О НЕОБХОДИМОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ВНУТРЕННЕ СОЗДАННОЙ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Радостева Лариса Алексеевна
Южно-Уральский государственный университет
магистрант кафедры экономики, управления и инвестиций

Аннотация
Статья посвящена вопросам оценки и признания деловой репутации предприятия в российском и международном бухгалтерском учете. Автором приведены классификация, причины возникновения деловой репутации предприятия, а также сформулирована необходимость отражения в бухгалтерской отчетности не только приобретенной, но и внутренне созданной деловой репутации.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, деловая репутация предприятия, нематериальные активы


THE NEED TO REFLECT IN THE FINANCIAL STATEMENTS INTERNALLY GENERATED GOODWILL

Radosteva Larisa Alekseevna
South Ural State University
graduate student, Department of Economics, Management and Investment

Abstract
The article is devoted to the assessment and recognition of goodwill in the Russian and international accounting. The author shows the classification, causes of goodwill, and also stated the need to reflect in the accounts not only acquired but also internally generated goodwill.

Keywords: accounting, goodwill, invisible assets, the financial statements


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Радостева Л.А. О необходимости отражения в бухгалтерской отчетности внутренне созданной деловой репутации предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3195 (дата обращения: 22.02.2024).

Деловая репутация (гудвилл) является нематериальным активом предприятия и определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [1]. Правила отражения деловой репутации предприятия в отечественном  бухгалтерском учете определяются в разделе 8 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Для того чтобы признать деловую репутацию предприятия в составе нематериальных активов приобретаемое предприятие должно перестать быть самостоятельным юридическим лицом, а сам нематериальный актив возникает у организации-покупателя.

После осуществления сделки купли-продажи предприятия в бухгалтерском учете деловая репутация отражается отдельно и порядок признания ее в учете зависит от того, положительна она или отрицательна.

В ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» положительная деловая репутация рассматривается в качестве надбавки к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, такими как престижа предприятия, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д. Приобретенная деловая репутация предприятия подлежит равномерной амортизации в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации) [1].

Отрицательная деловая репутация предприятия рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю предприятия в связи с отсутствием постоянных покупателей, низким качеством продукции, плохим маркетингом и т.п. Отрицательная деловая репутация негативно влияет на стоимость предприятия, поскольку при сопоставимой величине активов продавать продукцию такому предприятию будет сложнее, чем предприятию, обладающему положительной или нулевой деловой репутацией.

ПБУ 14/2007 предписывает амортизировать положительную деловую репутации предприятия. Оценка деловой репутации в бухгалтерском учете может быть определена только после осуществления сделки купли-продажи предприятия. Деловая репутация предприятия определяется как цена покупки предприятия за минусом стоимости его чистых активов. В дальнейшем эта сумма амортизируется. Отрицательная же деловая репутация в полной сумме относится на увеличение прочих доходов предприятия.

Нормы российских бухгалтерских стандартов в отношении учета деловой репутации приближены к нормам международных стандартов финансовой отчетности. Так МСФО (IAS) 22 «Объединение компаний» также рекомендует рассчитывать деловую репутацию в виде разницы между затратами на приобретение (инвестициями) и долей инвестора в справедливой стоимости идентифицируемых приобретаемых активов и обязательств на дату приобретения предприятия [2].

Потребность в оценке деловой репутации может возникнуть в самых разных ситуациях. Обычно деловую репутацию оценивают перед продажей предприятия – для того чтобы обосновать потенциальному покупателю цену этого предприятия. Однако деловая репутация появляется не в момент купли-продажи предприятия, а гораздо раньше – в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Деловая репутация показывает эффект синергии, который можно определить как получение предприятием добавленной экономической стоимости, созданной в результате покупки других компаний и может выражаться в сокращении транзакционных издержек, сокращении удельных постоянных и совокупных переменных затрат,   увеличении собственного капитала вследствие повышения курса акций объединяющихся компаний, снижении расходов, благодаря минимизации налогообложения и т.д. [5, 6, 8, 9, 10]

Таким образом, деловая репутация предприятия нарабатывается на протяжении всего времени его существования, а фактически оценить ее стоимость возможно лишь в момент продажи предприятия.  Но возникают моменты, когда необходимо знать, хотя бы приблизительно, величину стоимости деловой репутации на текущий момент, чтобы привлечь инвесторов. Также необходимо знать эти величины на разных этапах развития предприятия, чтобы анализировать и контролировать рост деловой репутации, так как снижение ее, потеря деловой репутации неизбежно приведет к поглощению или разорению.

В составе деловой репутации  предприятия можно выделить два основных компонента: внутренне созданный и приобретенный гудвилл. Первый компонент отражает существующий синергетический эффект предприятия, второй – ожидаемый.

Необходимость стоимостной оценки внутренней деловой репутации возникает при определении маркетинговой компании, прогнозировании эффективности инвестиций, а также при управлении организацией, которое направлено на увеличение ее стоимости. В нормальных условиях функционирования предприятие должно обладать положительной внутренне созданной деловой репутаций, иначе, оно будет поглощено с целью продажи ее имущества по частям. Наличие отрицательного значения внутренне созданной деловой репутации предприятия означает, что рыночная оценка его имущества превосходит цену, по которой оценивает предприятие рынок [4]. Это является сигналом собственникам предприятия о том, что оно может стать легкой мишенью для недружелюбного поглощения.

Одной из возможностей бухгалтерской «легитимизации» внутренне созданной деловой репутации является предложенный А.Е. Ивановым подход к рассмотрению ее в качестве условного актива компании [7], что позволяет раскрывать информацию о ее наличии и изменении в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Условный актив возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации актива на отчетную дату зависит от наступления или ненаступления одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией. Состоится или нет продажа предприятия – событие, не контролируемое предприятием в полной мере, то есть деловая репутация, имеющаяся у этого предприятия, есть условный актив. Информация о его наличии может быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Такая информация является официальной и публичной, а, следовательно, чем выше деловая репутация компании, тем привлекательнее она для инвесторов и менее привлекательна для поглощения, с целью продажи активов.


Библиографический список
  1. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утверждено Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н.
  2. Международный стандарт финансовой отчетности МСФО (IAS) 22 «Объединение компаний».
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса».
  4. Иванов, А.Е. Анализ современных методов оценки деловой репутации/А.Е. Иванов, Е.М. Матвийшина//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. №21, 2009. -С. 16-21.
  5. Иванов, А.Е.  Как поймать синергию за хвост/А.Е. Иванов//Финанс. -2011. -№19(398). -С. 50-52.
  6. Иванов, А.Е. Налоговые мотивы: ненавязчивое исполнение/А.Е. Иванов//Финанс. -2011. -№19(398). -С. 53-55.
  7. Иванов, А.Е. Внутренне созданная деловая репутация компании как условный актив/А.Е. Иванов//Международный бухгалтерский учет. -2012. -№ 26 (224). – С. 28-33.
  8. Самсонов, В. Как оценить гудвилл/В. Самсонов, С. Харченко//Финансовый директор. -2004. -№ 2.
  9. Школин А. Как оценить деловую репутацию/А. Школин//Финанс. -2004. -№3(44). -С. 12-16.
  10. Школин А. Как управлять деловой репутацией/А. Школин//Финанс. -2004. -№3(44). -С. 8-11.


Все статьи автора «Radosteva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: