ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Колпакова Августина Петровна1, Осипова Ольга Петровна1, Сергина Евдокия Степановна1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова, доцент, к.п.н.

Аннотация
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Ключевые слова: деятельностный подход, духовно-нравственное воспитание, духовность, интегральное качество личности, нравственность, патриотизм, продуктивная деятельность., саморазвитие, ценность


SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Kolpakova Avgustina Petrovna1, Osipova Olga Petrovna1, Sergina Evdokiya Stepanovna1
1North-Eastern Federal University named after M.K. Amosov, associate professor, PhD

Abstract
This article is about spiritual and moral education of primary school children.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Колпакова А.П., Осипова О.П., Сергина Е.С. Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/09/1640 (дата обращения: 26.02.2024).

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребности в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практики воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания – с другой. Вместе с тем демократизация общества не обходит стороной образование и школу. Наблюдается процесс переосмысления педагогической теории, опыта школьной жизни, отношения к личности ученика. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики воспитания  школьников, в поиске новых подходов  к определению целей, содержания и способов организации воспитательной деятельности школы.

Система   духовно – нравственного воспитания  функционально неполна:  в  образовательной  школе  отсутствует  базовый  по отношению  ко  всей  системе  воспитания  курс  духовно – нравственной  культуры;  далеко  не   в  полной   мере  используются  особенности  поликультурных  традиций.

Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно обратиться к философии и проследить, как мыслители понимали нравственность, нравственное воспитание, какой смысл вкладывали в эти понятия.

       Термин «духовно-нравственное воспитание» используется как в смысле «религиозное воспитание», «нравственность», так и в значении «нравственное воспитание». Такая неопределенность  в терминах объясняется многообразием трактовки термина «дух» в философской литературе.

В словарях по философии понятия «дух» и «духовность» отождествляются. «Дух» – понятие, употребляемое в философии обычно как тождественное понятие слов «идеальное», «сознание», «мышление», «разум» [1].

Нам близко определение духовности Н.А.Бердяева  «Духовность – это качество человека, отражение его потребности состояться, самореализоваться  в жизни, особая способность человекомерно осмыслять материальный мир» [2].  Духовность – это в то же время и критерий личностной зрелости человека, и фактор его целеустремленного саморазвития.

Духовность как качество, развивающееся с самого зарождения культуры, в процессе исторического воспитания множества поколений, и как производное от духа,  которое  проявляется в тяге  человека к  правде,  добру,  красоте, стремлении к общении с другими людьми и заботливом отношении к природе, рассматривает   А.К. Уледов [3].  Духовность, являясь интегральным качеством личности, находит свое выражение в практической и теоретической деятельности человека, разнообразных ситуациях, в творческой жизнедеятельности. В определенном смысле, духовность это сознательное отношение к жизни, все, к чему личность приходит в процессе духовной, нравственной работы[4]

Анализ психолого-педагогической литературы дает нам основание сделать вывод, что основой духовно-нравственного воспитания человека является сложившаяся    у    него     система    нравственных     отношений     к  окружающим людям, к природе.  Эти отношения формируются в течение всей жизни человека, проходя, как всякий процесс, ряд этапов. На основании вышеизложенного определены теоретические положения о том, что младший школьный возраст характеризуется  повышенной             восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм; в период младшего школьного возраста происходит процесс дальнейшего развития и формирование основных социально-нравственных качеств личности;  первоосновой духовно-нравственного становления должен стать деятельностный подход; важнейшее условие духовно-нравственного воспитания младшего школьника – это творческое осмысление педагогом новых задач школы и своего места в их осуществлении, создание нравственной школьной и окружающей социальной сферы;  одним из основополагающих условий духовно-нравственного формирования учащихся является социально-психологический климат ученического и педагогического коллектива, нравственная сфера [5]     Предлагаемая образовательная  программа  «Духовно-нравственное воспитание младших  школьников»   обеспечивает  максимально  возможный уровень  духовного   развития  ребенка с учетом  его  индивидуальности  и успешности     перехода  на  следующую  образовательную ступень. И  в этом  плане интегрированная  программа  «Духовно – нравственное  воспитание младших  школьников»  несет в себе  огромный  не  только образовательный,  но и развивающий  потенциал.

Предложенный нами вариант программы в своей основе имеет    деятельностный  подход  к воспитанию и  ставит целью обеспечить диалектическое единство общечеловеческого и национально-особенного в воспитании растущего человека как гражданина и патриота малой и большой Родины.  Программа соответствует  возрастным социально-психологическим особенностям младшего школьника.

Из основной цели вытекают следующие задачи курса: формирование у детей потребности и способности заботиться  об    окружающих, любви к близким, доброты;   воспитание любви к своей школе, своему селу, городу,  к родному краю,  Родине,  ее защитникам;  стремления больше узнать о своей стране;  воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей и  чувства дружбы к другим народам; создание условий для духовно-ценностной ориентации младшего школьника в окружающем его мире; развитие  волевых качеств ученика;  способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;  формирование  интереса к природным и общественным явлениям;  представления об активной роли человека в преобразовании общества; воспитание доброжелательного отношения к людям,       дисциплинированности, культуры поведения;  развитие коммуникативных навыков; привлечение общественности,  родителей  к организации занятий.

Программа предназначена для учащихся начальных классов, состоит из 4-х

тем (в соответствии с  четырьмя учебными четвертями) каждая из которых состоит из 7 – 8 занятий. Программа представляет собой целостную систему, включающую психологические и учебно-методические рекомендации. Особенность  программы заключается в логике ее последовательного развертывания, благодаря чему весь процесс воспитания приобретает логическую стройность, комплексность, систематичность.  Рекомендации о числе часов, необходимых для изложения учебного материала, следует рассматривать как ориентировочные. В целом программа рассчитана на 35 учебных часов в год и  может стать основой методического материала, помогающего в организации  работы учителя начальных классов в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Таким образом,   осознание    того,    что    высокий    духовный    потенциал    общества является одним из важнейших   условий прогресса в современном   мире,   повышает   требование   общества   к   становлению духовного  мира    личности.   Решать   эту  задачу   предстоит,   в   первую очередь,  школе,  организуя  процесс духовно-нравственного  воспитания школьников    через создание     базового     общеобразовательного     курса     по     духовно-нравственному воспитанию школьников.


Библиографический список
  1. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Брауберга, И.К. Пантина. – 4-е изд. М: Политическая литература, 1982.
  2. Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1993. с.62-65.
  3. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./  А.К. Уледов. – М.,
  4. 1990.
  5. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 1988.-253 с. 


Все статьи автора «evdokiya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: