В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребности в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практики воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания – с другой. Вместе с тем демократизация общества не обходит стороной образование и школу. Наблюдается процесс переосмысления педагогической теории, опыта школьной жизни, отношения к личности ученика. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики воспитания школьников, в поиске новых подходов к определению целей, содержания и способов организации воспитательной деятельности школы.
Система духовно – нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно – нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно обратиться к философии и проследить, как мыслители понимали нравственность, нравственное воспитание, какой смысл вкладывали в эти понятия.
Термин «духовно-нравственное воспитание» используется как в смысле «религиозное воспитание», «нравственность», так и в значении «нравственное воспитание». Такая неопределенность в терминах объясняется многообразием трактовки термина «дух» в философской литературе.
В словарях по философии понятия «дух» и «духовность» отождествляются. «Дух» – понятие, употребляемое в философии обычно как тождественное понятие слов «идеальное», «сознание», «мышление», «разум» [1].
Нам близко определение духовности Н.А.Бердяева «Духовность – это качество человека, отражение его потребности состояться, самореализоваться в жизни, особая способность человекомерно осмыслять материальный мир» [2]. Духовность – это в то же время и критерий личностной зрелости человека, и фактор его целеустремленного саморазвития.
Духовность как качество, развивающееся с самого зарождения культуры, в процессе исторического воспитания множества поколений, и как производное от духа, которое проявляется в тяге человека к правде, добру, красоте, стремлении к общении с другими людьми и заботливом отношении к природе, рассматривает А.К. Уледов [3]. Духовность, являясь интегральным качеством личности, находит свое выражение в практической и теоретической деятельности человека, разнообразных ситуациях, в творческой жизнедеятельности. В определенном смысле, духовность это сознательное отношение к жизни, все, к чему личность приходит в процессе духовной, нравственной работы[4]
Анализ психолого-педагогической литературы дает нам основание сделать вывод, что основой духовно-нравственного воспитания человека является сложившаяся у него система нравственных отношений к окружающим людям, к природе. Эти отношения формируются в течение всей жизни человека, проходя, как всякий процесс, ряд этапов. На основании вышеизложенного определены теоретические положения о том, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм; в период младшего школьного возраста происходит процесс дальнейшего развития и формирование основных социально-нравственных качеств личности; первоосновой духовно-нравственного становления должен стать деятельностный подход; важнейшее условие духовно-нравственного воспитания младшего школьника – это творческое осмысление педагогом новых задач школы и своего места в их осуществлении, создание нравственной школьной и окружающей социальной сферы; одним из основополагающих условий духовно-нравственного формирования учащихся является социально-психологический климат ученического и педагогического коллектива, нравственная сфера [5] Предлагаемая образовательная программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» обеспечивает максимально возможный уровень духовного развития ребенка с учетом его индивидуальности и успешности перехода на следующую образовательную ступень. И в этом плане интегрированная программа «Духовно – нравственное воспитание младших школьников» несет в себе огромный не только образовательный, но и развивающий потенциал.
Предложенный нами вариант программы в своей основе имеет деятельностный подход к воспитанию и ставит целью обеспечить диалектическое единство общечеловеческого и национально-особенного в воспитании растущего человека как гражданина и патриота малой и большой Родины. Программа соответствует возрастным социально-психологическим особенностям младшего школьника.
Из основной цели вытекают следующие задачи курса: формирование у детей потребности и способности заботиться об окружающих, любви к близким, доброты; воспитание любви к своей школе, своему селу, городу, к родному краю, Родине, ее защитникам; стремления больше узнать о своей стране; воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей и чувства дружбы к другим народам; создание условий для духовно-ценностной ориентации младшего школьника в окружающем его мире; развитие волевых качеств ученика; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; формирование интереса к природным и общественным явлениям; представления об активной роли человека в преобразовании общества; воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности, культуры поведения; развитие коммуникативных навыков; привлечение общественности, родителей к организации занятий.
Программа предназначена для учащихся начальных классов, состоит из 4-х
тем (в соответствии с четырьмя учебными четвертями) каждая из которых состоит из 7 – 8 занятий. Программа представляет собой целостную систему, включающую психологические и учебно-методические рекомендации. Особенность программы заключается в логике ее последовательного развертывания, благодаря чему весь процесс воспитания приобретает логическую стройность, комплексность, систематичность. Рекомендации о числе часов, необходимых для изложения учебного материала, следует рассматривать как ориентировочные. В целом программа рассчитана на 35 учебных часов в год и может стать основой методического материала, помогающего в организации работы учителя начальных классов в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Таким образом, осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий прогресса в современном мире, повышает требование общества к становлению духовного мира личности. Решать эту задачу предстоит, в первую очередь, школе, организуя процесс духовно-нравственного воспитания школьников через создание базового общеобразовательного курса по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Библиографический список
- Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Брауберга, И.К. Пантина. – 4-е изд. М: Политическая литература, 1982.
- Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1993. с.62-65.
- Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М.,
- 1990.
- Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 1988.-253 с.