В настоящее время учащиеся начальных классов изучают большое количество учебных предметов. Большинство знаний по данным предметам младшим школьникам даются в готовом виде, и от них требуется только заучивание и воспроизведение данной информации. Из-за этого учащиеся не всегда могут сделать вывод на основании выполненного задания или перенести ранее полученные знания на новую область. Вследствие чего, как показывает практика, довольно часто у младших школьников появляются проблемы осознанного использования дедуктивных умозаключений как в учебно-воспитательном процессе, так и в быту.
На основе анализа теоретической и методической литературы по данной проблеме можно выделить противоречие между потребностью в развитии у учащихся умения использовать дедуктивные умозаключения процессе обучения и наличием заданий в учебниках математики для начальных классов, направленные на формирование этого умения, а также разработанностью методических подходов к их выполнению.
Анализ современных образовательных программ начальной школы по математике доказывает, что логическая линия по различным программам (М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, Л.Г. Петерсон, В.Н. Рудницкой и др.) представлена по разному, как по содержанию, так и по уровню подачи материала и его объему.
Наиболее четко логическая линия представлена в программе Л.Г. Петерсон. Многие задания требуют от младших школьников выполнение разных логических операций, способствуют развитию познавательных процессов. В рамках данной линии этого курса учащиеся осваивают математический язык, строят свои суждения и обосновывают их, проверяют истинность высказываний.
Интересно элементы логики представлены в программах Н.Б. Истоминой и И.И. Аргинской. Например, по программе Н.Б. Истоминой она реализуется через диалоги сквозных героев учебников, которые младшие школьники после прочтения анализируют и обсуждают; а также через установление ложности или истинности утверждений. В результате такой работы учащиеся не только усваивают знания по предмету, но и получают опыт в формулирование своего мнения, позиции, выведение правил и выводов.
В рамках нашего исследования были разработаны учебные задания, которые направлены на развитие умения строить дедуктивных умозаключений. Подготовкой к разработке этой системы заданий послужил анализ упражнений, данных в учебниках по различным программам.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения логически осознанно исследовать явления окружающего мира. Реализации этой цели может и должно способствовать умение строить дедуктивные умозаключения при решении различных математических задач, где особое место занимает курс математики начальной школы.
Количество просмотров публикации: Please wait