиции и нравы, со стороны иностранных летописцев и просто купцов, попадавших на Русь, так же нелицеприятен. Заезжим гостям, по-видимому, приходилось сталкиваться и с обманом, прикрываемым в славянских общинах круговой порукой, и с открытой агрессией, и замкнутостью местного населения [5].
Крещение само по себе не принесло на Русь одновременно и нового миропонимания. Двойственность веры, духовная пустота и дикость бытия отмечались еще не одно столетие. Вместе с тем, начало было уже положено. На Руси появилась религия с тысячелетней историей.
Развитие христианской духовности в Древней Руси неразрывно связано с историей Византии. Восточная христианская церковь опиралась на многовековую античную и христианскую культуру. Систематичность и осмысленность действий православной церкви вместе с настойчивостью и терпением сделали духовное воспитание на Руси одним из важнейших элементов общественного развития.
Идеал человека в восточном ортодоксальном христианстве был схож с западноевропейским, но обладал и значительным своеобразием: византийская церковь терпимее относилась к иным верованиям, ее богословы тщательно изучали духовное наследие античности, используя из сочинений древнегреческих и римских авторов то, что, по их мнению, было полезно для православия. Просвещение в Византии было достаточно хорошо развито и организовано. Поэтому и в русском православии устанавливается достаточно мягкое отношение к человеку.
Практически во всех источниках, при описании православного идеала человека, употребляются понятия, связанные с «благом». Благо, абсолютное добро, – этическая категория, появившаяся еще в античной философии. Позже к нему обращались и философы классических школ. В православии благо отождествляют с Богом, с высшей духовной идеей. Для православной нравственности важнейшим является благодеяние человека, как элемент реализации божественной высшей идеи. Понятие благо дало много производных: благообразие, благопристойность, благочестие, благородство, благонравие и т.д., употребляемые в качестве этических терминов. Эти термины подразумевают понимание блага в христианском смысле: благо – это Бог – это высшее добро. В православном идеале человека вера в Бога постоянно занимала центральное место, но особенно этот акцент был ярок в период борьбы с язычеством.
Идеальный человек не может грешить. Греховность стала на Руси особой категорией бытовой морали. Унаследованный от славянского язычества образ жизни и традиции, с точки зрения православия были сплошь греховными. Жертвоприношения, клятвы, шумные празднества и пиры, культ физической силы – практически все эти древнеславянские атрибуты в православии считались грехом.
Особой страницей в древнерусскую жизнь вошли такие качества человека как храбрость, а также готовность пожертвовать собой или как говорили – «положить живот» за веру. Эти качества патриархального православного идеала человека стали гипертрофироваться в период от феодальных внутренних междоусобиц к борьбе с монголо-татарским игом и другими иноверцами. Слово о полку Игореве, Ипатьевская летопись и другие источники ХII-ХIII веков изобилуют восхвалениями и восхищением храбрости героев. От былинных богатырей, эти герои представляются таковыми, которые обрели смелость и силу не благодаря личным заслугам, а по предначертанию Бога.
Процесс познания в русском православии изначально неотделим от познания мира в целом, а знание слова Божия обретает истинную силу и ценность. Развитие светских наук вплоть до XVIII века считалось делом второстепенным, духовный мир на протяжении веков был изолирован от проникновения знаний о реальном мире. Попытки братьев Иоанникия и Софрония Лихудов включить в содержание образования основы физики – «естественной философии» иначе как пустыми мирскими забавами, с точки зрения духовенства, занимавшего ключевые позиции в общественном развитии и воспитании в то время, никто не называл [6].
Другая черта православного идеала человека – «дельность». Под дельностью понималась необходимость подтверждения людьми своей веры и добродетельных намерений реальными делами. Почти все древнерусские поучения содержат мысль о том, что вера без дела мертва, как и дела без веры. Позже, эта установка была конкретизирована и отражена в многочисленных отечественных Домостроях, наставлениях и поучениях.
Необходимы православному человеку дела для подтверждения истинности веры, мало были связаны с материальным созиданием. Дельность понималась скорее как благочестивое поведение, добрые дела, которые направлены на помощь ближнему. Деятельное проявление жалости ко всем нищим, убогим, немощным, наказанным считалось благочестивым долгом православного христианина.
Отдельное место среди духовных ценностей занимает красота. Она рассматривается как дар Божий, почиталась восточной христианской церковью с древнейших времен. Об этом свидетельствует, в частности, изящество православных храмов, высокая художественность икон и предметов обрядовой утвари. Понимание красоты в православии своеобразно, но теснейшим образом связано с верой, является способом выражения религиозного чувства. В идеале, человеку должно было быть свойственно понимание красоты речи, письма, формы, цветосочетаний, звуков и манер. Православная ценность красоты глубоко религиозна. Эстетические чувства человека должны были дополнять и эмоционально украшать его веру.
Духовные ценности православия, истинность веры, и ученость, и дельность, и общинность, и изящество отражались в жизнеописаниях святых. Духовный идеал человека должен был иметь посредника, который мог бы служить примером в воспитании. Наличие примера – человека, достигшего развития желаемых качеств, проявившего их в жизни, реализовавшего себя и свою веру считалось необходимым для укрепления веры людей в возможность сделать тоже в своей жизни.
Русские жития святых – литературные произведения о жизни и подвигах тех, кто был причислен к лику святых православной церковью. В этих книгах предстают человеческие образы, пронесшие через всю жизнь православную веру. Они прославили себя подвигами ради православной веры. В их деяниях проявляются те стремления, из которых и состоял идеал православного человека.
Жития исследовались историками, теософами, философами и филологами. Существует достаточно много классификаций и группировок православных житий по самым различным основаниям. Агиографы – описатели жизни и деятельности святых, следуя источникам, разделяют их на подвижников во славу церкви, князей, создателей монастырей, мучеников, юродивых. Для изучения эволюции человеческого идеала и воспитательных целей в православии представляется более важным сопоставление содержания житий и других литературных произведений, созданных в различные исторические периоды.
Проведенный нами анализ периода утверждения христианских учений на Руси, периода объединения Руси [7] показал, что идеал человека в православии представлял собой образ человека, призванный пробуждать стремление к благочестию, совестливости, умеренности и сдержанности, дельности, готовности к самопожертвованию ради веры, к изяществу в соответствии с церковными канонами и православной культуре. В настоящее время эти человеческие ценности не потеряли своей актуальности и нуждаются в формировании и развитии у россиян. И хотя началом развития подлинного образования на Руси многие исследователи считают XVI век, духовные ценности зародились и укрепились в нашей стране до этого исторического периода.
Нами показано, что культура является как средством адаптации, так и средством защиты человека в условиях необратимой глобализации [8]. Именно жизненные ценности (происходящие от религиозных учений) являются основой, базисом культуры этноса или отдельной социальной общности. Поэтому развитие жизненных ценностей у учащихся, студентов позволит сделать наше общество гуманнее, «чище», толерантнее и одновременно позволит нам в определенной мере защититься от процессов глобализации.
Библиографический список
- Введенский В.Н. Непрерывное профессиональное образование // Социально-гуманитарные знания. – 2004.- № 3. – С. 208 – 217.
- Введенский В.Н. Социальное предназначение – важнейшая характеристика духовного развития педагога // Человек и образование. – 2006. – № 4-5. – С. 15-22.
- Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее: (Опыт ист.-пед. исслед. рус. духовности): Курс лекций. – СПб.: ЦИПК ПО, 1996.
- Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X – XX вв. – М., 1991.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под. ред. Е. А. Мельниковой. – М.: Логос, 1999.
- Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. – М., 1955.
- Введенский В.Н. История развития образования в России XIX – начала XX века (аксиологический аспект): монография. – Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2007. – 124 с.
- Введенский В.Н. Культура как средство адаптации и защиты человека в условиях необратимой глобализации // Философия образования. – 2012. – № 6. – С. 196-200.