В отечественной психологии умственное развитие всех детей и подростков рассматривается как жизненно необходимая составная часть формирования всесторонне развитой личности. Умственное развитие детей и подростков в своей основе имеет ряд составляющих: сформированные познавательные процессы и способности, определенный объем систематических знаний, научное мировоззрение, развитый познавательный интерес [1].
Умственное развитие находится в теснейшей взаимосвязи с овладением знаниями. Но несмотря на то, что умственная деятельность, ее творческий характер обусловлены богатством содержания ума, тем не менее, уровень умственного развития нельзя однозначно определять объемом усвоенных знаний. Он характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и характером мыслительной деятельности, степенью владения приемами активного познания, самостоятельного приобретения знаний, творческого их применения в различных жизненных ситуациях. Огромное значение имеет проявление учащимися познавательной активности в обучении, переработка в сознании приобретаемых знаний, превращение знаний в убеждения, овладение умением творчески применять их на практике. Только таким путем умственные способности детей и подростков будут развиваться и совершенствоваться.
Какие же черты характеризуют развитый ум? Прежде всего, это широта и глубина знаний, их системность, т. е. упорядоченность; стремление и умение постоянно их пополнять и творчески применять. Для интеллектуально развитого человека в наши дни существенно не только наличие большого объема накопленных в его памяти знаний, сколько способность их обогащения и активного использования в различных ситуациях. Поскольку ум понимается как совокупность познавательных процессов, центральное место в умственном развитии занимает мышление, способность к суждениям и умозаключениям, к принятию самостоятельных решений в теоретической и практической деятельности [2].
Согласно французским ученым А. Бине и Т. Симону, человек, обладающий высоким уровнем умственного развития – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу и инициативности» может приспосабливаться к различным обстоятельствам жизни, т.е. умеет адаптироваться.
Показателем адаптированности личности в подростковом возрасте является его статус в коллективе сверстников, так как ведущим видом деятельности в этом периоде выступает интимно-личностное общение [3]. О морально – психологическом статусе индивида как объекте психодиагностического изучения личности адекватно можно ставить вопрос лишь в контексте межличностных отношений. Именно в структуре этих отношений подросток реализует себя как личность, здесь он получает свой статус (индивидуальный, социометрический или морально-психологический). Понятием «статус» (от лат. status – положение, состояние) обозначается положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии [4].
В рамках обозначенной проблемы на базе ГУ
СШ № 43 им. Г. Мусрепова, г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи уровня умственного развития учащихся младшего подросткового возраста с их социометрическим статусом.
В качестве методов исследования нами использовались:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- психодиагностический метод;
- метод математико–статистической обработки данных.
Для изучения социометрического статуса младших подростков нами была использована методика «Социометрия» Дж. Морено. По полученным данным мы разделили подростков на 4 выборки: звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые и отвергаемые. Данные представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты эмпирического исследования социометрических статусов подростков в выборке испытуемых
Анализ Рисунка 1 показал, что 9% (7 чел.) имеют статус «звезды» (дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов). «Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников. Среди качеств, присущих подросткам, занимающим высокое статусное место, ориентация на сверстников является одним из ведущих мотивов;
29% (23 чел.) имеют статус предпочитаемых (дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора); Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками. В целом, их личные качества и способности оцениваются другими учащимися как положительные.
42% (33 чел.) обладают статусом пренебрегаемых (дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора). Пренебрегаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. Они имеют ограниченный круг общения, обычно не более одного – двух друзей. Остальными учащимися их личные качества и способности оцениваются достаточно низко.
19% (15 чел.) имеют статус отвергаемых (дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками, либо получившие только отрицательные выборы). Отвергаемые — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения. С ними никто не хочет общаться, нередко они становятся объектами насмешек и издевательств со стороны других учащихся. Их личные качества и способности оцениваются остальными детьми очень низко.
На следующем этапе нами был исследован уровень умственного развития подростков с помощью школьного теста умственного развития (ШТУР).
Результаты исследования уровня умственного развития отображены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты эмпирического исследования умственного развития в выборке испытуемых
23% (18 чел.) подростков имеют высокий уровень умственного развития. Это свидетельствует о том, что данная группа подростков обладает высоким уровнем развития активного словарного запаса, высоким уровнем эрудиции и широким кругозором, а также владеют достаточно большим запасом знаний по гуманитарным дисциплинам, таким как «География», «История», «Литература».
Учащиеся обладают высокой степенью развития способности выделять существенные признаки предметов и явлений, умением формировать понятия, абстрагироваться. Имеют высокий уровень развития словесно-логического, понятийного мышления.
Данной группе подростков достаточно легко удается устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, для них характерно высокое развитие математических способностей.
55% (43 чел.) подростков имеют средний уровень умственного развития. Среднему уровню умственного развития соответствует активное использование простых понятий, развитая способность к установлению внешне очевидных причинно-следственных связей, тогда как сложные операции обобщения и абстрагирования вызывают трудности.
22% (17 чел.) подростков имеют низкий уровень умственного развития. Это свидетельствует о бедном словарном запасе учащихся, низком уровне развития эрудиции и общего кругозора. Данные учащиеся в низкой степени владеют элементарными знаниями из области географии, истории и литературы. Например, не могут верно ответить на вопрос «Что такое инициалы; биография, фольклор?». Им достаточно сложно выделять существенные признаки предметов и явлений, имеют плохо развитую способность к формированию понятий. Операции мышления такие как, обобщение и абстрагирование развиты недостаточно. Эти подростки не умеют устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, обладают низко развитыми математическими способностями. Уровень развития словесно-логического мышления данных учащихся соответствует низкому.
На следующем этапе мы выявляли, есть ли связь между социальным статусом и уровнем умственного развития младших подростков. Для этого мы воспользовались коэффициентом ранговой корреляции rs Спирмена.
Анализируя значение rs эмп, для выборки испытуемых, нами был сделан вывод о том, что, имеется статистически достоверная связь между показателями социального статуса «звезда» и показателями умственного развития: «Осведомленность 1» rs эмп
≥ 0,64 (α ≤ 0,05); «Осведомленность 2» rs эмп ≥ 0,79 (α ≤ 0,01); «Числовые ряды» rs эмп
≥ 0,79 (α ≤ 0,01). То есть, чем выше показатели по данным субтестам, измеряющим умственное развитие, тем выше социальный статус подростка. Прежде всего, это объясняется тем, что подростки, имея широкий кругозор и высокий уровень общей эрудиции, умеют заинтересовать, привлечь и собрать вкруг себя сверстников. Также их развитая способность устанавливать причинно-следственные связи и умение видеть скрытый смысл происходящего помогает им четко осознавать причины своего поведения и поведения сверстников, прогнозировать результат своих и чужих поступков, что делает общение с ними комфортным для других детей. К тому же подростки, имеющие высокий уровень умственного развития являются успешными в учебной деятельности, значит одобряемыми учителями, а в младшем подростковом возрасте авторитет учителя еще не полностью утрачен.
Далее мы выявляли связь между социальным статусом «предпочитаемые» и уровнем умственного развития младших подростков.
Анализируя значение rs эмп, для выборки испытуемых, нами был сделан вывод о том, что имеется статистически достоверная связь между показателями социального статуса «предпочитаемые» и показателями умственного развития: «Осведомленность 1» rs эмп ≥ 0,35 (α ≤ 0,05) и «Осведомленность 2» rs эмп ≥ 0,36 (α ≤ 0,05). Это свидетельствует о том, чем выше показатели по субтестам «Осведомленность 1» и «Осведомленность 2», тем выше социальный статус подросток занимает в выборке «предпочитаемых». Это объясняется тем, что подростки, набирающие высокие баллы по данным субтестам ШТУР обладают «вербальной свободой» и активностью, а значит легко выражают свои мысли и устанавливают контакты со сверстниками. Это является немаловажным, так как общение с другими подростками в этом возрастном периоде выступает ведущим видом деятельности.
Анализируя значение rs эмп, для выборки испытуемых «пренебрегаемые», нами был сделан вывод о том, что статистически достоверной связи между показателем социального статуса «пренебрегаемые» и показателями умственного развития не обнаружено.
Для выборки испытуемых «отвергаемые» корреляционный анализ не проводилась, так как показатели социального статуса равны нулю. Подробный анализ результатов тестирования по методике «ШТУР» в данной выборке показал, что особо низкие баллы подростки набрали по субтестам «Осведомленность 1», «Осведомленность 2», «Обобщения» и «Числовые ряды». Исходя из этого, низкий социальный статус испытуемых подростков можно объяснить следующим образом: обладая низким кругозором и эрудицией такие дети не представляют интереса для окружающих сверстников. Трудности вербального выражения также являются барьером в общении. Низко развитое словесно-логическое мышление, преобладание конкретного, неспособность к абстрагированию не позволяет им понимать юмор и переносный смысл, а, следовательно, могут возникать недопонимания и курьезные ситуации в общении со сверстниками. Неумение устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями действительности приводит к тому, что они не всегда могут оценить последствия собственных поступков.
Таким образом, на основании полученных результатов мы пришли к следующим выводам:
1. Подростки, занимающие социальный статус «звезды» обладают высоким уровнем умственного развития. Для подростков с социальным статусом «предпочитаемые» и «пренебрегаемые» характерен средний уровень умственного развития.
2. Для подростков с социальным статусом «звезды» и «предпочитаемые» характерно развитие таких параметров умственного развития как: активный словарный запас; уровень эрудиции и кругозора; знания учащихся по гуманитарным дисциплинам, таким как «География», «История», «Литература». Умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями; сформированность логического мышления и математических способностей обеспечивает социальный статус «звезда».
3. Между социальным статусом «пренебрегаемые» и параметрами умственного развития статистически достоверной взаимосвязи не обнаружено.
4. У подростков с социальным статусом «отвергаемые» наблюдается низкий уровень умственного развития по всем параметрам, особенно им трудно даются задания, направленные на оценку словесно-логического мышления, сформированности операции обобщения и абстрагирования, вербальных способностей.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили составить следующие рекомендации педагогам и психологам школ:
-
Необходимо проведение коррекционных упражнений и занятий, направленных на развитие умственной деятельности младших подростков.
-
Необходимо проведение мероприятий, способствующих повышению социального статуса пренебрегаемых и отвергаемых подростков: создание ситуации успеха в различных видах деятельности; включение подростков в деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками, при обязательной поддержке взрослого; вовлечение таких подростков в различные кружки и секции по интересам, где школьники могут максимально самореализовать свои потенциальные возможности.
Библиографический список
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1993. – 215 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 1996. – 303 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1990. – 212 с.
- Тасмагамбетова И.С. Социальная психология. – Алматы, 2003. – 126 с.