Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.
Многие вузы за последние годы значительно продвинулись в организации воспитательной работы со студентами. Для этих вузов характерна сложившаяся или складывающаяся система воспитательной работы, включающая в себя четкую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение: взаимодействие кафедр, деканатов и советов вузов. В ряде учебных заведений заметна координирующая роль проректоров, управлений (отделов) по воспитательной работе, всемерно поддерживается студенческое самоуправление, создаются педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодежных организаций, активизировалась деятельность кураторов.
Сегодня очевиден всплеск социальной активности разных слоев общества, в том числе и студенческой молодежи. Изменения направлены в сторону приоритета личности, что не исключает важности коллективного творчества. Вот почему молодежные организации и объединения, какой бы направленности они не были, как по содержанию своей деятельности, так и по структуре, должны выступать формой реализации прав и интересов молодежи. Вся деятельность их должна строиться на основе реализации принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности.
Анализ уставов различных студенческих сообществ (Оренбургского государственного института менеджмента, Нижегородского государственного технического университета, Омского государственного педагогического университета им. Ф.М. Достоевского, Казахского национального университета им. аль Фараби, Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева) позволил нам выделить общие для всех молодежных объединений, независимо от их видов и направлений деятельности, приоритетные цели и задачи:
- содействие научно-педагогическому коллективу института в подготовке гражданина своей страны, способного к высококвалифицированной, профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения, в воспитании высоконравственной, духовно развитой, физически здоровой личности;
- содействие эффективному проведению государственной молодёжной политики;
- создание условий для всестороннего развития студентов.
Так, говоря о реализации первой цели студенческого сообщества, можно привести пример научного общества студентов Казахского национального университета им. аль Фараби, которое активно пропагандирует и поддерживает научную деятельность студентов. В рамках данного студенческого сообщества организуются научно-практические конференции; открытые форумы, посвященные актуальным проблемам; реализуются различные проекты. Положительным моментом деятельности СНО КазНу им. аль Фараби является существование профессиональных клубов, где молодые люди, еще являясь студентами, могут попробовать себя в будущей профессии на практике.
В Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева достижение второй цели студенческих сообществ можно рассмотреть на примере деятельности молодежного крыла партии «Нур-Отан» – «Жас-Отан». Студенты, входящие в данное сообщество активно принимают участие в решении экологических проблем региона (озеленение улиц города), социальных проблем (помощь ветеранам войн, детям оставшимся без попечения родителей), проблемы коррупции. Члены партии «Жас-Отан» занимаются профилактикой СПИДа, наркомании, формированием здорового образа жизни молодежи.
Проводя анализ деятельности студенческих сообществ рассматриваемых нами вузов, можно отметить, что создание условий для всестороннего развития студентов реализуется в каждом из них на достаточно высоком уровне. В вузах действуют студенческие театры, танцевальные коллективы, вокальные ансамбли, команды КВН, клубы национального возрождения, педагогические отряды, спортивные секции.
Подводя итог, можно отметить, что основными функциями молодежных организаций и объединений является оказание своим членам помощи в адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии молодежи в национально-культурном возрождении, организации свободного времени и досуга, сохранении и развитии духовных ценностей. Создаваясь и действуя в учебное и каникулярное время, будучи постоянными или временными, студенческие сообщества должны действовать как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самой молодежи. Поэтому молодежные организации и объединения сегодня, имея разветвленную структуру, могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы при условии оказания им соответствующей помощи, умелой координации деятельности.