Чагос – это архипелаг в Индийском океане примерно в 500 км от Мальдив, состоящий из семи атоллов и содержащий около 60 островов. Всего территория архипелага составляет 63,2 км², из которых остров Диего-Гарсия занимает 27,2 км². Площадь морской территории с лагунами архипелага превышает 15 тыс. км², из них 13 тыс. км² - в пределах банки Большой Чагос. Архипелаг состоит из семи частей:
- Диего-Гарсия (кроме главного острова ещё 3 островка)
- Эгмонт (7 островков)
- Перос-Баньос (27 островков)
- Соломон (острова) (11 островков)
- Банка Большой Чагос (7 островков)
- Риф Бленхайм (3 островка)
- Банка Спикерс (1 островок)
Самый большой остров архипелага Диего-Гарсия имеет площадь 27,2 км², второй по величине остров архипелага (Игл в Большом Чагосе) меньше в 11 раз (2,45 км²). Остальные островки по площади не превышают 1,5 км².
Климат островов тропический морской, жаркий и влажный. Архипелаг хорошо продуваем ветрами. Среднегодовое количество осадков — около 2600 мм (от 105 мм в августе до 350 мм в январе). Среднемесячная температура колеблется от 26,2 до 28,3 °C [1, р. 16–17].
Ныне Чагос является частью Британской территории в Индийском океане. Этой территорией из Лондона управляет комиссар министерства иностранных дел. На месте его представляет офицер, являющийся командующим британскими военно-морскими силами на острове Диего-Гарсия. На Чагосе нет постоянного населения, только британские и американские военные (около 3 тыс. человек). Среди гражданского персонала также есть выходцы с Маврикия и Филиппин.
В начале XVI в. португальский мореплаватель Васко Да Гама описал несколько островов архипелага. В XVIII в. Франция объявила острова территорией своей колонии Маврикий. 27 апреля 1786 г. Великобритания аннексировала Чагос как часть Сейшельских островов. С 1815 года, по Парижскому мирному договору, архипелаг (как часть Маврикия) окончательно стал британским.
В XIX в. на Диего-Гарсия начали возделывать плантации кокосовых пальм для производства копры, Поскольку коренного населения на архипелаге не было, были привезены рабочие из Индии.
В XX в. Диего Гарсия был признан удобной территорией для защиты интересов США в Индийском океане. Великобритания согласилась дать независимость Маврикию при условии, что сможет выбрать, какие из островов получат независимость. Граница была проведена вокруг Диего Гарсия, Альдабры, Дескрочес и Фаркухар, которые стали новым «архипелагом» под контролем Англии, под именем Британской Индийскоокеанской Территоррией (БИТ) [1, р. 122]. В Лондоне полагали, что даже закрыв базы в Адене и Бахрейне, и используя только Диего-Гарсия, Англия сможет сэкономить 60 млн фунтов в год [2, р. 223].
Маврикий стал независимым в 1965 г., а в декабре 1966 г. БИТ была сдана в аренду США на 50 лет. Для строительства базы США потребовали освободить острова от всех жителей. Эти действия мотивировались тем, что на этой территории никогда не было коренного населения, а только наемные рабочие. Это было ложью, так как на архипелаге в то время проживало 800 семей илуа (потомков африканцев и индийцев), из них 800 семей – непосредственно на Диего-Гарсия. Многие островитяне покончили жизнь самоубийством, большинство отправили на Маврикий, где поселили в трущобах [3, с. 63–64].
Аренда острова США помогла Англии получить атомное оружие «Поларис» на льготных условиях. Также, в уплату за помощь США в усилении фунта стерлингов в сентябре 1965 г., было неофициально решено, что правительство Г. Вильсона сократит государственные расходы, сдержит рост зарплаты и поддержит боевые действия США в Индокитае.
После незаконной высылки коренных жителей, строительство Базы ВМС США началось 24 марта 1971 г. Эта база стала основной при ведении боевых действий как флотом, так авиацией. Были одобрены расходы в сумме 6,1 млн долларов на превращение островной лагуны в судоходный канал. Соглашения с Великобританией 1972 и 1976 гг. давали США свободу действий по превращению Диего-Гарсия в свой стратегический военный плацдарм. Свержение иранского лидера Мухаммеда Пехлеви и ирано-иракская война привели к росту значения этой военной базы. Конгресс выделил 28,6 млн долларов на ее дальнейшее расширение. К концу 1980 г. 100 миллионов было потрачено на расширение базы и удлинение взлетной полосы с 2 700 до 4000 метров. В 2000 году на Диего Гарсия базировались как минимум 7 тяжелых бомбардировщиков Б-52 (Стратофортесс) и 7 заправщиков ЛС-135 [4].
Сформированное в 1982 г. коалиционное правительство Маврикия приняло законопроект, объявивший Диего-Гарсия частью территории Маврикия. Очень важным актом в этой борьбе было принятие маврикийским парламентом 6 июля 1982 г. поправки к действующему законодательству, подтверждающей суверенитет Маврикия над всем архипелагом Чагос как части государственной территории и о принадлежности его к исключительной экономической зоне страны. Однако спустя несколько месяцев новое руководство во главе с А. Джагнотом пересмотрело свое отношение к проблеме Диего-Гарсия и не стало столь категорично требовать возвращения архипелага Чагос Маврикию.
С 1984 по 1986 г. объем поставок маврикийского текстиля в США вырос в 3 раза. С 1988 г. США стали крупнейшим покупателем текстильных изделий предприятий Маврикия как в стоимостном, так и в количественном выражении. Кроме того, Маврикий поставлял на Диего-Гарсия продовольственные продукты, получая за них валюту. Сложилась ситуация, при которой маврикийское правительство, с одной стороны, обращалось многократно с призывом возвратить стране Чагос, а с другой – утверждало, что США ввели его в заблуждение заявлениями, будто бы Диего-Гарсия будет использован только как пункт связи.
В апреле 1990 г. делегации США, Великобритании и Франции заявили о выходе из состава Специального комитета ООН по Индийскому океану, главной задачей которого является подготовка указанной международной конференции и обсуждение вопросов, связанных с реализацией Декларации ООН о провозглашении Индийского океана зоной мира. В июле 1990 г. на очередной сессии Специального комитета ООН по Индийскому океану еще 6 государств отказались принять участие в ее работе. Участники сессии в принятой резолюции подчеркнули, что подобные события резко контрастируют с многочисленными позитивными переменами в международной политике и со стремлением государств находить взаимоприемлемые решения трудных проблем.
В июле 1990 г. Маврикий выдвинул предложение о создании безъядерной зоны в юго-западной части Индийского океана, на юге Африки и вокруг архипелага Чагос. В случае подписания договора соблюдать эти положения было предложено и Франции, поскольку она имеет в зоне Индийского океана так называемые заморские территории, в частности остров Реюньон [5, с. 44–46].
Размещенные на базе бомбардировщики В-52 в первые же дни войны в Персидском заливе в январе 1991 г. были задействованы в боевых операциях против Ирака. С созданием Отдела Стратегического Воздушного Бомбардировочного Командования число военнослужащих на базе удвоилось, и на базе были размещены бомбардировщики Б-52. Диего Гарсия был ключевым моментом в военных и военно-морских операциях США во время интервенции в Сомали. В 2001 году с острова вылетали бомбардировщики Б-1 и Б52, направляющиеся в Афганистан. По неподтвержденным источникам, на базе допрашивали подозреваемых членов Аль-Каиды. Оккупация Ирака также обеспечивалась базой на Чагосе. Были построены специальные ангары для размещения покрытия самолета Б-52, делающего его невидимым для радаров.
Маврикийское руководство неоднократно вело переговоры с правительством Великобритании по вопросу возвращения архипелага Чагос. Но если в принципе английская сторона не отвергает суверенного права Маврикия на этот архипелаг, то на практике под разными предлогами откладывает решение данной проблемы. Так, например, в июле 1992 г. английская сторона официально уведомила Маврикий о том, что признает его в качестве единственного государства, имеющего право претендовать на суверенитет над Чагосом, но только после того как Лондон откажется от своего суверенитета над архипелагом.
За демилитаризацию Диего-Гарсия, как и зоны Индийского океана в целом, выступают широкие массы маврикийцев и общественные организации. В 1998 г. был создан Комитет за демилитаризацию Индийского океана, в который вошли Федерация прогрессивных профсоюзов, Всеобщая федерация рабочих, группа жителей, изгнанных с архипелага Чагос, партия Объединение за реформу и партия левого толка «Лалит». Главной своей целью эта организация считает восстановление суверенитета Маврикия над архипелагом Чагос и демилитаризацию острова Диего-Гарсия [6, с. 92–93].
В июле 2000 г. Верховный суд Лондона постановил, что высылка островитян с Чагоса была незаконной. Британское правительство приняло решение, что они могут навестить свои родные острова в составе группы из 100 человек. Американское правительство выступило против этого решения на том основании, что посещение островов невозможно, потому, что они слишком близки к военно-морской базе США и могут быть использованы «террористами и шпионами, могущими применить электронные помехобразующие устройства» [4]. Первая группа островитян посетила Чагос только в 2006 г. Они едва узнали свои дома, которые за 40 лет превратились в руины.
Англо-американский договор о совместной обороне Чагоса истекает в 2016 г., но стороны, если пожелают, могут продлить его еще на 20 лет. В виду благоприятного экологического положения архипелага существуют планы превращения его в заповедник. Будут ли они реализованы, покажет время.
Библиографический список
- Toussaint A. Histoire de L’Ile Maurice. Paris, 1971.
- Simmons A. S. Modern Mauritius. The Politics of Decolonization. Bloomington, 1982.
- Большов И. Г. Маврикий. М., 1986.
- Флинн Д. О. Островитяне с Диего Гарсия борются за возвращение на родину // http://left.ru/2003/18/flinn94.html
- Лебедева Н. Б. Маврикий – островное государство в Индийском океане. М., 1991.
- Токарева З. И. Многоликая Африка. М., 2000.