Подростковый возраст это период, когда происходят бурные физиологические и психологические изменения, идет процесс окончательного формирования личности. Условия жизни подростков в неблагополучных семьях, часто неудачные стремления одаренных детей проявить, развить и найти практическое применение своим способностям часто провоцируют у них отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. Поэтому в этот период личностного развития подростков особенно важно оказывать им социально-психологическую помощь в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации.
На современном этапе развития системы образования возникла необходимость создания рекомендаций и программ социально-педагогического сопровождения для музыкально-одаренных детей из неблагополучных семей, которая бы позволила на ранних этапах диагностировать социально-психологические отклонения учащихся и осуществлять комплекс мер по коррекции черт характера подростков.
«Социально-педагогическое сопровождение, – пишет И. Трус, – это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков, перспектив их внутреннего роста» [8, 26-31]. И. Трус выделяет и основные функции социально-педагогического сопровождения:
• Восстановительная функция, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера;
• Компенсирующая функция, проявляющаяся в формировании у подростков умения устранять тот или иной недостаток усилием деятельности в той области, которая ему больше всего нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации;
• Стимулирующая функция, выражающаяся в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков;
• Корректирующая функция, заключающаяся в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера;
• Социализирующая функция, направленная на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания и формирования у него различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности . [8, 27].
Проанализировав несколько моделей психологического сопровождения детей разного возраста [2, 3, 4, 5, 6, 7], в качестве основы своих рекомендаций мы определили следующие положения:
1. Естественное развитие личности подростка первично, т. е. подросток рассматривается нами не только как объект социально-психологического воздействия, но и как активный субъект взаимодействия с родителями, педагогами, психологами. Реальные изменения личностных качеств подростка возможны только при наличии у него желания и потребности к самоизменению, саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Социокультурное развитие ребенка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и в освоении этой среды.
3. В качестве исходного критерия оценки эффективности процесса социально-психологического сопровождения музыкально – одаренного подростка из неблагополучной семьи выступают развитие индивидуальных качеств ребенка, способность обнаруживать в себе новые творческие ресурсы и стремление делать собственные открытия.
Основные цели рекомендаций:
1. Сохранение естественных механизмов формирования, становления и развития музыкально-одаренных подростков, а так же предотвращение условий, способных деформировать черты характера.
2. Формирование и развитие у талантливого подростка еще большего стремления к самопознанию, саморазвитию, самоизменению, самовыражению, самосовершенствованию, и к самоактуализации.
Процесс реализации рекомендаций должен занимать несколько этапов:
1 этап – диагностика психического и социального здоровья ребенка и выявление черт его характера. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование (к примеру тест на выявления личностного отношения к окружающему миру и людям «Незаконченные предложения» и др.), анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;
2 этап – анализ полученной информации, на основе которого определяется общее количество трудновоспитуемых подростков в обследуемой группе, доминирующие типы характера, определяются группы подростков, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
3 этап – совместная разработка рекомендаций для подростков, педагогов, классных руководителей, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого типа акцентуированных подростков;
4 этап – консультирование всех участников процесса социально – психологической помощи о путях и способах решения проблем подростка с девиантным поведением;
5 этап - решение проблем, т. е. выполнение рекомендаций каждым участником;
6 этап – анализ выполнения рекомендаций всеми участниками процесса социально – психологической помощи подросткам (Что получилось? Что не получилось? Почему?);
7 этап – дальнейший анализ развития подростка (Что мы делаем дальше?).
Необходимым считаем отметить, что выделение данных этапов социально-психологического сопровождения музыкально-одаренных подростков с девиантным поведением весьма условно, т. к. у каждого из них своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. В связи с этим для оказания более эффективной социально-психологической помощи музыкально – одаренным подросткам из неблагополучных семей, на наш взгляд более целесообразно проводить занятия по следующим темам: (занятия прошли апробацию на учащихся 7, 8 классов Республиканской музыкальной школы-интерната г.о. Саранска).
Таблица - Тематический план тренинга «Я и мой мир» социального функционирования музыкально-одаренных подростков из неблагополучных семей.
Название темы Кол-во учебных часов
1. Вводное занятие. Знакомство с классом. 2
2. Наш класс: кто мы, какие мы 2
3. Политика сотрудничества в нашем классе 2
4. Невербальное общение. Навыки психологической наблюдательности. 2
5. Групповое давление. Умение сказать «нет» 2
6. «Ты 6 мне симпатичен… Как подойти?» Умение знакомиться. 2
7. Взаимоотношения между девушками и юношами в подростковом возрасте. Разрешение конфликтов 2
8. Как добиться успеха и стать миллионером? 4
9. Мама, папа, я – дружная семья? 4
10. Преимущества и опасности «звездной болезни». 2
11. Умение слушать 2
12. Чувства и эмоции людей. Навыки саморегуляции. 2
13. Черты характера людей 2
14. Заключительное занятие. Подведение итогов. 2
Структура занятий, согласно общепсихологической практике, должна обязательно состоять из четырех частей: начало, разогрев (Э. Александровская), основной этап и рефлексия.
На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которым он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Многие психологи, на данном этапе, советуют ведущему определить (ввести) свои ритуалы начала занятий.
Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность.
Основной этап занятия предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1-2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.
На этапе рефлексии участники могут выразить накопившееся напряжение. С помощью вопросов ведущего, подростки осознают опыт, полученный в ходе занятия: Что больше всего запомнилось? Какие чувства вы испытываете в конце занятия? Что из обсуждавшегося стоит запомнить / может пригодиться? Что было важным / неприятным / обидным / трудным? [1, 137] Каждое занятие рассчитано примерно на 1 час 30 минут.
Считаем необходимым упомянуть и опыт директора Республиканской музыкальной школы-интерната Толкачевой В. П., которая, проработав в этой области более 20 лет, выработала свои собственные заповеди работы с музыкально-одаренными детьми из неблагополучных семей:
• Если вы не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь и подождите.
• Нельзя использовать те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
• Нельзя фиксировать внимание на неудачах подростков. Если этого не избежать нужно в очень корректной форме дать комплексную оценку их причин.
• Нельзя сравнивать подростка с девиантным поведением с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах.
• Нужно строить общение с трудновоспитуемым подростком только с позиции сотрудничества,
• Нужно всегда быть честным. Дал слово – сдержи его.
Кроме того, отечественные практикующие психологи (А. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В, Куренкова и др.) дают следующие советы:
1. В первую очередь необходимо дать почувствовать ребенку, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
2. Если ребенок вошел в какую-либо группу, необходимо подчеркнуть положительные результаты данного поступка. Но категорически нельзя принуждать ребенка быть обязательно в коллективе. Нужно помнить, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине.
3. Нужны поощрения ребенка в том, что он позволяет себе приятное времяпрепровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими.
4. Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску и откроется вам.
5. Оценивайте его творческие работы, выставляйте их на просмотр, положительное коллективное обсуждение.
6. Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или иной случае: мы смеемся над смешным и плачем о грустном, мы раздражаемся, когда кто-то нам делает плохо.
7. Очень полезно хвалить ребенка, если он высказывает какие-либо позитивные мысли.
8. Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, используя такие каналы как рисование, музицирование и другие.
9. Попросите помощи ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети бывают интеллектуально одаренными.
10. Вместе с ребенком нарисуйте схему, чтобы узнать, с кем он хотел бы работать в группе и кто в классе оказывает на него наибольшее влияние.
11 .Записывайте каждый день сколько раз вы обращались к трудному подростку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Это будет напоминанием о том, как вы работаете и какие успехи делает подросток.
12.Старшим подросткам также можно порекомендовать вести дневник с записями – ежедневными и еженедельными. [1, 45].
Естественно в рамках небольшого исследования невозможно обосновать полный комплекс рекомендаций, программ по оказанию социально-психолого-педагогической помощи музыкально-одаренным детям из неблагополучных семей. Но хотелось бы верить, что наши небольшие рекомендации помогут педагогам и психологам в их практической деятельности, будут способствовать формированию, развитию и воспитанию социально-адаптированной личности.
Библиографический список
- Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
- Волков, И. П. Социометрические методы в социально – психологических исследованиях. – Л.: Ленинздат. 1970. – 281с.
- Клюева, Н. В. Программы социально – психологического тренинга. – Ярославль, 1992. – 278 с.
- Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии, опыт их применения в клинике. – М.: Знание, 1970. – 478 с.
- Сартан Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. – М . Педагогика, 1992. – 428 с.
- Семенович, А. В. Психолого – педагогическое сопровождение детей левшей : Метод. Рекомендации для педагогов и родителей. – СПб, 1994. – 290 с.
- Социально – психологический диагностико – коррекционный инструментарий. – М., 1993. – 490 с.
- Трус, И. Модель социально - педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. – 2003. – № 3. – С. 26-31.
Количество просмотров публикации: Please wait