ЗАХАРОВА А.М. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова:


ЗАХАРОВА А.М. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/10/1816 (дата обращения: 21.02.2024).

Глобализация, находящаяся сегодня в фокусе междисциплинарных исследований, является многомерным явлением. Пространство дискурса о глобализационных процессах включает в себя различные аспекты, такие как: политические, экономические, социокультурные и другие. События современного мира с четкостью демонстрируют взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно актуальной выступает проблема межкультурного взаимодействия в отечественной науки из-за сложных процессов трансформации российской культуры и сложнейших межэтнических отношений. В условие этих процессов наибольшее значение приобретает проблема взаимодействия и взаимопонимания между субъектами разных культур. Это вызвано тем, что результативное взаимодействие этнических культур предполагает  необходимость формирование таких качеств у их субъектов, как способность и стремление к межкультурному диалогу. И поэтому в современной социокультурной ситуации на передний план выходят проблемы развития межкультурной компетентности, устанавливающие все аспекты межкультурного взаимодействия.

Глобализация затронула и нашу страну. Россия сотрудничает с разными странами, мы принимаем участие в международных конференциях и форумах, работаем в многонациональных организациях, обмениваемся опытом в разных сферах, наши студенты получают образование за рубежом, туристы из России путешествуют во всем мире.

Процессы глобализации убедительно свидетельствует, что формирование культурной целостности сопровождается возникновением новых, ранее неизвестных проблем. Увеличение межкультурных контактов ведет к возникновению кризисов, деструктивных явлений, трансформации мировоззрения, инновационным поискам в каждой культуре. Взаимодействие культур влечет за собой необходимость переоценить межкультурные контакты и собственную культурную идентичность, в основе чего лежат идеи адекватного восприятия культурных различий и межкультурной толерантности [1].

А. П. Садохин утверждал, что важное место среди процессов глобализации занимает способность адекватного понимания культурных ценностей других народов, так как эффективность и глубина этого взаимодействия определяет взаимную заинтересованность партнёров друг в друге, возможность удовлетворить им свои запросы и потребности, степень их готовности принимать участие в межкультурном общении [2, с. 251].

В контексте такого осмысления можно сделать вывод, что термин «культура» как социальная категория: рассматривается как весь образ жизни людей. Понятие «культура» исходит из таких наук, как социология, психология, этнография и другие, изучающие поведение человека и взаимосвязь между людьми. По сути, культура или культурное окружение людей – совокупность привычек и установок, обычаев и традиций, используемых для приспособления к существующей среде для выживания и развития. Обычаи, традиции передаются в каждой этнической группе из поколения в поколение.

В каждом обществе существуют свои нормы и ценности. Мозг людей  культурно запрограммирован и чаще всего люди не принимают или игнорируют то, что не соответствует данному обществу.

Межкультурная компетентность облегчает жизнь, выстраивая систему межкультурного взаимодействия и коммуникации способствуя качественному развитию и возможности выстраивания открытых отношений. Межкультурное общение позволяет нам смотреть на мир шире и спокойнее относится к различиям между культурами и людьми.

Итак, что такое межкультурная компетентность? Понятие межкультурной компетентности является многоаспектным и неоднозначным. В зарубежной литературе понятие “межкультурная компетентность” появилось в начале 1970-х гг., во время становления межкультурной коммуникации самостоятельным научным направлением. Таким образом, в 1970 – 1980-х гг. стали актуальными проблемы взаимоотношения разных культур и их ценностей. В процессе исследования этих вопросов межкультурная компетентность стала расцениваться, как комплекс стратегических и аналитических способностей, который позволяет расширить интерпретационный спектр личности в ходе межличностного взаимодействия с субъектами другой культуры.

После всех выше, указанных обстоятельств можно сделать вывод, что межкультурная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют индивидам эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, не только на повседневном, но и на профессиональном уровнях. Например, практическим представлением межкультурной компетентности можно считать знания о том, что, не стоит предлагать спиртное, свиную колбасу мусульманину. Во многих странах Востока алкоголь употребляют редко и тем более не в публичных местах, а свинья у них, считается грязным животным, в связи с этим не колбасу и  даже декоративные вещи из свиной кожи не стоит дарить.

Вот в Китае наиболее неудачным презентом являются часы, в Колумбии – изделия с логотипами, считающиеся дешевыми и некачественными, а в Корее – вещи с надписью, свидетельствующей о том, что они сделаны в Корее [3, с 36].

Участникам межкультурного общения для эффективного взаимодействия друг с другом необходимы: социокультурные и лингвистические знания, и коммуникативные навыки.

Социокультурные знания – сведения о культуре партнеров по общению, духовных ценностях и традициях, особенностях национального менталитета. Из-за незнания особенностей национально-культурной специфики партнера людям неизбежно приходиться вступать в конфликты и противоречия между собой.

Лингвистические знания – знания языка партнеров по общению. Для того чтобы понять речь партнеров по общению, нужно знать соответствующий язык. Например, в России многие изучают английский язык, потому что  именно английский язык стал наиболее широко использоваться в международном общении. [4, с. 99].

Коммуникативные навыки – это формирование способностей общения, умения слушать, выражать мысли, чувства, идеи, переживания, приходить к компромиссу, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. По сути это означает, что участник диалога должен уметь эффективно: формировать свое коммуникативное поведение, использовать различные тактические приемы коммуникации, представлять себя участником процесса коммуникации.

На сегодняшний день, развитие межкультурных отношений стало актуальной темой, поскольку происходит интеграция в мире, то есть взаимодействие интересов во всех сферах жизнедеятельности человека  разных странах. Межкультурная компетентность способствует разрешению конфликтов, пониманию культур, и как результат – исключение войн между государствами. Став участниками любых межкультурных конфликтов, люди имеют дело с представителями иных культур, друг от друга очень отличающихся. Отличия в национальной кухне, языках, нормах общественного поведения, одежде, отношении к выполняемой работе то и дело делают эти контакты сложными и невозможными. А основные причины проблем межкультурных контактов простираются за пределами явных различий: в различиях мироощущения, то есть в другом отношении к миру и другим людям.

Главная преграда, мешающая успешному решению данной проблемы, заключается в том что, мы воспринимаем иную культуру относительно своей, следовательно, наши заключения и наблюдения ограничены ее рамками. С огромным трудом мы воспринимаем поступки, действия, значения иностранных слов, которые не характерны для самих нас. Для того, чтобы процесс межкультурной коммуникации был эффективным нужно развивать межкультурные коммуника­тивные навыки, составляющие центральное ядро межкультурной компетентности.

Список литературы

  1. http://www.bazaluk.com/conference/193/comments.html 01.10.2012.
  2. Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А. П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 251–255.
  3. Ведербер К., Ведербер Р. Психология общения. М.: Дрофа, 2006. 341с.
  4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: ИГ «Логос», 2004. 288с.


Все статьи автора «SandraSM»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: