ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Игнатов Андрей Васильевич
Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Кафедра гуманитарных наук

Аннотация
Статья посвящена трансцендентальным основаниям феноменологии Э. Гуссерля. Проанализирован общий ход размышлений относительно данной проблематики самого Гуссерля, а также дан краткий анализ влияния элементов трансцендентальной философии И. Канта на зрелую феноменологию.

Ключевые слова: акт, априоризм, сознание, субъективность, трансцендентализм, феноменология


TRANSCENDENTAL PHENOMENOLOGY ORIGINS

Ignatov Andrey Vasilevich
Saint-Petersburg Chemical-Pharmaceutical Academy
Department of Humanities

Abstract
The article is devoted to the transcendental phenomenology of Husserl grounds. Analyzed the general course of thought regarding this perspective of the Husserl, as well as a brief analysis of the influence of the elements of Kant's transcendental philosophy to mature phenomenology.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатов А.В. Трансцендентальные истоки феноменологии // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/03/2537 (дата обращения: 27.02.2024).

В начале 20-х годов Гуссерль пересматривает свое прежнее негативное отношение к философии Канта и формулирует общую оценку и понимание трансцендентального поворота в истории философии. Собственно говоря, именно тогда Гуссерль формирует свое отношение к принципу трансцендентализма, и, видимо, это отношение остается неизменным до конца жизни Гуссерля. По словам Гуссерля, принцип трансцендентализма составлял внутреннюю направленность философии Нового времени, наиболее последовательно и строго сформулированного в учении Канта. Так, в работе ?Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология? Гуссерль постоянно подчеркивает данную оценку: ?Если в дальнейшем мне, как я надеюсь, удастся пробудить понимание того, что трансцендентальная философия оказывается тем более подлинной, в тем большей мере исполняющей свое философское призвание, чем более она радикальна, наконец, что она вообще впервые приходит к своему действительному и истинному началу только в том случае, если философу удалось пробиться к ясному пониманию самого себя как субъективности, функционирующей в качестве первоисточника, то, с другой стороны, мы все же должны будем признать, что философия Канта находится на пути к этому, что она соразмерна формально-всеобщему смыслу трансцендентальной философии в нашей дефиниции. Это философия, которая, в противоположность как донаучному, так и научному объективизму, возвращается к познающей субъективности как к изначальному средоточию всех объективных смысловых образований и бытийных значимостей ипытается понять сущий мир как образование, состоящее из смыслов и значимостей, и таким способом открыть путь научности и философии существенно нового вида[1, с. 140]. В этой цитате обращает на себя внимание сформулированное Гуссерлем в сжатой форме его понимание принципа трансцендентализма и метода трансцендентальной философии: центральной темой и методом действительно научной философии Гуссерль объявляет возврат субъекта к самому себе, другими словами, возвращение субъекта к своему сознанию, его (сознания) самоосмысление и рефлексивный анализ.

Результатом и сутью этого периода стала разработка новаторского феноменологического философского метода, при использовании пригодных для этой цели кантовских разработок в области трансцендентальной философии. Трансцендентальный метод Канта стал важной составляющей феноменологии, сущностью которой является интуитивно-рефлексивная дескрипция сознания, выявление и воспроизведение структур и механизмов его синтезирующей деятельности и их одновременная аналитическая фиксация.

В пределах кантовских ?Критик? термин ?трансцендентальный? имеет значение философского метода, несущий в себе важнейшее отличие от установок прежнего рационализма. Исходный трансцендентальный тезис Канта, который определяет предметы опыта как явления представляется Гуссерлю как единственно верный, отвечающий принципам истинно научной философии.

На наш взгляд, проблема трансцендентализма связана у Гуссерля с определением специфики феноменологического метода, с решением общефилософской проблемы аналитики сознания, всех эмоциональный, волевых, оценивающих актов как объектов познания. Выработанный Гуссерлем трансцендентально-феноменологический метод имеет своей задачей специальную нацеленность феноменолога на обособление структур сознания как объекта, и выработку особого метода философского анализа сознания. В основе феноменологического подхода Гуссерля лежит ?аксиома? о примате сознания в процессе изучения реального мира. Феноменологическая парадигма явилась результатом критики созерцательно-натуралистических рационалистических моделей прошлого, в которых сознанию отводилась лишь пассивная роль. Гуссерль превращает сознание в единственно возможный объект философской аналитики и за этой сменой философского интереса следуют выводы мировоззренческого характера.

Модель ?чистого сознания?, созданная Гуссерлем и рассматриваемая им как специфический объект трансцендентально-феноменологического анализа, теоретически концентрирует в себе фундаментальные структуры, т.е. то, что Гуссерль называет сущностными взаимосвязями сознания. ?…Необходимо никогда не забывать вот о чем: то, что суть вещи, – вещи, о каких мы только и можем делать высказывания…они суть как вещи опыта. Не что-либо иное, но лишь опыт предписывает им их смысл, причем, поскольку, речь идет о фактических вещах, это актуальный опыт с его определенным образом упорядоченными взаимосвязями опыта. Если же мы можем подвергать эйдетическому рассмотрению переживания опыта и, в особенности, основополагающее переживание восприятие вещей…то тогда получается, что коррелят нашего фактического опыта, именуемый действительным миром, – это особый случай многообразных возможных миров и немиров, а, со своей стороны, все эти возможные миры и немиры не что иное, как корреляты сущностно возможных вариантов идеи ?постигающее в опыте сознаниес присущим ему всякий раз более или менее упорядоченными взаимосвязями опыта…? [3, с. 89]. Главная задача, которая стоит перед Гуссерлем это представить сознание в качестве универсума ?чистых возможностей?, неотделимого от феноменологического исследования и его методов.

Именно последнее обстоятельство объясняет оперирование Гуссерлем понятием ?a priori?. Сущностные структуры, обнаруживаемые феноменологом в процессе анализа сознания, определяются Гуссерлем как нечто более важное по сравнению с реальной деятельностью сознания: ?В сущности заключено следующее: все, что есть realiter, но еще не испытано актуально, может становиться данностью, и это означает тогда, что такая вещь принадлежит к неопределенному пока, однако определимомугоризонту моего актуального опыта. А такой горизонт есть коррелят всех компонентов неопределенности, что сами по себе сущностно зависят от опыта вещей, и эти компоненты оставляют открытыми всякий раз по мере своей сущности возможности исполнения, осуществления, причем таковые никоим образом не произвольны, но всегда заранее предначертаны, мотивированытипом их сущности. Любой актуальный опыт указывает за пределы самого себя, на тот возможный опыт, который в свою очередь вновь отсылает к новому возможному опыту, и так до бесконечности. И все это совершается согласно сущностно определенным способам и правилам, связанным с априорными типами? [3, с. 90]. Здесь отчетливо видно, что содержательное ?первенство? сущности перед существованием это своеобразная перекличка кантовского априоризма и феноменологии Гуссерля.

Априорное, первичное понимание сущности по отношению к вообще фактическому в феноменологии Гуссерля состоит в том, что любые действительные проявления активности сознания изначально подчинены общим законам, типам, регулятивам и возможностям, фундирующим структуру сознания. При этом априорные законы и регулятивы не зависят от фактического содержания сознания не в онтологическом, а в логическом смысле, поэтому Гуссерль отвергает упрек в метафизическом гипостазировании всеобщего в его платоновском варианте. Априорные сущности независимы в пределах феноменологического анализа, т.е. в строго теоретико-исследовательских рамках. Одна из главных задача феноменологии, по оценке самого Гуссерля, состоит в том, чтобы в процессе трансцендентально-феноменологического анализа обнаружить весь универсум априорных законов и регулятивов сознания, предметность должна обнаруживаться в соответствии с тем, что должно ей быть присуще как предметности a priori, согласно всеобщей структуре системы возможного опыта.


Библиографический список
  1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Изд. “Владимир Даль 2004. С. 140.
  2. Гуссерль Э. Избранные работы. Издательский дом “Территория будущего М., 2005. С. 132.
  3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. С.89.


Все статьи автора «Игнатов Андрей Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: