АРМЯНСКАЯ ЦАРСКАЯ ДИНАСТИЯ ЕРВАНДИДОВ

Кочарян С.Г.

Ключевые слова: Армения, династия, история, царство


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Кочарян С.Г. Армянская царская династия Ервандидов // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/04/842 (дата обращения: 23.02.2024).

Род Ервандидов, ведущий свое происхождение от династии Хайкидов, имел непосредственное отношение к управлению Арменией с VI в. по III в. до н.э. Cначала в качестве царей Армины, затем персидских сатрапов, и вновь армянских царей. О существовании отдельной династии Ервандидов свидетельствуют общее имя Ерванд – царя Армины (VI в.), сатрапа Армении (IV в.), сатрапа Армении, сражавшегося в битве при Гаугамеле в войске Дария III, а затем ставшего царем независимой Армении (кон. IV в.) и армянского царя (кон. III в.). Это подтверждают и факты, изложенные в греческих надписях царя Коммагены Антиоха I (I в. до н. э.)[1].

Мелидское царство, захваченное ассирийцами (712), ок. 680 г. до н.э. было восстановлено под своим старым названием «Хатти», а в конце 630-х гг. оно подверглось сокрушительному нашествию скифов, в ходе своей войны с ассирийцами разгромивших значительную часть Передней Азии. Именно в это бурное время власть в Мелиде перешла к армянской династии, известной под именем «Бет-Тогарма» (Дом Тогарма), основателем которой был, по преданию, Паруйр сын Скайорди. Тем самым, в 624 г. до н.э., было создано царство «Армина» (так у арамеев и персов, откуда греческое и современное «Армения», «армяне»; официальным же наименованием царства оставалось «Хатти»)[2]. Армина входила в состав антиассирийской коалиции вместе Мидией и Вавилоном. В 612 г. до н.э. армянские войска принимают участие во взятии Ниневии, столицы Ассирии[3]. Коалиция просуществовала недолго. Мидия стремилась овладеть наследием Урарту. Около 609 г. царство Армина вступила в войну с Мидией и, к исходу VII в., была вынуждена подчиниться – с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений[4].

С 571 г. до н.э. в Армине правила династия Ервандидов[5]. Территория первого армянского государства охватывала практически все земли, населенные протоармянами, равно как и большую часть территории Урарту. В его состав также входил и Восточный Край Армении (Арцах, Гардман и Утик)[6]. Столицей был урартский город Тушпа, впоследствии переименованный в Ервандаван[7]. Цари Армины Ерванд I Краткожитель (570-566) и его преемник Тигран I Великий (566-521) обладали в рамках Мидийской, а затем и, сменившей ее с 550 г. до н.э., Персидской державы, немалым могуществом[8]. Вот как описывает Тиграна I Мовсес Хоренаци:

«Миротворец и созидатель, он вскармливал все поколения маслом и медом. Немало еще подобного, кроме всего этого, доставил нашей стране сей Ервандов Тигран, отличавшийся светлыми, вьющимися на концах, кудрями, прекрасным цветом лица, приветливым взором, величавый и плечистый, с крепкими икрами красивых ног, умеренный в пище и питье, воздержанный на пирах; наши древние, игравшие на пандирне, сказывали, что он был умерен в желаниях плоти, высокомудр и красноречив и наделен всеми человеческими достоинствами. Что же может быть приятнее для меня в этой книге, как не распространяться о доставшихся ему похвалах и связанных с ним историях? Справедливый и нелицеприятный в суждениях обо всех вещах, он взвешивал образ жизни каждого на весах своего разума. Не завидовал лучшим, не презирал низших, но стремился простереть покрывало своей заботливости в равной мере над всеми»[9].

Согласно Ксенофонту, Армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани Мидии и отказалось от прочих обязательств. В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тыс. пехоты и 8 тыс. конницы. Имени царя греческий историк не упоминает, но называет его сыновей Тиграна и Сабариса, одного из военачальников Эмбаса. При этом Тигран представлен товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы[10].

