«Визуальные коммуникации», «коммуникативный дизайн» — достаточно новые понятия в дизайне. Знаки визуальной коммуникации создаются в соответствии с особенностями предметно-пространственной среды, для которой они предназначены. Знаки образуют целостную систему с общими смысловыми и графическими характеристиками, что создает необходимость ввести ограничения по типу пространства.
Сегодня большое внимание уделяется проектированию пространства среды. Одним из актуальных элементов структурирования пространства являются носители информации, знаки визуальной коммуникации, представляющие человеку различные данные. Визуальные информационные системы охватывают широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетических и эмоциональных особенностей окружающего пространства. Большая часть исследований визуальных коммуникаций посвящена городской среде, но проблема создания информационных блоков в туристической среде, где это также необходимо, раскрыта недостаточно полно, требуется обозначить особенности внедрения информационных знаков в природную среду.
Целью моей научной работы является разработка современной системы принципов организации знаков визуальной коммуникации в сфере экотуризма и разработка научной модели на основе экскурсионных маршрутов Дальневосточного морского заповедника.
В статье разобраны элементы визуально-коммуникативной среды, нужные для анализа имеющегося количества информативности, определения важности этих объектов при организации пространства.
- Содержимое носителя информации:
Сведения, которые несет информационный носитель, характеризуются информацией о самой среде, её назначении и возможностях и информацией об элементах среды, размещенных рядом с коммуникативным объектом (например, табличка с описанием растения).
- Функциональные элементы:
Элементы визуально-коммуникативной среды формируют зоны жизнедеятельности людей. Различные указатели определяют ориентацию в пространстве. Они структурируют маршруты экскурсий, территории парковых зон, мест отдыха. При размещении объектов визуальной коммуникации необходимо рассматривать их влияние на структуру местности, размещение на площади, влияние на движение групп людей, объединять или противопоставлять естественному ландшафту экотуристической среды. Следует определить уже существующие видовые точки местности, их сохранение или наполнение новой информацией.
- Композиционные элементы:
При структурировании экотуристической местности или при интегрировании информационных носителей в существующую среду, следует определять стиль предметно-пространственной среды, или создавать новый стиль. В числе важнейших критериев средообразования стоит целостность. Целостность – это когда каждый элемент отражает свойства или часть свойств целого. Элемент визуальной коммуникации в связи со средой предстает зрителю целостным, если он отвечает требованиям ограниченности, связанности и компактности, которые помогают выделить объект из окружения, осознать его самостоятельность. [1]
- Эргономические составляющие:
Формируя систему визуальных коммуникаций, следует учесть визуальное восприятие элементов системы, информационных знаков, способы получения информации человеком посредством зрения, слуха, тактильных ощущений, функциональную приемлемость средовых элементов коммуникативной группы и доступность для человека к самостоятельной организации и регулировке информационного потока (например, в интерактивных медиа-носителях).
Разрабатывая систему визуальных коммуникаций, необходимо создавать образ среды посредством внедрения разнообразных информационных носителей. Зачастую элементы визуальной коммуникации изменяют уже сформировавшийся стиль территории.
Среди самых важных функций коммуникативного дизайна стоит формировка сценария человеческого поведения. Информативные средовые элементы способны и созданы для того, чтобы структурировать жизнедеятельность человека, что также привносит существенные ограничения и требования к проектированию непосредственно информационных знаков и к их размещению в открытой экотуристической среде.
Описанные в статье элементы системы принципов организации знаков визуальной коммуникации являются основными опорными пунктами при создании и размещении коммуникационных знаков в среде. Опираясь на эти критерии при анализе имеющегося уровня информативности среды или при внедрении иных форм информационной группы, дизайнер может создать композиционно правильную и целостную экотуристическую среду. Создать естественный для восприятия и востребованный образ заповедника, парка или ботанического сада.
Библиографический список
- Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник/ М., «Архитектура-С», 2006- 384 с., ил.