АПАЕВА А.Ю. УСКОРЯТЬСЯ ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ? К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ

Ключевые слова: , , , ,


АПАЕВА А.Ю. УСКОРЯТЬСЯ ИЛИ ОСТАНОВИТЬСЯ? К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ


Рубрика: География, История, Политология, Право, Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/11/1857 (дата обращения: 22.02.2024).

Апаева Алёна Юрьевна,
аспирант факультета философии НИУ ВШЭ 

Введение

В прошлом году исполнилось ровно десять лет со дня подписания главного на сегодняшний момент политического документа, регламентирующего на самом высоком уровне отношения между Россией и Китаем. Десять лет назад, в 2001 году, Владимир Путин и Цзян Цзэминь в ходе личной встречи сроком на двадцать лет подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

На концерте, посвященном 10-й годовщине подписания Договора, Ху Цзиньтао пожелал дальнейшего доброжелательного отношения двух стран друг к другу. Он заметил, что данный договор, оформив юридически взаимоотношения двух стран, стал основой, на которой эти отношения смогли в дальнейшем расширяться и углубляться. Ху Цзиньтао подчеркнул, что «межгосударственные отношения становятся все более зрелыми» [10], они развиваются, ибо развиваются сами государства. Превалирующих в этих взаимоотношений, по его мнению, является тема обеспечения безопасности и суверенитета, тогда как второй основной темой является расширение экономического сотрудничества. В области экономического сотрудничества, подчеркнул Ху Цзиньтао, страны увеличили объем двусторонней торговли более чем в семь раз.

К уже достигнутым результатам сотрудничества могут быть отнесены организованные «Год дружбы китайской и российской молодежи», Национальные годы Китая и России, Год китайского языка в России и Год русского языка в Китае. Взаимовыгодным в долгосрочной перспективе является выстраивание отношений в рамках международных организаций, деятельность которых стала показателем усилившихся связей между двумя странами. Говорить «о вечной дружбе» [10], о которой говорил Ху Цзиньтао, разумеется, не приходится, ибо история дала немало уроков того, что такой феномен, как вечная дружба между двумя государствами, вещь невозможная. Но с уверенностью, все же, можно надеяться на установление в долгосрочной перспективе стабильных отношений, на продолжение ровного сотрудничества во всех приоритетных областях – политике, экономике и культуре.

Ху Цзинтао в своей речи говорил, прежде всего, о принципах, справедливость и равноправие, взаимное доверие и взаимная выгода, на которых должно строиться сотрудничество двух стран. Идеальное сотрудничество должно быть не только на бумаге, оно должно быть реализовано и на практике. Китайский лидер высказался о необходимости полного осуществления идеалов.

С момента подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве прошло уже десять лет. Двадцать лет – это целая эпоха, охватывающая пик политической активности поколения, родившегося примерно с конца 60х до конца 80х годов, для которого чувство перманентного политического кризиса стало обычным явлением. Долгосрочные стабильные политические отношения с какой-либо крупной политической державой – вещь отчасти иллюзорная, но отчасти возможная в силу практической необходимости для обеих сторон. В принципе, такие отношения сложились, но мы не можем быть уверенными в том, что они будут такими в долгосрочной перспективе.

Достигнутые результаты

Главный интерес двух стран друг к другу лежит, безусловно, в области экономики. Товарооборот между Россией и Китаем в 2006 году составил 28,6 млрд. долл. [13] в 2010 году он составил почти до 60 миллиардов долл [6]. К 2015 году запланировано получение объема торговли в 100 млрд. долларов США, а к 2020 году эта цифра должна увеличиться до 200 млрд. долл. США [12].

Одним из приоритетных направлений сотрудничества двух стран остается отношения в области энергетики. Недавние достижения в этой области – это введение в эксплуатацию нефтепровода «Китай-Россия», продолжение реализации проекта по совместному НПЗ нефтехимической компании «Восток» [12]. Если в энергетическом секторе Россия является страной-производителем и поставщиком энергоресурсов, а Китай – импортером и страной-потребителем, то в политическом отношении роли становятся противоположными. Россия испытывает на себе влияние Китая, сильная политическая воля которого питается экономической мощью.

Но культурные обмены, в которых Россия, действительно, участвует как равный партнер, вселяют надежду на то, что свободные отношения на данном уровне, то есть отношения, которые не связаны какой-либо практической необходимостью, помогут выровнять отношения и на других уровнях, подняв Россию до статуса независимого и самодостаточного политического актора. К развитию и укреплению культурных связей между двумя странами могут быть отнесены мероприятия, которые проводятся и будут проводиться в этом и следующем годах, ибо 2012 год объявлен Годом российского туризма в Китае, а 2013 Годом китайского туризма в России.

Если двусторонние отношения между двумя странами могут носить закрытый характер и могут быть окрашены субъективными эгоистичными интересами, то многосторонние отношения вынуждены быть прозрачными, ибо стремление к достижению общих целей должно быть в них первоочередным. Россия и Китай, сотрудничая друг с другом в рамках таких организаций и площадок, как ООН, ШОС, АТЭС, БРИКС, РИК, АСЕМ, ВАС  укрепляют и сплачивают в целом весь Азиатско-Тихоокеанский регион, создавая противодействующий западному миру центр. Так в сентябре 2010 года Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао договорились о совместном укреплении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе [5]. Инициативу совместного обеспечения безопасности в АТР поддерживали и другие страны данного региона.

Ускоряться или остановиться?

Китай эффективно решает свои энергетические проблемы. Китай не зависит кардинально от российских поставок нефти и газа, но готов сотрудничать с Россией. Китай «простер свои руки» к энергетическим ресурсам стран Азии, Африки, Америки, и Россия, поэтому, лишь один из его экономических партнеров, но партнер, безусловно, важный в силу близости границ и огромного ресурсного потенциала, который в будущем он сможет использовать.

Различные точки зрения на перспективы поставок нефти и газа в Китай условно можно разделить на две группы. С одной стороны, в России выступают за ускорение экономического взаимообмена между двумя странами, за увеличение поставок ресурсов в Китай и за скорейшее выполнение этих поставок. К расширению экономического сотрудничества склоняется и сам глава российского государства. Президент В. Путин, согласно источникам из СМИ, заявил, что «РФ “в обозримой перспективе” рассчитывает начать масштабные поставки газа в КНР» [14]. О необходимости ускорить поставки нефти и газа в Китай еще в 2006 говорил исполнительный директор по развитию газовых проектов ТНК-ВР В. Вексельберг. В частности, он заявил, что «любая существенная задержка с принятием решения угрожает потерей рынка» [3]. Действительно, Китай –  это перспективный рынок для российского энергетического сектора. Китай в пространственном измерении располагается значительно ближе к богатым ресурсами нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Следовательно, при вовлечении этих регионов в активное экономическое пространство, создании там полного энергетического комплекса от добычи до переработки, Китай станет незаменимым экономическим партнером-покупателем топливной энергетической продукции.

С другой стороны, пока Восточная Сибирь и Дальний Восток нуждаются в больших инвестициях, которые не могут предоставить, ни государство, ни бизнес, истина остается и на стороне второй группы мнений. Противники тесного российско-китайского сотрудничества полагают, что Россия, во-первых, не должна идти на поводу Китая и отвечать на запросы его экономики, а, во-вторых, она не должна, не имея на то полных оснований, сама навязываться Китаю. Более того, увеличение поставок нефти и газа в Китай может стать основным препятствием для развития качественного полноправного и взаимовыгодного двустороннего экономического сотрудничества, которое никак не может быть построено в условиях сырьевой зависимости одной стороны и технологической – другой.

В Китай пока поставки энергоресурсов незначительны по сравнению с поставками в западные страны. Но в условиях, когда практически вся российская нефть экспортируется на Запад, экономические риски для России как продавца возрастают. Поэтому в интересах государства – предоставить российским нефтяникам возможность выбора направления экспортных поставок.

Стоит задаться еще одним немаловажным вопросом. Только ли экономическими мотивами продиктовано стремление России выйти на энергетический рынок Китая? Диверсифицировать экспорт экономически эффективно, но выход на новый рынок для России сопряжен с большими трудностями, которые касаются, прежде всего, транспортной инфраструктуры. Поэтому помимо экономических мотивов стоит учитывать и политические мотивы.

За последние шесть лет политические отношения между Россией и Китаем значительно интенсифицировались и даже приобрели характер стратегического партнерства. Можно предположить, что две страны стремятся подтянуть уровень экономических взаимоотношений до уровня политических. Но экономика России, теряя свой промышленный потенциал, способна увеличивать экспорт в Китай только с помощью ресурсного товара, и прежде всего, нефти и газа.

Статистика показывает, что, несмотря на количественное увеличение экономического обмена между Россией и Китаем (“В 2011 г. российско-китайский товарооборот достиг $79,3 млрд.”) [15], ухудшается качественная структура такого обмена. Подтверждением такого положения дел может служить высказывание Виктора Ишаева, министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, которые он озвучил во время встречи с Чрезвычайным и Полномочным послом Китайской Народной Республики в России господином Ли Хуэй в Хабаровске в июле этого года: «Товарооборот между нашими странами по всем прогнозам может достичь и 100 миллиардов рублей, и 200 миллиардов, однако нас не устраивает структура товарооборота. Нам необходимо развивать глубокую переработку ресурсов на территории Дальнего Востока России. Для этого, мы приветствуем прямые китайские инвестиции. К сожалению, сегодня доля инвестиций КНР от всего объема инвестиций в России составляет 0,9%, а доля китайских инвестиций от всех инвестиций в экономику Дальнего Востока составляет 0,7%. Если эта ниша не будет заполнена, мы вряд ли добьемся результатов” [8].

Политическая «дружба» России и Китая

В целом, Китай был лучше подготовлен к выстраиванию долгосрочных и продуманных схем отношений с другими странами. И отношения с нашей страной он начал выстраивать заблаговременно и взвешенно. В стабильной политико-правовой системе Китая только и было возможно продумать и создать стабильный политико-правовой документ, каким является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничества. Договор был инициирован китайской стороной и безоговорочно принят к подписанию российской стороной.

В Китае в отличие от России не было практически «в одночасье» разрушено все, что служило системной конструкцией государства. Политический каркас коммунистической партии там до сих пор сохраняется при изменении экономического строя. Процесс адаптации китайского общества к неизбежным тенденциям новой эпохи был постепенным и своевременным. Внешняя политика КНР строится на четкой концепции, разработанной еще в 80-е годы. Новая внешнеполитическая парадигма Китая основывается на «пяти принципах мирного сосуществования», таких как «взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство  во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование [11]. Эти принципы, безусловно, общи, но в них ясно выражено стремление Китая к сохранению мира с другими странами и своевременному устранению очагов возможных конфликтов, что является принципиально важным для России, которая экономически не готова к переходу в состояние длительной войны с каким-либо государством, и особенно с Китаем.

Китай, следуя курсу независимой, открытой и многосторонней внешней политики, начал стремительно налаживать политическое и дипломатическое сотрудничество, как с развивающимися странами восточного континента, так и с развитыми странами Запада, начиная с конца 70-х и начала 80-х годов. И главный вектор он направил в сторону США, которые продолжают оставаться единственной экономической и политической сверхдержавой. Сотрудничество Китая с США обусловлено необходимостью в стабильных отношениях, от которых зависит его экономический успех, а, следовательно, и спокойствие в обществе. Поэтому Китай поддержал выдвинутый после терактов 11 сентября американский тезис о том, что «безопасность и экономика развиваются рука об руку». Вашингтон и Пекин смогли выстроить эффективный диалог по налаживанию стабильности в регионе и разрешению возникающих в нем конфликтов. Но в последние годы были отмечены некоторые конфликты между двумя странами, такие как: решение администрации Обамы одобрить продажу крупной ($6,3 млрд) партии оружия Тайваню, требования к КНР ревальвировать юань, активизация Вооруженных сил США в районе Южно-Китайского моря и проведение совместных с Южной Кореей военно-морских учений в Желтом море, в непосредственной близости от Пекина и Тяньцзиня [4]. В целом страны сохраняют тесные дружественные отношения.