Кроме того, эти его сведения в определенной степени совпадают с сообщениями Мовсеса Хоренаци о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии. Вот что пишет об этом армянский историк: «Армянский царь созывает каппадокийцев и всех отборных воинов Иверии и Алвании и все избранное воинство Великой и Малой Армении и движется со всей ратью на Мидийскую страну. Опасность вынуждает Аждахака выступить навстречу армянину с немалыми полчищами. Но схватка оттягивается почти на пять месяцев, ибо здоровое и бойкое дело чахло, как только Тигран вспоминал про свою любимую сестру. Он старался устроить исход событий таким образом, чтобы нашлось средство спасти Тигранухи. Когда это удается, наступает час сражения. Я возношу хвалу моему доблестному бойцу-копьеносцу, отличавшемуся совершенством тела, соразмерного во всех своих частях, ибо он был и крепким, гармоничным во всем и по силе не имел себе равных. Но зачем я тяну свой рассказ? Ибо в завязавшемся бою Тигран вспарывает своим копьем крепкую железную броню Аждахака, как воду, насаживает его на длинное острие копья и, рванув назад руку, вырывает вместе с оружием половину его легких. Но схватка была ужасна, ибо храбрецы, столкнувшиеся с храбрецами, не спешили обратиться друг к другу спиной. Поэтому сражение длилось много часов. И завершилось дело только со смертью Аждахака. Этот случай, прибавившись к удачам Тиграна, послужил умножению его славы»[11].

Упоминаемое в этом повествовании имя Аждахах (иранский – Ажи-Дахака) – эквивалент имени индийского царя Астиага (585-550). Как известно, Кир Великий в550 г. до н. э. сокрушил индийскую державу и основал новое, еще более обширное государство, которое охватывало почти всю Переднюю Азию. Его союзником и был царь Армины Тигран.

С созданием Ахеменидской державы армянское царство, пережило постепенный процесс превращения в ее сатрапию. В этом статусе его застает Бехистунская надпись Дария I, где царь говорит об Армении (Армина; в вавилонском тексте – все еще Урарту) как о восставшей провинции. Восстание против персидского владычества (522-521 гг.) было очень мощным и для его подавления понадобилось пять сражений. Армина была разгромлена и расчленена на 13-ю и 18-ю сатрапии: собственно армянскую Западную Армению и урартскую по населению Восточную Армению, которой и стали править Ервандиды[12]. Однако в надписях самих ахеменидских царей Армения постоянно выступает как отдельная административная единица, которая выплачивала весьма большую дань золотом и конями и предоставляла войска для походов персидских царей. Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд[13].

В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Черному морю, пересек 10-тыс. отряд греческих наемников, отступавший после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вел вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту пору был Ерванд, сын Артасуры. Женатый на царской дочери Родогуне, он занимал важное положение при персидском дворе. В дни борьбы за персидский трон между Артаксексом II и его братом Киром Младшим, Ерванд принял сторону тестя[14]. Западная Армения, управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе.

Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка, на западе шли по излучине Евфрата, на востоке – от озера Урмия к среднему течению рек Аракса и Куры. Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни.

В дальнейшее наследственное право на власть над Арменией было временно изъято у рода Ервандидов. До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандидов в Армении восстановилась[15]. Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра[16]. Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Сатрап жил в великолепном дворце, а на окружавших его городских домах высились башенки[17]. В Эребуни урартские постройки были перепланированы таким образом, что образовали большой 30-колонный зал. Расширялись культурные и торговые связи. При раскопках Эребуни были найдены греческие монеты V в. до н. э.

Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции. Несколько слов про армянскую религию VI-IV вв. до н.э. Хайк был верховным богом-отцом, Ара – богом солнца, весеннего пробуждения природы, божеством умирающим и воскрешающим. Асткик, супруга Ара – богиня любви и плодородия. Горг Ангех – бог войны. Нарини или Цовинар или Нурин – богиня воды и дождя. Злые духи – алки и кажки, добрые – аралезы. В этот период начинает складываться цикл древнеармянских эпических сказаний: о войне родоначальника армян Хайка с асссирийцем Бэлом, и о подвигах Ваагна «Мидоборца»[18].

После битвы при Гаугамеле (1 октября 331 г.) обе армянские сатрапии покорились Александру Македонскому, который объединил их в одну, но одновременно отстранил Ервандидов от власти и на востоке. Связано это было с тем, что армяне предоставили персидскому царю Дарию III 40 тыс. пехоты и 7 тыс. всадников под личным командованием царя Ерванда II, погибшего во время сражения. Известно, что армянская кавалерия дралась на правом фланге[19].

Однако, фактически, только Малая Армения, занимавшая приблизительно территорию бывшей Хайасы, вошла в состав державы Александра Македонского (336-323). Великая Армения осталась вне пределов государства Александра и восстановила свою независимость. В северо-восточной части Армянского нагорья было образовано Айраратское царство (331 г. до н.э). Это армянское царство было носителем древних государственных традиций, которые восходили не только к армянскому государству VI в. до н. э., но и к более ранним протоармянским предгосударственным образованиям на юго-западе и северо-западе нагорья и к самому государству Урарту.

Правящая династия Ервандидов накопила значительный опыт государственной власти. Она была родственна Ахеменидам. Все это укрепляло позиции Армянского царства в системе эллинистических государств. Внешняя политика восстановленного царства Великой Армении определялась его позицией по отношению к дальнейшей судьбе державы Александра Македонского: в русле содействия центростремительным силам в их борьбе против центробежных сил.

Обширная империя Александра Македонского просуществовала недолго. После смерти властителя (323 г. до н.э) его удачливые полководцы выкроили из оставшегося наследства свои самостоятельные царства. Самое сильное из них и наиболее обширное – государство Селевка в Передней Азии. Оно охватывало почти все азиатские завоевания Александра и представляло большую угрозу для образовавшихся в эти же времена в северной зоне Передней Азии менее могущественных государств: Великой Армении, Малой Армении (ок.322 г.), Паргама, Понта, Калпадокии, Иберии (Грузия), Атропатены и др.

Царство Малая Армения располагалось между верховьями Ликсоса, Галиса и верхним Евфратом. Столицей был город Ани-Камах. Правили представили династии Ервандидов. Конница Малой Армении, вооруженная луками, считалась в эту эпоху одной из лучших. Для Малой Армении гибельным оказалось соседство с сильным Понтийским царством. В конце II в. до н.э она была окончательно поглощена им и разделена на 5 дистриктов, подразделенных на 120 сатрапий[20].

В течение III в. до н.э. Селевкиды не раз пытались подчинить Армению, принудив ее к выплате дани. Иногда они достигали цели, но большей частью Армении удавалось отражать эти попытки и, сохраняя независимость, вести самостоятельную, притом явно антиселевкидскую политику. Так, например, в конце IV в. армянский царь Ерванд III предоставил военные силы наследнику престола соседней Каппадокии Ариарату, с помощью которых последний изгнал Селевкидов из родной страны и занял отцовский престол.

Центральной областью своего царства Ервандиды сделали Араратскую долину, а столицей – город Армавир, образовавшийся на базе урартского города Аргиштинхили. В этих районах они развили строительную деятельность, основали ряд городов и поселений. Араратская долина уже в IV в. до н. э. становится сердцем Армении. Здесь скрещивались торговые транзитные пути, ведшие с юга на север и, по долине Аракса, с запада на восток, что было существенным градообразующим фактором[21].

У места впадения реки Ахурян в Араже был построен большой город Ервандашат, который вскоре стал столицей армянского царства, заменив Армавир. Город был окружен высокими стенами, внутри которых во многих местах камни были вырублены до уровня реки, чтобы обеспечить доступ воды к жителям города. Для безопасности армянского царя, с целью защиты от возможных покужений, в бронзовых воротах цитажели были встроены всевозможные ловушки[22].

Новый культовый центр был создан в Багаране, на берегу реки Ахурян. Было таже основано поселение Ервандакерт. Летней резиденцией армянских царей и военной базой служила крепость Гарни, основанная еще в VIII в. до н. э. царем Урарту Аргишти I[23]. Верховными жрецами, обычно, назначались братья армянских царей.

Царская власть в Великой Армении была абсолютной, ограниченная только интересами господствующего класса землевладельцев-рабовладельцев.

Во внутригосударственной сфере царь объединял в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. Он был верховным главнокомандующим всех войск. В функцию царя входило также основание городов, наречение их именем и т. п. Во внешней сфере ему принадлежало право решения вопросов войны и мира, заключение договоров и союзов с другими государствами, ведение переговоров с ними лично, посредством корреспонденции или через посланников. Власть армянских царей была наследственной с самого начала – со времени царства Армина, насколько позволяют судить скудные источники. Титулатура и почетные прозвища армянских царей выражали удельный вес и значение страны и ее властителя в системе государств Древнего мира. Титулом представителей династии Ервандидов был «царь», как и у Арташеса I. Для сравнения – его потомки начиная с Тиграна II, титулуются на своих монетах и «царями», и «великими царями», и «царями царей», а армянские Аршакуни носили титул «царь Великой Армении»[24].


[1] Образование армянского народа и древнеармянского государства // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor2.htm]. Доступ – 18.11.2007.

[2] Армина // [Электронный ресурс: http://www.c-cafe.ru/words/5/422.phpъ]. Доступ – 22.12.2007.

[3] Даниелян Э. Духовные и этнические истоки армянской государственности // [Электронный ресурс: http://vizantarm.am/page.php?57]. Доступ – 22.12.2007.

[4] Образование армянского народа и древнеармянского государства // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor2.htm]. Доступ – 18.11.2007.

[5] Мовсесян С. Армения вчера, сегодня, завтра. Краткий очерк экономики и культуры. – Ереван, 1966. – С. 26.

[6] О Восточном крае Армении // [Электронный ресурс: http://babon.sitecity.ru/ ltext_0211035934. phtml? p_ident=ltext_0211035934.p_1801160321]. Доступ – 16.11.2007.

[7] Варданян С. Ван // [Электронный ресурс: http://www.aniv.ru/view.php?numer=4&st= 14&rub=3]. Доступ – 18.11.2007.

[8] Армина // [Электронный ресурс: http://www.c-cafe.ru/words/5/422.phpъ]. Доступ – 22.12.2007.

[9] История Армении Моисея Хоренского. – М., 1858. – С. 63.

[10] Образование армянского народа и древнеармянского государства // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor2.htm]. Доступ – 18.11.2007.

[11] История Армении Моисея Хоренского. – М., 1858. – С. 65.

[12] Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма. // История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М., 1983. – С. 410.

[13] Образование армянского народа и древнеармянского государства // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor2.htm]. Доступ – 18.11.2007.

[14] Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. – М., 2004. – С. 138.

[15] Вскоре правителями одной из сатрапий // [Электронный ресурс: http://www.countries.ru/ library/ ancient/civ_iran.htm]. Доступ – 22.12.2007.

[16] Образование армянского народа и древнеармянского государства // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor2.htm]. Доступ – 18.11.2007.

[17] Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. – М., 2004. – С. 136.

[18] Мовсесян С. Указ. соч. – С. 26.

[19] Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. – М., 2004. – С. 140.

[20] Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. – Ереван, 1989. – С. 37.

[21] Образование армянского народа и древнеармянского государства // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor2.htm]. Доступ – 18.11.2007.

[22] Тер-Нерсесян С. Армения. Быт, религия, культура. – М., 2007. – С. 23.

[23] Garni // [On-line resource. Access mode: http://library.thinkquest.org/C003796/ gather/garni.html]. Access – 20.12.2007.

[24] Общественно-политический строй и культура Древней Армении // [Электронный ресурс: http://armenica.info/history/histor4.htm ]. Доступ -18.11.2007.



Все статьи автора «Сурен Кочарян»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Армянская царская династия Ервандидов”

  1. 22.11.2014 в 17:59

    А почему Мидия называется Индией, или мидийский царь “индийским”?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: