СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ

Антонова Мария Андреевна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
аспирант

Аннотация
В статье представлены авторские классификации подходов и анализ существующего методологического инструментария по оценке социокультурного потенциала региона. Разработана схема для детального анализа социокультурного развития, включающая культурный и социальный компоненты. Представлены анализируемые показатели по каждому блоку схемы.

Ключевые слова: Вологодская область, культурный компонент, подходы к оценке социокультурного потенциала, социальный компонент, Социокультурный потенциал


SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE VOLOGDA REGION: THE POSSIBILITY OF ASSESSMENT

Antonova Maria Andreevna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences
Postgraduate

Abstract
The paper presents the author's classification of approaches and analysis of the existing methodological tools to assess socio-cultural potential of the region. The author has developed a scheme for a comprehensive analysis of the socio-cultural development, including the cultural and social components. The paper gives the analyzed indicators for each block of the scheme.

Keywords: approaches to the assessment of socio-cultural potential, cultural component, social component, Socio-cultural potential, Vologda Region


Рубрика: Культурология, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Антонова М.А. Социокультурный потенциал Вологодской области: возможности оценки // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/03/2532 (дата обращения: 24.02.2024).

На современном этапе развития наблюдаются явные тенденции к междисциплинарной интеграции и теоретическому синтезу различных областей знания. Социокультурный потенциал является именно такой, малоизученной наукой, категорией.

Опираясь на работы таких исследователей, как  П. Сорокин, Н.И. Лапин, А.С. Ахиезер, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, Ж.Т. Тощенко, социокультурность рассматривается как дуальное понятие и основывается на паритетности культуры и социальности, их несводимости и невыводимости друг из друга. Социокультурный потенциал рассматривается как потенциальные возможности социокультурного развития [4].

Сложность и многогранность понятия, его философские противоречия и трудности в оценке качественных показателей порождают различные точки зрения ученых в подходах к оценке социокультурного потенциала, единой методики оценки социокультурного потенциала в системе современного научного знания не сформировалось. Большинство опубликованных методик не имеет ясных формулировок параметров для анализа именно социокультурных факторов, существуют лишь схожие и взаимосвязанные подходы.

Сопоставление существующих исследований по оценке социокультурного потенциала, позволило определить 4 основных подхода, различающихся по методам поучения информации, а также обработки (табл. 1).

Таблица 1. Подходы к оценке социокультурного потенциала

Подход

Авторы

Отличительные особенности

Подход, основанный на экспертном опросе А.М. Коробейников,

А.В. Попов

Подход основывается на проведении качественной оценки восьми составляющих культурно-имиджевого потенциала региона. Оценка предполагается по пятиступенчатой (бальной шкале) посредством экспертного опроса. Не учитываются препятствия и ограничения развитию социокультурного потенциала.
Подход, основанный на расчете индексов Н.И. Лапин,

Л.А. Беляева,

Н.М. Лавренюк,

Р.М. Валиахметов,

А.Р. Мажитова,

Г.Ф. Хилажева

Подход основывается на расчете индексов социокультурной модернизации, трансформации, развития человеческого потенциала. Совместно с использованием индексных расчетов предлагается рассматривать развитость социокультурной инфраструктуры, общественное мнение в указанных вопросах. Вводится учет субъективных факторов и ограничений формирования социокультурного потенциала.
Подход, основанный на комбинированном изучении статистических данных и данных социологических опросов Е.А. Когай Подход основывается на оценке семи, выделенных автором параметров, для чего максимально используются данные опросов общественного мнения, а так же статистических данных. Так же предлагается рассматривать научную, образовательную и культурную инфраструктуры, факторы, способствующие и ограничивающие формирование и развитие социокультурного потенциала не выделяются.
Подход, основанный на социологическом опросе Н.И. Бобылева,

Е.В. Рыбак,

Н.В. Цихончик

Подход основывается на проведении опроса на основе анкеты, включающей в себя 9 блоков – 9 составляющих социокультурного потенциала. Не учитывается состояние социокультурной инфраструктуры, не выделяются способствующие и ограничивающие факторы, не привлекаются данные официальной статистики.
Составлено автором по [1, 2, 3, 5]

 

С разных точек зрения ученые и научные школы подходят к оценке социокультурного потенциала, но сходство всех точек зрения заключается в том, что начинать оценку социокультурного потенциала стоит с изучения образовательной, культурной, научной, инновационной инфраструктур территории. Так же все методики опираются на данные социологических опросов.

Несмотря на наполняемость анализируемых показателей, в методике исследователей из Пермского государственного университета, А.М. Коробейникова, А.В. Попова используется термин культурно-имиджевого потенциала. Данная методика слишком обширна, в ней малая роль отводится социальному фактору, исследуются только активные социальные группы (управленцы, влиятельные группы, творческие акторы), тогда как нам видится, что при исследовании социокультурного пространства региона необходим анализ всего населения и его роли в социокультурном развитии области.

Методика коллектива исследователей института педагогики, психологии и социальной работы САФУ имени М.В. Ломоносова, Н.И. Бобылевой, Е.В. Рыбак, Н.В. Цихончик, основывается на определении социокультурного потенциала, как наличии социального и культурного ресурса в зоне ближайшего развития человека, оценивает его как совокупность потенциалов людей. Анализ проводится только при использовании данных полученных в ходе специального опроса, данные официальной статистики не привлекаются.

В исследовании заведующей кафедрой Курского государственного университета Е.А. Когай предлагается рассматривать во взаимосвязи данные социологических исследований и официальной статистики, а так же насыщенность инфраструктур, однако не раскрыты вопросы использования населением культурной инфраструктуры, степени участия в мероприятиях.

Исследовательский коллектив института социально-политических и правовых исследований Р.М. Валиахметов, Н.М. Лавренюк, А.Р. Мажитова., Г.Ф. Хилажева предполагают, что функциональный социокультурный потенциал региона можно определить как развивающуюся систему жизнеобеспечивающих, духовно-интегрирующих, статусно-дифференцирующих и властно-регулирующих ресурсов. В подходе к оценке представлен наиболее полный перечень показателей, который выражается в расчете индексов по существующим методикам, предлагается так же производить учет субъективных факторов и ограничений формирования потенциала.

Подходы, основанные на экспертном опросе и социологическом опросе, требуют специальных средств (составление анкеты, поиска экспертов), другие – обладают некоторой универсальностью и применимы в условиях различных исследований, однако выбор метода зависит от цели, инструментов, возможностей исследования.

Для оценки социокультурного потенциала региона следует опираться на имеющиеся данные официальной статистики, но многие важные вопросы не могут быть в ней отражены. Поэтому необходимым условием является привлечение данных социологических опросов, так как оценку невозможно проводить без обращения к изучению общественных практик использования населением имеющихся на территории ресурсов, без рассмотрения степени и форм вовлечения жителей в социокультурную жизнь. К этой точке зрения склоняется большинство ученых, работающих в данной проблематике.

В ходе проведения анализа методик, для изучения социокультурного потенциала Вологодской области нами была разработана схема, включающая в себя культурный и социальный компонент (рис. 1).

 

Рисунок 1. Компоненты социокультурного потенциала

Составлено автором

 

Подробное описание каждого компонента и блока схемы, по которой может быть проведен анализ социокультурного потенциала региона, представлена в таблице 2.

Таблица 2. Состав компонентов социокультурного потенциала

Культурный компонент

Региональная среда
Общая характеристика региона, включающая демографические процессы, связанные с изменением численности населения, доля городского и сельского населения,  половозрастной состав жителей, ожидаемая продолжительность жизни. Важным моментом является анализ миграционных процессов и территориальной  идентичности и толерантности к приезжим.
Культура
Наличие базовых элементов культурной инфраструктуры, культурно-историческое наследие, посещаемость культурных учреждений, компьютеризация населения, пользование различными источниками информации, оказание платных услуг учреждений культуры населению, доля расходов на культурные услуги в бюджетах домохозяйств.
Уровень знаний
Состав занятого населения по уровню образования, динамика выпускников учреждений различных уровней образования, доля выпускников школ, поступающих в вузы, соотношение количества государственных и негосударственных вузов, выпуск специалистов по формам обучения, отношение людей к качеству образования в регионе.
Инновационная активность
Удельный вес организаций, выполнявших исследования и разработки, в общем числе предприятий и организаций; доля персонала, занятого исследованиями и разработками в общей численности занятых в экономике; участие населения в создании новшеств.

Социальный компонент

Материальное положение, стратификация населения
Среднедушевой доход по доходным группам; соотношение среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера начисленных пенсий с величиной прожиточного минимума; структура денежных доходов; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;  расчет коэффициента Джинни, коэффициента фондов; самооценка жителями своего материального положения и социального слоя; структура потребительских доходов;  выделение социально-демографических характеристик среднего класса по методике Л.А. Беляевой.
Развитость социальной инфраструктуры
Обеспеченность услугами ЖКХ, здравоохранения, транспорта, торговли, связи; удовлетворенность качеством, предоставляемых услуг на данных социологического опроса.
Удовлетворенность жизнью
Самооценка удовлетворенности жизнью, уверенности в будущем, защищенности от социальных проблем  по данным социологического опроса.
Социальное самочувствие
Чувства, испытываемые жителями по отношению к региону проживания;, самооценка жителями привлекательных и непривлекательных черт региона проживания.
Экологическая обстановка
Общая характеристика экологической обстановки (природные богатства, антропогенное воздействие); характер и уровень промышленных загрязнений, доля уловленных и обезвреженных веществ от стационарных источников загрязнения; оценка качества воды, воздуха и потребляемых продуктов питания  по данным социологического опроса.
Гражданская активность
Количество общественных организаций и членство в них жителей региона; уровень доверия органам власти и гражданским институтам; готовность населения выражать гражданскую позицию, принимая участие в митингах.

Для максимального использования научного опыта, накопленного в вопросах социокультурной проблематики, необходимо оценивать социокультурный потенциал региона, во всем многообразии его составляющих, сопоставлять данные с региональными и общероссийскими показателями, а так же показателями развитых стран, что позволит определить место и характер развития социокультурного потенциала региона. Так же важно определять его сдерживающие и активизирующие факторы, ключевые проблемы социокультурного развития, оценивать уровень модернизации территории, используя методику* Центра изучения модернизации Китайской АН [6], так как она позволяет ранжировать и сравнивать регионы по уровням социокультурного развития и фазам модернизации.


* инструментарий разработан Хэ Чуаньци и адаптирован к особенностям российской статистики Н.И. Лапиным (ЦИСИ ИФРАН)


Библиографический список
  1. Бобылева, Н.И. К вопросу об изучении социокультурного потенциала населения Архангельской области как приарктической территории [Текст] / Н.И. Бобылева, Е.В. Рыбак, Н.В. Цихончик // Арктика и Север. – 2012. – № 7. – С. 90–97.
  2. Когай, Е.А. Потенциал социокультурного развития региона [Электронный ресурс] : доклад на заседании интеллект-клуба Курской областной общественной организации Общество «Знание» России / Е.А. Когай. – Режим доступа: http://mebik.ru/union/intell/kogay180506.htm
  3. Коробейников, А.М. Методика оценки культурно-имиджевого потенциала территорий [Текст] / А.М. Коробейников, А.В. Попов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем : материалы Всерос. науч.-практ. internet-конференции. – Уфа : Ин-т социально-экономических исследований Уфимского НЦ РАН, 2008. – Режим доступа : http://isei.comunity.ru/?thread_mid2261770604
  4. Модернизация экономики региона: социокультурные аспекты [Текст] : монография / А.А. Шабунова, К.А. Гулин, М.А. Ласточкина, Т.С. Соловьева. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. – 158 с.
  5. Социокультурный портрет Республики Башкортостан в контексте модернизации [Текст] / Н.М. Лавренюк, Р.М. Валиахметов, А.Р. Мажитова, Г.Ф. Хилажева // Социологические исследования. – 2012. – № 9. – С. 48-57.
  6. Хэ, Ч. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) [Текст] : пер. с англ. / Ч. Хэ ; под общей ред. Н.И. Лапина ; предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. – М. : Весь Мир, 2011. – С. 51.


Все статьи автора «Груздева Мария Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: