САДИГОВ Р.Ш. РАБОТА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО УЧЕТУ ЗАПРОСОВ И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН. НА ПРИМЕРЕ КУРСКИХ СОВЕТОВ.

Ключевые слова: , , ,


САДИГОВ Р.Ш. РАБОТА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО УЧЕТУ ЗАПРОСОВ И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН. НА ПРИМЕРЕ КУРСКИХ СОВЕТОВ.


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2196 (дата обращения: 28.02.2024).

Садигов Рафаэль Шамсаддинович,

Аспирант кафедры «Истории государства и права России» ЮЗГУ.

 

В 1982г. на областном совещании председателей исполкомов поселковых и сельских Советов председатель исполкома Облсовета Журкин Н.И.сказал о том, что  «трудовые успехи, достигнутые  областью, явились прямым следствием создания такой обстановки, при которой «канцелярскому, кабинетному стилю противопоставлена живая  организаторская работа с людьми». Особый акцент Журкин Н.И.  сделал на том, что  в местных органах власти «внимательно изучают и учитывают интересы и запросы граждан»[1].В этом контексте заслуживает внимания вопрос  о работе с письмами, заявлениями, жалобами трудящихся, о личном приеме граждан должностными лицами.

В 1953г. отсутствие внимания к письмам и жалобам граждан  в Дмитриевском Райисполкоме  (на что указывали те 10% от всех поступивших в Обл. исполком жалоб и писем, что пришли именно из данного района) 111 сессия Облсовета назвала «серьезным нарушением демократии»[2]. На протяжении последующих лет изучаемого периода  работа  курских советов с жалобами и заявлениями не переставала иметь серьезные нарекания. Так, 11 сессия Обл.совета  30 марта 1954г.[3] отмечала, что местные органы государственной власти до сих пор  не навели должного порядка в рассмотрении жалоб, что в этом деле «допускается волокита», что «руководящие работники в проблемы граждан вникать не хотят, считая их по сравнению с общегосударственными, незначительными». Сессия признала «недопустимыми» случаи, когда работники исполкомов, перепоручали рассмотрение жалоб второстепенным лицам; когда  использовалась порочная практика пересылки жалоб и заявлений тем организациям и лицам, на незаконные действия которых они поступали; когда в должной мере не был налажен  прием граждан; когда чиновники выезжать на места, где было бы  легче разобраться в конфликтных  ситуациях, породивших жалобы, просто не желали.

В отчетном докладе на ХХ сессии Курского Горсовета 17 сентября 1954г. председатель исполкома Ленинского Райсовета г. Курска М.Авилов  констатировал, что за 11 месяцев 1953-1954гг. в исполком Райсовета  и его отделы поступило 3302 жалобы и заявления. Из них было рассмотрено  3229 (в срок до 7 дней  было рассмотрено 1927 жалоб, в срок до 20 дней – 1127, в срок до 30 дней – 95,  свыше месяца ждали рассмотрения 80 жалоб). При этом большинство из них (1513) касалось  очень острого жилищного вопроса[4].

Грубое нарушение областным Управлением сельского хозяйства Постановления ЦИК СССР от 14 декабря 1935г. «О положении дел с разбором жалоб трудящихся» стало предметом обсуждения 1V сессии  Облсовета, состоявшейся 22 сентября 1956г.[5].  В 1959г. на V1сессии  Облсовета было «строго указано» председателям Крупецкого,  Мантуровского, Ястребовского, Михайловского, Октябрьского райисполкомов, «из-за бездействия которых областные инстанции забрасывались потоком жалоб»[6]. В 1960г. «за формально-бюрократическое отношение к рассмотрению жалоб на нарушения Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» на V111 сессии  Облсовета  серьезное «замечание» получил председатель Щигровского  Райисполкома  Черкаев[7].  4октября 1964г. на 11 сессии Облсовета «за упущения в работе с письмами трудящихся» подверглись критике председатели Тимского и Фатежского райисполкомов[8]. Подобные санкции особого результата не приносили – за 10 месяцев 1965г. года  из 5707 жалоб,  поступивших в исполком Курского Облсовета  в срок было рассмотрено только 3115, то есть  66, 5%.[9] 

Появление 29 августа 1967г. Постановления ЦК КПСС  «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» свидетельствовало о том, что положение в этой сфере оставалось неблагополучным – Vсессия областного Совета в этом году, опять призывала «приять все меры по  улучшению этой работы»[10]. Однако 11 сессия  Облсовета 1975г. констатировала, что «67%  жалоб с первого раза  не решались»[11]. 

Больше всего жалоб поступало из сельской местности. Так, в 1976г. только в исполком Касторенского Райсовета пришло 18 жалоб, 12 из которых – повторные. Половина из них -  из поселка Олымский  о «плачевном» состоянии коммунальной службы и жилищных условий жителей. По следам писем на место выехали  член Райисполкома и по одному члену жилищной  и коммунальной комиссий. Им удалось выяснить, что председатель Олымского поселкового Совета Шуваев С.И. «на неоднократные письменные жалобы жителей поселка не реагировал, личный прием не проводил, вопросы о качестве  работы коммунальной службы,  об улучшении жилищных условий  граждан пустил  насамотек».  «За формализм  в отношении  жалоб граждан»  Шуваеву С.И. было «строго указано»[12].

Таким образом,  властям всех уровней не удавалось повернуть ситуацию с рассмотрением жалоб в сторону улучшения.  В содержании же и характере обращений граждан изменения произошли – все чаще люди стали затрагивать не личные, а  общественно значимые вопросы»[13]. Это отметила и 11 сессия  Облсовета в 1978г., призвавшая  власти на местах «так относиться к письмам и заявлениям своих граждан, чтобы каждый советский человек мог быть уверенным в том, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений»[14].

27 июня 1979г. на 1V сессии  Курского Горсовета[15] член  Горисполкома Сафронова А.И.подчеркнула, и то, что характер писем действительно изменился,  и то, что поток их не уменьшился – за 1978-первую половину 1979гг. в Горсовет поступило 13.398 писем (из них непосредственно  в Горисполком – 4.067). Анализ  содержания  писем показал, что в них немало предложений по улучшению работы промышленных предприятий, по механизации трудоемких процессов в сельском хозяйстве, но, по-прежнему, не исчезли жалобы на неудовлетворенность качеством коммунально-бытового обслуживания (их содержала каждая десятая жалоба) и  жилищного вопроса  (53% от общего числа).  А тот факт, что около половины всех писем поступало на места через вышестоящие органы, а порой и через редакции газет,  свидетельствовал,  что на местах  имела место  волокита, нарушались сроки  рассмотрения жалоб,  отсутствие в отдельных советах четкой системы их учета. Так, проверка Тимского района в 1979г.  показала, что в ряде сельсоветов, в частности,  Успенском, Рождественском, Погоженском  не оказалось  даже  журнала учета  обращений граждан, а в ряде других (Выгорновском, Леженском)  его заменяла непронумерованная ученическая тетрадь с небрежными записями. Понятно, что такие  «документы» не давали ни малейшего представления о том, какие вопросы и как были разрешены и разрешались ли они вообще[16].

Несмотря на  такое положение дел, в 1979г. председатель исполкома Курского Облсовета Журкин Н. заверил, что «письменные и устные заявления людей, их требования, во многом  дают направление работе исполкомов»[17]. В частности, он сказал, что письма и жалобы граждан Касторенского района  на плохое бытовое и медицинское обслуживание, дали толчок немедленным проверкам  и  легли в основу решения 11 сессии Касторенского Райсовета, а жалобы жителей г. Рыльска на неудовлетворительное состояние общественного порядка в городе подсказали тему 111 сессии Рыльского Райсовета[18].

10 мая 1979г. на  областном совместном совещании партийных, советских и хозяйственных органов[19] директор Курского завода тракторных запасных частей,  депутат Овчаренко М.Д.  письменные и устные обращения  к представителям власти назвал «важным источником информации  о нуждах, настроениях и запросах населения, к которому нужно относиться со всей бережностью и серьезностью». В этой связи  как «заслуживающий  внимания» на совещании был представлен опыт  работы, накопленный  в Ленинском Райисполкоме г. Курска, в Железногорском  Горисполкоме,  Кореневском, Рыльском, Дмитриевском Райисполкомах.  В них, в частности, был четко налажен учет письменных обращений,  были установлены графики приема и учет посетителей, организовано дежурство должностных лиц, проводился систематический анализ корреспонденций. Такая работа практически исключала  поступление жалоб  в вышестоящие инстанции. Однако на совещании были отмечены и недостатки. В частности, было отмечено, что «нельзя признать нормальным, когда первый руководитель перепоручает прием граждан своим заместителям, а то и вовсе некомпетентным работникам, когда  для приема используются часы, не удобные основной массе трудящихся; когда для разрешения жалоб принимаются половинчатые  меры, даются расплывчатые обещания и  немотивированные отказы; когда руководители в дни  и часы приема  не оказываются на месте». Так, подобные факты  имели место в областном  Управлении торговли и коммунальном отделе[20].

Кроме администрации исполкомов работа по приему посетителей и рассмотрению писем  проводилась в каждом его подразделении.


[1] Повышать уровень организаторской работы // Курская правда.1982.17 февраля.

[2] ГАКО Ф.Р.-3322.оп.44.ед.хр.1154.л.37.

[3] ГАКО Ф.Р.-3322.оп.44.ед.хр.1282.с.24.

[4] ГАКО.Ф.Р.-5269.оп.2,ед.хр.17.л.5-121.

[5] ГАКО. Ф.Р.-3322.оп.44.ед.хр.302.л.54.

[6] ГАКО. Ф.Р.-3322.оп.44.ед.хр.1280.л.61.

[7] ГАКО. Ф.Р.-3322.оп.44.ед.хр.1297.л.24.

[8] ГАКО. Ф.Р.-3322.оп.44.ед.хр.1807.л.52.

[9]ГАКО Ф.Р.- 3322.оп.44.ед.хр.1809.л.42.

[10] ГАКО Ф.Р.- 3140 оп.1 ед.хр.115.л.81.

[11] ГАКО Ф. Р.- 3322.оп.44.ед.хр.1279.л.17.

[12] Отчитываются коммунальщики.// Курская правда.1976. 28 ноября.

[13] Студеникин И. За строкой письма.// Курская правда. 1977.19 августа.

[14] Услышать голос народа.//  Курская правда, 1978. 4апреля.

[15] За строкой письма.// Курская правда.1979.28 июня.

[16] В исполком пришло письмо.// Курская правда.1979.28 июня.

[17] Журкин Н. Дорожить доверием.// Курская правда.1979. 7января.

[18] Наведем порядок на улицах города.// Курская правда.1973.7 февраля.

[19] На приеме у руководителя // Курская правда. 1979. 11 мая.

[20] В исполком пришло письмо.//Курская правда.1956.



Все статьи автора «Rafael»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: