Как мы все знаем, не бывает плохих детей. Но хоть один раз в жизни каждому из нас удавалось встречаться с детьми, поведение которых выходило за рамки общественных норм и правил. Как показывает наука и житейский опыт, феномен отклоняющегося поведения наиболее остро мы можем наблюдать в подростковом возрасте. Под отклоняющимся (девиантным) поведением мы подразумеваем отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение [1, с.72].
В современной школе получают образование очень разные дети. В процессе учебы педагогам часто приходится сталкиваться к детьми, имеющими различные девиации. И нередко диалог «учитель-ученик» с такими детьми заканчивается конфликтом. Но не будем слишком критично относиться к данной ситуации. Следует помнить, что любое поведение имеет свою причину.
Обращаясь к работам многочисленных авторов, изучавших проблему подросткового возраста, Божович Л.Б., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Казнова Г. В., Козинцева Т. Н., Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Фельдштейн Д. И. и др., мы видим, что данный возрастной этап является кризисным, поскольку затрагивает все стороны развития и социальной жизни. В подростковый период происходит половое созревание, порождающее эмоциональную неустойчивость, резкие перепады настроения; изменяется социальная ситуация развития: ребенок начинает отстаивать свою самостоятельность, претендует на равенство со взрослыми, рождается «чувство взрослости»; изменяется ведущая деятельность – появляется интимно-личностное общение, где подросток пересматривает свою систему ценностей, взглядов, идеалов. Все эти перемены в подростке как защитная реакция способны породить поведенческие паттерны, не принятые в социальном обществе.
Поэтому в современной школьной среде для профилактики возникновения девиантного поведения формируется так называемая «группа риска» обучающихся. В нее входят дети из неблагополучных семей, дети с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенные, а также дети с проблемами в обучении и развитии, дети с хроническими заболеваниями, инвалиды. «Группа риска» в данном случае является промежуточным звеном между «нормой» и «девиацией».
Работая с детьми, имеющими проявления девиантного поведения, была проведена психологическая диагностика особенностей эмоционального состояния, личностных особенностей. В работе были использованы методика «Шкала тревожности» (Кондаш), методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.
Из полученных результатов мы видим, что, несмотря на наличие вербальной, косвенной и физической агрессии, у таких детей преобладает межличностная тревожность -71 % исследуемых (результаты отображены в таблице 1). Дети данной категории испытывают беспокойство в ситуациях общения с окружающими. Результаты психологической диагностики уровня самооценки показали, что подростки «группы риска» имеют завышенный неустойчивый уровень самооценки и завышенный уровень притязаний. Что означает, неуверенность в себе, желание скрыть свою несостоятельность «храбрым», вычурным поведением. Подобное желание проявляется в совершении поступков, привлекающих внимание окружающих.
Таблица 1. Оценка подростков «группы риска» субъективной неприятности различных конкретных ситуаций
Школьная тревожность | Самооценочная тревожность | Межличностная тревожность | |
Процентная выраженность результатов |
8% исследуемых
|
21% исследуемых
|
71% исследуемых
|
Таким образом, рассмотрев проблему эмоционального состояния детей «группы риска», мы увидели эмоциональную составляющую их личности. И получив результаты межличностной тревожности, мы понимаем, насколько важно таким детям произвести нужное впечатление на окружающих. Неуверенность в себе, завышенные показатели межличностной тревожности, все это указывает на стремление подростка к положительному образу «Я», желание компенсировать пусть даже через асоциальное поведение.
Библиографический список
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1989.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. – Т.4. – М., 1986.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. -М, 1988.
- Крайг, Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000.