В основу конструирования содержания статьи положены концептуальные идеи И.В. Скомарцева, О.И.Иванов, Е.Г. Слуцкого [1, 2, 3, 4, 5] о ювенологии. Ювенология — наука о молодежи (Juventas — богиня, покровительница молодежи у древних римлян). Ювенология базируется на комплексном, междисциплинарном знании о становлении подрастающего поколения, причем в диалектической взаимосвязи биологического, социального и духовного начал [4]. Ювенальный подход предполагает междисциплинарную систему обучения и воспитания.
Исследователи ювенологии [1, 2, 4] отмечают, что оно включает в себя биосоциальный и духовный потенциалы, которые могут быть дифференцированы в междисциплинарном комплексном исследовании на отдельные компоненты:
- Демографическая компонента;
- Медико-биологический потенциал (или потенциал здоровья молодого поколения);
- Образовательный потенциал;
- Трудовой потенциал;
- Культурный потенциал;
- Гражданский потенциал;
- Духовно-нравственный потенциал [4, с.67].
Мы остановимся на образовательном компоненте, поскольку физическое воспитание молодого поколения становится частью молодежной политики, которое требует от будущего педагога профессионально-личностной культуры. Формирование профессионально-личностной культуры является одной из центральных задач педагогической подготовки будущих специалистов физической культуры.
На основании вышеизложенного, мы считаем, что цель ювенального подхода заключается:
- в создании педагогических условий для успешного функционирования системы формирования профессионально-личностной культуры будущего педагога в процессе физического воспитания;
- в повышении качества учебно-воспитательного процесса;
- в организационно-педагогическом обеспечении формирования профессионально-личностной культуры будущих специалистов физической культуры.
Следовательно, среди основных приоритетов ювенального подхода следует назвать следующие направления:
- содействие будущему педагогу в реализации профессиональных интересов в области физкультурного, спортивного воспитания, подготовки к спортивно-педагогической деятельности;
- оздоровление и организация культурно-спортивной работы среди студентов;
- пропаганда и агитация ЗОЖ;
- разработка специальных курсов, обеспечивающих реализацию профессиональной деятельности в области физкультурного образования, физической культуры и спорта;
- обеспечение условий и среды для формирования профессионально-личностной культуры будущих специалистов физической культуры.
Выше изложенные направления сопровождаются следующими компонентами процесса формирования профессионально-личностной культуры с позиций ювенального подхода: мотивационно-ценностный, ориентационно-целевой, содержательно-гностический, дидактический и рефлексивно-оценочный. Состав каждого компонента определяет педагогические условия процесса формирования профессионально-личностной культуры.
Первое условие – программно-информационное обеспечение процесса физического воспитания студентов в вузе. Данное условие обеспечивает функционирование мотивационно-ценноcтного компонента, которое носит целенаправленный характер и ориентировано на формирование профессионально-личностной культуры студента.
Второе условие – модернизация содержания физического воспитания путем внедрения практикориентированных технологий по организации спортивно-педагогической деятельности в условиях ювенально-образовательной среды.
Третье условие – гуманизация отношений в системе преподавания специальных дисциплин по физическому воспитанию с интеграцией ювенально ориентированных национальных спортивных игр
Четвертое условие – моделирование компонентов содержания физического воспитания путем создания ювенально-образовательной среды.
Пятое условие – управление ювенально-образовательной средой.
Педагогические условия реализовались через усиление роли межпредметной связи процесса физического воспитания и акцентирования внимания на гуманистический потенциал якутских национальных видов спорта с учетом ювенальных особенностей спортивно-профессиональной деятельности будущих специалистов.
На ориентационном периоде констатирующего этапа нами проводился анализ представлений студентов первого курса о профессионально-личностной культуре будущего специалиста физической культуры и спорта (всего было обследовано 100 студентов).
В первом этапе нами было проведено специальное шкалирование отношений студентов к физической подготовке. Из 100% опрошенных респондентов 10% считают велением времени, 45% – как обязанность педагога, 20% – обычное требование преподавателей, 10% – обязанность студента, 12% – требование вуза, только 8% студентов считают, требованием профессиональной компетентности.
Итоги предварительного анкетирования показали, что студенты и преподаватели имеют свое представление о профессионально-личностной культуре и методах осуществления учебного процесса, по-своему представляют непрерывность образования, самообразование.
Сравнительный анализ уровней сформированности профессионально-личностной культуры контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента показал, что большинство студентов находятся на низком уровне и среднем уровнях: 92,1% ─ в контрольной группе; 88% ─ в контрольной группе. Эксперимент подтвердил, что контрольные и экспериментальные группы имели равные условия обучения и примерно равные уровни физической воспитания. В контрольных группах (КГ) обучение продолжалось в соответствии с прежними методиками. В экспериментальных группах применялась экспериментальная программа формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического воспиания.
Статистические данные свидетельствуют о том, что формирование профессионально-личностной культуры идет успешнее при воздействии выделенных нами педагогических условий в комплексе, то есть эффективность использования комплекса условий выше, чем их использование группам по отдельности (см.табл.4).
Таблица 4
Сравнение результатов формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического воспитания
Группа |
Кол-во студентов |
Этапы |
Уровни показателей |
Ср |
Кэфф |
χ2теор |
||||
Н |
С |
В |
||||||||
% |
% |
% |
||||||||
ЭГ |
22 |
I |
41 |
41 |
20 |
1,60 |
0,94 |
1,3 |
3,1 |
4,5 |
II |
20 |
50 |
32 |
2,17 |
1,15 |
3,53 |
6 |
2 |
||
К |
25 |
I |
60 |
24 |
16 |
1,57 |
– |
– |
– |
2,40 |
II |
44 |
32 |
24 |
2,29 |
– |
– |
– |
2,45 |
Таким образом, в экспериментальных группах отмечена устойчивая положительная динамика основных показателей сформированности профессионально-личностной культуры. В процессе экспериментальной работы наблюдался у студентов устойчивый интерес к будущей спортивно-педагогической, профессиональной деятельности, понимание специфики, функций будущего специалиста физической культуры и спорта. У студентов появился более чёткое представление о профессионально-личностной культуре. Студенты стали активно заниматься физической подготовкой, руководствоваться собственными морально-нравственными, эмоционально-волевыми качествами, умело аргументировали и обосновывали собственную позицию в процессе физического воспитания в условиях ювенально-образовательной среды.
Библиографический список
- Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы / Е.Г. Слуцкий. СПб.: ИРЭ РАН, НАЮ, 2000. 300 с.
- Слуцкий, Е. Г. Ювенология в XXI веке: Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Е. Г. Слуцкий.- Петрополис, 2007.-216 с.
- Ювенология – как наука: проблемы становления и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-22 октября1999 г., Казань) / М. Бариев, В. Деникин, В. Родионов, М. Скворцова, Е. Слуцкий и др. – Казань, 1999. – 184 с.
- Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с.
- Ювенальный потенциал как основа человеческого потенциала: сущность, структура и показатели //Ювенология в XXI веке. Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении/ Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с. С.93-98.
- Юдин, Э.Г. Преодоление педагогических деформаций как условие совершенствования профессионально-педагогической культуры педагога / Э.Г. Юдин // Наука и образование: сб. науч. трудов молодых ученых. – Владимир : ВГПУ, 2009. – 71-79.
Количество просмотров публикации: Please wait