ЮВЕНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Друзьянов И.И.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова
старший преподаватель ИФКиС

Аннотация
В статье рассматривается проблемы формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического воспитания. Дается экспериментальное подтверждение эффективности ювенально-образовательной среды.

Ключевые слова: позиции ювенального подхода, ювенальная образовательная среда, ювенальный подход, ювенология


JUVENILE APPROACH TO BUILDING PROFESSIONAL AND PERSONAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PHYSICAL EDUCATION

Druzyanov I.I.
North-Eastern Federal University named after M.K. Amosov
senior teacher IFKiS

Abstract
The article discusses the problem of forming professional and personal culture of the students in the process of physical education. Provides experimental evidence of the effectiveness of juvenile and educational environment.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Друзьянов И.И. Ювенальный подход к формированию профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического воспитания // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/10/1684 (дата обращения: 24.02.2024).

В основу конструирования содержания статьи положены концептуальные идеи И.В. Скомарцева, О.И.Иванов, Е.Г. Слуцкого [1, 2, 3, 4, 5] о ювенологии. Ювенология — наука о молодежи (Juventas — богиня, покровительница молодежи у древних римлян). Ювенология базируется на комплексном, междисциплинарном знании о становлении подрастающего поколения, причем в диалектической взаимосвязи биологического, социального и духовного начал [4]. Ювенальный подход предполагает междисциплинарную систему обучения и воспитания.

Исследователи ювенологии [1, 2, 4] отмечают, что оно включает в себя биосоциальный и духовный потенциалы, которые могут быть дифференцированы в междисциплинарном комплексном исследовании на отдельные компоненты:

  1.  Демографическая компонента;
  2.  Медико-биологический потенциал (или потенциал здоровья молодого поколения);
  3.  Образовательный потенциал;
  4.  Трудовой потенциал;
  5.  Культурный потенциал;
  6.  Гражданский потенциал;
  7. Духовно-нравственный потенциал [4, с.67].

Мы остановимся на образовательном компоненте, поскольку физическое воспитание молодого поколения становится  частью молодежной политики, которое требует от будущего педагога  профессионально-личностной культуры. Формирование профессионально-личностной культуры является одной из центральных задач педагогической подготовки будущих специалистов физической культуры.

На  основании вышеизложенного, мы считаем, что цель ювенального подхода заключается:

- в создании педагогических условий для успешного функционирования системы формирования профессионально-личностной культуры будущего педагога в процессе физического воспитания;

- в повышении качества учебно-воспитательного процесса;

- в организационно-педагогическом обеспечении формирования профессионально-личностной культуры будущих специалистов физической культуры.

Следовательно, среди основных приоритетов ювенального подхода следует назвать следующие направления:

- содействие будущему педагогу в реализации профессиональных интересов в области физкультурного, спортивного воспитания, подготовки к спортивно-педагогической деятельности;

- оздоровление и организация культурно-спортивной работы среди студентов;

- пропаганда и агитация ЗОЖ;

- разработка специальных курсов, обеспечивающих реализацию профессиональной деятельности в области физкультурного образования, физической культуры и спорта;

- обеспечение условий и среды для формирования профессионально-личностной культуры будущих специалистов физической культуры.

Выше изложенные  направления сопровождаются следующими компонентами процесса формирования профессионально-личностной культуры с позиций ювенального подхода: мотивационно-ценностный, ориентационно-целевой, содержательно-гностический, дидактический  и рефлексивно-оценочный. Состав каждого компонента определяет педагогические условия процесса формирования профессионально-личностной культуры.

Первое условиепрограммно-информационное обеспечение процесса физического воспитания студентов в вузе. Данное условие обеспечивает функционирование мотивационно-ценноcтного компонента, которое носит целенаправленный характер и ориентировано на формирование профессионально-личностной культуры студента.

Второе условие – модернизация содержания физического воспитания путем внедрения практикориентированных технологий по организации спортивно-педагогической деятельности в условиях ювенально-образовательной среды.

Третье условие –  гуманизация  отношений в системе преподавания специальных дисциплин по физическому воспитанию с интеграцией ювенально ориентированных национальных спортивных игр

Четвертое условие  – моделирование компонентов содержания физического воспитания путем создания ювенально-образовательной среды.

Пятое условие –  управление ювенально-образовательной средой.

Педагогические условия реализовались через усиление роли межпредметной связи процесса физического воспитания  и акцентирования внимания на гуманистический потенциал якутских национальных видов спорта с учетом ювенальных особенностей спортивно-профессиональной деятельности будущих специалистов.

На ориентационном периоде констатирующего этапа нами проводился анализ представлений студентов первого курса о профессионально-личностной культуре будущего специалиста физической культуры и спорта (всего было обследовано 100 студентов).

В первом этапе нами было проведено специальное шкалирование отношений студентов к физической подготовке.  Из 100% опрошенных респондентов 10% считают велением времени, 45% – как обязанность педагога, 20% – обычное требование преподавателей, 10% – обязанность студента, 12% – требование вуза, только 8% студентов считают, требованием профессиональной компетентности.

Итоги предварительного анкетирования показали, что студенты и преподаватели имеют свое представление о профессионально-личностной культуре и методах осуществления учебного процесса, по-своему представляют непрерывность образования, самообразование.

Сравнительный анализ уровней сформированности профессионально-личностной культуры контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента показал, что большинство студентов находятся на низком уровне и среднем уровнях: 92,1% ─ в контрольной группе; 88% ─ в контрольной группе. Эксперимент подтвердил, что контрольные и экспериментальные группы имели равные условия обучения и примерно равные уровни физической воспитания. В контрольных группах (КГ) обучение продолжалось в соответствии с прежними методиками.  В экспериментальных группах применялась экспериментальная программа формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического воспиания.

Статистические данные свидетельствуют о том, что формирование профессионально-личностной культуры идет успешнее при воздействии выделенных нами педагогических условий в комплексе, то есть эффективность использования комплекса условий выше, чем их использование группам по отдельности (см.табл.4).

Таблица 4

Сравнение результатов формирования профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического  воспитания

 

Группа

Кол-во студентов

Этапы

Уровни показателей

Ср

Кэфф

χ2теор

Н

С

В

%

%

%

ЭГ

22

I

41

41

20

1,60

0,94

1,3

3,1

4,5

II

20

50

32

2,17

1,15

3,53

6

2

К

25

I

60

24

16

1,57

2,40

II

44

32

24

2,29

2,45

 

Таким образом, в экспериментальных группах отмечена устойчивая положительная динамика основных показателей сформированности профессионально-личностной культуры. В процессе экспериментальной работы наблюдался у студентов устойчивый интерес к будущей спортивно-педагогической, профессиональной деятельности, понимание специфики, функций будущего специалиста физической культуры и спорта. У студентов появился более чёткое представление о профессионально-личностной культуре.  Студенты стали активно заниматься физической подготовкой,  руководствоваться собственными морально-нравственными, эмоционально-волевыми качествами, умело аргументировали и обосновывали собственную позицию в процессе физического воспитания в условиях ювенально-образовательной среды.


Библиографический список
  1. Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы и перспективы / Е.Г.  Слуцкий. СПб.: ИРЭ РАН, НАЮ, 2000. 300 с.
  2. Слуцкий, Е. Г. Ювенология в XXI веке: Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Е. Г. Слуцкий.- Петрополис, 2007.-216 с.
  3. Ювенология – как наука: проблемы становления и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-22 октября1999 г., Казань) / М. Бариев, В. Деникин, В. Родионов, М. Скворцова, Е. Слуцкий и др. – Казань, 1999. – 184 с.
  4. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с.
  5. Ювенальный потенциал как основа человеческого потенциала: сущность, структура и показатели //Ювенология в XXI веке. Комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении/ Под редакцией Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – 216 с. С.93-98.
  6. Юдин, Э.Г. Преодоление педагогических деформаций как условие совершенствования профессионально-педагогической культуры педагога / Э.Г. Юдин // Наука и образование: сб. науч. трудов молодых ученых. – Владимир : ВГПУ, 2009. – 71-79.


Все статьи автора «evdokiya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: