Садигов Рафаэль Шамсаддинович,
Аспирант кафедры «Истории государства и права России» ЮЗГУ.
В 1982г. на областном совещании председателей исполкомов поселковых и сельских Советов председатель исполкома Облсовета Журкин Н.И.сказал о том, что «трудовые успехи, достигнутые областью, явились прямым следствием создания такой обстановки, при которой «канцелярскому, кабинетному стилю противопоставлена живая организаторская работа с людьми». Особый акцент Журкин Н.И. сделал на том, что в местных органах власти «внимательно изучают и учитывают интересы и запросы граждан»[1].В этом контексте заслуживает внимания вопрос о работе с письмами, заявлениями, жалобами трудящихся, о личном приеме граждан должностными лицами.
В 1953г. отсутствие внимания к письмам и жалобам граждан в Дмитриевском Райисполкоме (на что указывали те 10% от всех поступивших в Обл. исполком жалоб и писем, что пришли именно из данного района) 111 сессия Облсовета назвала «серьезным нарушением демократии»[2]. На протяжении последующих лет изучаемого периода работа курских советов с жалобами и заявлениями не переставала иметь серьезные нарекания. Так, 11 сессия Обл.совета 30 марта 1954г.[3] отмечала, что местные органы государственной власти до сих пор не навели должного порядка в рассмотрении жалоб, что в этом деле «допускается волокита», что «руководящие работники в проблемы граждан вникать не хотят, считая их по сравнению с общегосударственными, незначительными». Сессия признала «недопустимыми» случаи, когда работники исполкомов, перепоручали рассмотрение жалоб второстепенным лицам; когда использовалась порочная практика пересылки жалоб и заявлений тем организациям и лицам, на незаконные действия которых они поступали; когда в должной мере не был налажен прием граждан; когда чиновники выезжать на места, где было бы легче разобраться в конфликтных ситуациях, породивших жалобы, просто не желали.
В отчетном докладе на ХХ сессии Курского Горсовета 17 сентября 1954г. председатель исполкома Ленинского Райсовета г. Курска М.Авилов констатировал, что за 11 месяцев 1953-1954гг. в исполком Райсовета и его отделы поступило 3302 жалобы и заявления. Из них было рассмотрено 3229 (в срок до 7 дней было рассмотрено 1927 жалоб, в срок до 20 дней – 1127, в срок до 30 дней – 95, свыше месяца ждали рассмотрения 80 жалоб). При этом большинство из них (1513) касалось очень острого жилищного вопроса[4].
Грубое нарушение областным Управлением сельского хозяйства Постановления ЦИК СССР от 14 декабря 1935г. «О положении дел с разбором жалоб трудящихся» стало предметом обсуждения 1V сессии Облсовета, состоявшейся 22 сентября 1956г.[5]. В 1959г. на V1сессии Облсовета было «строго указано» председателям Крупецкого, Мантуровского, Ястребовского, Михайловского, Октябрьского райисполкомов, «из-за бездействия которых областные инстанции забрасывались потоком жалоб»[6]. В 1960г. «за формально-бюрократическое отношение к рассмотрению жалоб на нарушения Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» на V111 сессии Облсовета серьезное «замечание» получил председатель Щигровского Райисполкома Черкаев[7]. 4октября 1964г. на 11 сессии Облсовета «за упущения в работе с письмами трудящихся» подверглись критике председатели Тимского и Фатежского райисполкомов[8]. Подобные санкции особого результата не приносили – за 10 месяцев 1965г. года из 5707 жалоб, поступивших в исполком Курского Облсовета в срок было рассмотрено только 3115, то есть 66, 5%.[9]
Появление 29 августа 1967г. Постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» свидетельствовало о том, что положение в этой сфере оставалось неблагополучным – Vсессия областного Совета в этом году, опять призывала «приять все меры по улучшению этой работы»[10]. Однако 11 сессия Облсовета 1975г. констатировала, что «67% жалоб с первого раза не решались»[11].
Больше всего жалоб поступало из сельской местности. Так, в 1976г. только в исполком Касторенского Райсовета пришло 18 жалоб, 12 из которых – повторные. Половина из них - из поселка Олымский о «плачевном» состоянии коммунальной службы и жилищных условий жителей. По следам писем на место выехали член Райисполкома и по одному члену жилищной и коммунальной комиссий. Им удалось выяснить, что председатель Олымского поселкового Совета Шуваев С.И. «на неоднократные письменные жалобы жителей поселка не реагировал, личный прием не проводил, вопросы о качестве работы коммунальной службы, об улучшении жилищных условий граждан пустил насамотек». «За формализм в отношении жалоб граждан» Шуваеву С.И. было «строго указано»[12].
Таким образом, властям всех уровней не удавалось повернуть ситуацию с рассмотрением жалоб в сторону улучшения. В содержании же и характере обращений граждан изменения произошли – все чаще люди стали затрагивать не личные, а общественно значимые вопросы»[13]. Это отметила и 11 сессия Облсовета в 1978г., призвавшая власти на местах «так относиться к письмам и заявлениям своих граждан, чтобы каждый советский человек мог быть уверенным в том, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений»[14].
27 июня 1979г. на 1V сессии Курского Горсовета[15] член Горисполкома Сафронова А.И.подчеркнула, и то, что характер писем действительно изменился, и то, что поток их не уменьшился – за 1978-первую половину 1979гг. в Горсовет поступило 13.398 писем (из них непосредственно в Горисполком – 4.067). Анализ содержания писем показал, что в них немало предложений по улучшению работы промышленных предприятий, по механизации трудоемких процессов в сельском хозяйстве, но, по-прежнему, не исчезли жалобы на неудовлетворенность качеством коммунально-бытового обслуживания (их содержала каждая десятая жалоба) и жилищного вопроса (53% от общего числа). А тот факт, что около половины всех писем поступало на места через вышестоящие органы, а порой и через редакции газет, свидетельствовал, что на местах имела место волокита, нарушались сроки рассмотрения жалоб, отсутствие в отдельных советах четкой системы их учета. Так, проверка Тимского района в 1979г. показала, что в ряде сельсоветов, в частности, Успенском, Рождественском, Погоженском не оказалось даже журнала учета обращений граждан, а в ряде других (Выгорновском, Леженском) его заменяла непронумерованная ученическая тетрадь с небрежными записями. Понятно, что такие «документы» не давали ни малейшего представления о том, какие вопросы и как были разрешены и разрешались ли они вообще[16].
Несмотря на такое положение дел, в 1979г. председатель исполкома Курского Облсовета Журкин Н. заверил, что «письменные и устные заявления людей, их требования, во многом дают направление работе исполкомов»[17]. В частности, он сказал, что письма и жалобы граждан Касторенского района на плохое бытовое и медицинское обслуживание, дали толчок немедленным проверкам и легли в основу решения 11 сессии Касторенского Райсовета, а жалобы жителей г. Рыльска на неудовлетворительное состояние общественного порядка в городе подсказали тему 111 сессии Рыльского Райсовета[18].
10 мая 1979г. на областном совместном совещании партийных, советских и хозяйственных органов[19] директор Курского завода тракторных запасных частей, депутат Овчаренко М.Д. письменные и устные обращения к представителям власти назвал «важным источником информации о нуждах, настроениях и запросах населения, к которому нужно относиться со всей бережностью и серьезностью». В этой связи как «заслуживающий внимания» на совещании был представлен опыт работы, накопленный в Ленинском Райисполкоме г. Курска, в Железногорском Горисполкоме, Кореневском, Рыльском, Дмитриевском Райисполкомах. В них, в частности, был четко налажен учет письменных обращений, были установлены графики приема и учет посетителей, организовано дежурство должностных лиц, проводился систематический анализ корреспонденций. Такая работа практически исключала поступление жалоб в вышестоящие инстанции. Однако на совещании были отмечены и недостатки. В частности, было отмечено, что «нельзя признать нормальным, когда первый руководитель перепоручает прием граждан своим заместителям, а то и вовсе некомпетентным работникам, когда для приема используются часы, не удобные основной массе трудящихся; когда для разрешения жалоб принимаются половинчатые меры, даются расплывчатые обещания и немотивированные отказы; когда руководители в дни и часы приема не оказываются на месте». Так, подобные факты имели место в областном Управлении торговли и коммунальном отделе[20].
Кроме администрации исполкомов работа по приему посетителей и рассмотрению писем проводилась в каждом его подразделении.