Можно также говорить и о том, что трения во взаимоотношениях неизбежны не только между США и Китаем, но и между Китаем и западными странами в силу явного отличия их политических систем. Китай, будучи экономически «своим», остается политически «чужим». Политически страны развиваются совершенно противоположно и в этом, по мнению В.Л. Андрианова, «состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая» [1, c. 29].

Китай, оценивая США в качестве главного игрока на мировой арене и стремясь к сохранению хороших отношений со Штатами, отводит России важное, но, все же, меньшее по сравнению с США место в своих внешнеполитических ориентирах. Заключенный в 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве является главным политическим событием в отношениях России и Китая. В 20 веке между двумя странами было заключено целых пять договоров, что является уникальным явлением вообще в истории взаимоотношений любых государств, ибо противоречивый, изменчивый 20 век постоянно требовал фиксации и закрепления сложившихся отношений, подкрепления лидерства России. Все эти договора имели примерно одинаковый политический статус, ибо во всех них отразилась суверенная политическая воля российского государства. Но в 21 веке ситуация изменилась, чаша власти и влияния склонилась в сторону Китая.

Россия исторически всегда ориентировалась, прежде всего, на Запад. Китай, который был «далеко», не столь явно фигурировал в ее внешнеполитической повестке. Но в 20 веке произошел заметный поворот. Принятие на высшем политическом уровне за относительно небольшой промежуток времени пяти договоров является, по мнению Ю.М. Галеновича, уникальным явлением в истории международных отношений. В данной работе мы не будем углубляться в состояния тех социально-политических и экономических условий, которыми была вызвана необходимость в их периодическом принятии, и остановимся на констатации того факта, что «договоры были необходимы обеим сторонам» [2].

В 1896 году страны вступили в военно-экономический союз, который был продиктован необходимостью обеспечения совместной безопасности. Кроме того, союз был создан в целях реализации экономических планов глобального масштаба. В 1924 году новообразованными государствами были установлены новые дипломатические отношения, заключенный ими новый договор способствовал, прежде всего, укреплению молодой Китайской республики, в нем была предусмотрена возможность оказания Советской республикой помощи Китаю на случай агрессии со стороны Японии. В 1937 году был заключен пакт о ненападении, на деле ставший военно-экономическим союзом для обороны и совместного отпора агрессии Японии. Следующий договор 1945 года создавал возможность мирного сосуществования двух стран на многие годы, он был необходим, прежде всего, для восстановления народных хозяйств, разрушенных войной, а также для спокойного урегулирования сложных ситуаций, сложившихся внутри стран. В 1950 году был заключен договор о дружбе, союзе и взаимопомощи, хотя в отношениях двух стран назревали конфликты, и сотрудничество стало более напряженным. И только в 2001 году спустя почти полвека государствами, которых представляли уже новые политические силы, был заключен новый договор.

Договор 2001 года существенно не похож на предыдущие пять договоров. Он был заключен в совершенно иных условиях, в условиях, когда активной и сильной стороной в переговорном процессе выступил Китай, тогда как во всех договорах до 2001 года, когда Китай нуждался в военной или экономической помощи, сильной и активной стороной выступала Россия. Текст договора 2001 года был разработан китайской стороной, и в нем имплицитно указаны те точки потенциальной напряженности, которые пришлось или предстоит разрешать странам. Так, долгое время сохранял актуальность один из «замороженных» конфликтов – застарелый вопрос о границах.

В договоре 2001 года прямо указано, что переговоры по пограничным вопросам необходимо продолжать. Как пишет Ю.М. Галенович, в Китае сохраняется устойчивое мнение о том, что граница проложена несправедливо. В 1964 году Мао Цзедун поднял данный вопрос, заявив, что Пекин еще не предъявил Советскому Союзу счет по реестру земель, отторгнутых царской Россией у Китая общей площадью в 1,5 млн. кв. км. Дэн Сяопин в 1989 году также напомнил в беседе с М.С. Горбачевым [2, c. 353] о нанесенной Россией Китаю обиде – о несправедливо отторгнутых землях.

После подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве вопрос о границах начал решаться, и в итоге он был решен в пользу китайской стороны. В 90-е годы была впервые проведена демаркация российско-китайской границы, в результате которой значительная часть спорной территории отошла Китаю. Но, несмотря на то, что Россия возвратила Китаю значительную часть спорной территории, Китай продолжал предъявлять права на оставшиеся земли, а именно на Тарабаров и Большой Уссурийский острова. В 2004 году, как пишет газета «Коммерсант» [6], Россия передала Китаю остров Тарабаров и половину острова Уссурийский, а в 2008 году добровольно вернула и всю оставшуюся спорную территорию, тем самым признав историческую правоту Китайской стороны. Единственной уступкой со стороны Китая было смещение границы за часовню святого воина-мученика Виктора.

Разрешив вопрос о границах в пользу Китайской Народной Республики, Российская Федерация как правопреемница СССР даже не попыталась воспользоваться своим законным правом – правом на сохранение за собой данной территории. Право российской стороны не было обосновано ни М.С. Горбачевым, последним лидером советского государства, ни последующими российскими президентами, поэтому китайской стороне было относительно легко качнуть чаши весов исторического правосудия в свою сторону.

Показателем отсутствия глубокого доверия между странами является наличие в Договоре пункта о необходимости сокращения вооруженных сил, и, прежде всего, как указывает Ю.М. Галенович, «наших вооруженных сил в районе границы» [2, c. 345]. Китай пытается заручиться поддержкой России и в таком уязвимом для него вопросе как внутренний политический строй. Китайская сторона призывает российскую сторону уважать ее выбор пути развития, уважать государственный строй, при котором руководящая роль в стране принадлежит коммунистической партии.

Договор был инициирован и практически полностью разработан китайской стороной. Главным инициатором договора был сам Цзян Цзэминь, который, как пишет Ю.М. Галенович, выстрадал этот договор [2, c. 363]. Выступая после заключения договора перед китайскими студентами в МГУ, Цзян Цзэминь сделал ряд ключевых высказываний, отражающих сущность принятого соглашения. Он несколько раз произнес предложение о нежелательности и недопустимости создания каких-либо военно-политических союзов старого типа. Это означает, что Россия не должна рассчитывать на установление союзнических отношений.

Можно предположить, что под договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве скрывается стремление Китая, не вступая в какие-либо близкие отношения, вовлечь Россию в сферу обслуживания собственных интересов, ибо об экономической взаимодополняемости с акцентом на сырьевую составляющую России в этом взаимодействии было сказано достаточно. Россия подписала данный договор практически без особых критических замечаний и дополнений со своей стороны, поэтому многим, особенно в Пекине, данная ситуация представилась в свете ослабления позиций России в ее взаимоотношениях с Китаем.

Но став юридическим фундаментом, договор 2001 года дал, прежде всего, основание, на котором Китай и России начали выстраивать политический диалог. Как основной политический документ, он определяет основные векторы в развитии взаимоотношений двух стран. Вслед за данным договором между странами был подписан ряд других политических документов, проведены встречи разного уровня, достигнуты различные успехи  в политической, экономической, научно-технической и культурной областях.

Культурные связи создают более глубокие основания для сближения двух народов, способствуют углублению их взаимопонимания, ослабляют рост различного рода националистических и ксенофобских настроений. Более медленными темпами по сравнению с политическими и культурными растет экономический взаимообмен. Политические же связи в последние годы приобрели более чем интенсивный характер.

Договор 2001 года, а вслед за ним интенсификация политических связей наводят на мысль – а не является ли все это политической игрой Китая, игрой, в которой оказалась ведомой Россия? Китай, способный строить долгосрочные планы и стратегии развития своей страны, действует осторожно и не спеша и преследует определенную политическую цель, продиктованную экономическими мотивами. Россия только учится действовать в мире исходя из долгосрочной перспективы. На данный момент в России действует принятая в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. Но не приходится говорить о какой-либо комплексной политической стратегии, поэтому карт-бланш определенно остается в руках Китая. Но Китай, несмотря на достигнутый экономический успех, стоит перед глобальными вызовами своему экономическому развитию, перед возможностью экологического, демографического, энергетического и других кризисов, поэтому у России, если она справится со своими проблемами, есть шанс выйти на новый уровень стратегического взаимодействия не только с Китаем, но и со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Заключение:

большая нефть и большая политика

Там где большая нефть, там и большая политика. Китай, как новый политический партнер России, стремится сотрудничать с ней в нефтегазовой сфере для обеспечения собственной энергетической безопасности. Но Китай, получая нефтедобывающие активы в странах Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Центральной Азии не зависит существенно от поставок нефти и газа из России. Россия для Китая представляет, прежде всего, будущего потенциального партнера и не только в нефтегазовой сфере. Китай «устремляет свой взор» на пока еще не тронутую «сокровищницу России» – богатую ресурсами Восточную Сибирь. И ведь не только Китай, но и Европа. Россия, утрачивая свой собственный промышленный потенциал, становится «лакомым куском» для экономической деятельности активных транснациональных компаний Европы, Америки и, конечно, Китая.  А сотрудничество в нефтегазовой сфере для Китая с Россией – это самый прямой путь к ресурсам России и усиления своего экономического влияния. Китай умеет строить долгосрочные стратегии развития и планомерно их реализовывать, как показывает практика успешных экономических реформ. Китай не только на словах, но и на деле доказывает свою миролюбивую внешнюю политику. Китай, столкнувшись с энергетическим кризисом в 2003 году, принял ясную энергетическую стратегию и реализовывает ее на практике. Россия в отношении планомерной реализации государственных программ отличается от Китая. Китай практичен и прагматичен, и России следовало бы поучиться этому у Китая. Китай, преследуя собственные цели, не заботиться о своем внешнеполитическом имидже, как это делает Россия. России слишком хочется казаться хорошей в глазах сильных мира, мало заботясь о собственном внутреннем благополучии. Китай, осознав, что без крепкого экономического фундамента, без выхода на мировой экономический рынок на равных, страна обречена, не побоялся «открыть свои двери» иностранным инвестициям. Сейчас Китай уже имеет достаточно сил и сам не только развивает свою внутреннюю экономику, но и инвестирует в большом количестве в другие страны. Россия качается как маятник то в сторону Запада, то в сторону Востока. Россия разыгрывает «энергетическую карту» [9], не имеющей под собой прочных экономических оснований. Россия должна перестать вести себя как энергетическая сверхдержава, обеспечивая всем энергетическую безопасность, так как не в состоянии обеспечить собственную энергетическую безопасность.

Список литературы

  1. Андрианов, В. Л. Формирование “Большого Китая” : Геополитическое измерение : Автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.03 / Ин-т Дал. Востока РАН. – М., 2004. – 29 с.
  2. Галенович Ю.М. Россия – Китай: шесть договоров. – М.: Муравей, 2003.
  3. Сапун А. Устойчивое развитие гарантировано? // «НВ», № 7 (146), май2006 г.
  4. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/finansy/56746-amerikano-kitaiskii-renessans
  5. URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=8100
  6. URL: http://www.inosmi.ru/fareast/20110705/171616248.html
  7. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1641246
  8. URL: http://primamedia.ru/news/asia/24.07.2012/218102/viktor-ishaev-rossiyu-ne-ustraivaet-struktura-tovarooborota-s-knr.html
  9. URL: http://www.point.ru/news/stories/4105/
  10. URL: http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-06/17/content_22808103.htm
  11. URL: http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter4/chapter40201.htm
  12. URL: http://www.rodon.org/polit-110722111022
  13. URL: http://www.rosinvest.com/news/270198/
  14.  URL: http://top.rbc.ru/politics/05/06/2012/653645.shtml
  15. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/7155


Все статьи автора «Alena Apaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: