Старший школьный возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Как отмечает в своей статье Кебина Н.А., переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в аффективный центр жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы молодого человека [1]. Поиск идентичности, личностное и профессиональное самоопределение нередко сопровождается реакцией стресса и тревожности.
Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в X – ХI классах – это проблема сдачи выпускных экзаменов. От результатов экзаменов зависит многое: именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу; если это ученик выпускного класса, то у него мало шансов получить бесплатный образовательный грант, и, следовательно, поступить в высшее учебное заведение. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов и может вызвать такое неблагоприятное состояние как стресс.
Стресс – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры [2].
Основой успешного личностного и профессионального самоопределения, социального взаимодействия старшего школьника, характеризующееся эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции является такое качество личности как стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость – это совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.
Высокая стрессоустойчивость обеспечивает старшему школьнику «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, он может ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. Уровень притязаний является одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека. Адекватный уровень притязаний, умение ставить перед собой реально достижимые цели дает основание для успешного прогноза поведения старшего школьника в будущем.
В рамках выше обозначенной проблемы на базе ГУ СШ № 43 им. Г. Мусрепова г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности учащегося старшего звена. В исследование приняли участие учащиеся 11-х классов в количестве 63 человек.
В качестве методов исследования нами использовались:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- психодиагностический метод, а в его рамках: методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»; опросник «Уровень притязания личности» В. Гербачевского;
- метод математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, критерий Пирсона).
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. Старшеклассникам в большей степени характерен средний уровень стрессоустойчивости и реалистический уровень притязаний. Это означает, что в целом старшеклассники способны переносить негативное воздействие внешних факторов, но при длительном воздействии отрицательного раздражителя и стрессоров могут проявлять реакции стресса.
Современные старшеклассники отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, продуктивностью деятельности. В их мотивационной структуре доминируют следующие компоненты: мотив «намеченный уровень мобилизации усилий», который свидетельствует о возможности школьников раскрыть свои внутренние ресурсы при возникновении стрессовых ситуаций; мотив «ожидаемый уровень результатов», который выражается в том, что старшеклассники высоко оценивают результативность своей деятельности; мотив «закономерность результата», свидетельствующий о глубоком понимании собственных возможностей в достижении поставленной цели и мотив «инициативности», проявляющийся в активности, инициативности и находчивости при решении задач.
2. Существует статистически достоверная прямая корреляционная взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и такими параметрами уровня притязаний как: «прогнозные оценки деятельности субъекта» rэмп. = 0,27 (р ≤ 0,05) и «причинные факторы соответствующей деятельности» rэмп. = 0,24 (р ≤ 0,05). Это означает, что чем выше уровень стрессоустойчивости личности старшеклассника, тем выше показатели по параметрам уровня притязаний: «прогнозные оценки деятельности субъекта» и «причинные факторы соответствующей деятельности». То есть старшеклассники, обладающие эмоциональной стабильностью, низкой тревожностью, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу отличаются высоким уровнем мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности, а также для них характерно высокая оценка ожидаемых результатов своей деятельности. Помимо этого школьникам с высоким уровнем стрессоустойчивости свойственно глубокое и адекватное понимание собственных возможностей в достижении поставленных целей, они инициативны и находчивы в решении поставленных задач.
Наличие корреляционных связей можно объяснить тем, что низкий уровень тревожности характерный для старшеклассников, обладающих высоким уровнем стрессоустойчивости, позволяет оценивать широкий веер ситуаций как безопасные для себя и своего окружения, что позволяет им в ряде случаев идти на оправданный риск, уверенно и целенаправленно достигать намеченные цели. Низкий уровень тревожности обеспечивает им в большей степени проявление своих личностных амбиций, и, следовательно, обозначает высокую планку результатов деятельности. Высокий контроль эмоциональных и поведенческих проявлений дает возможность эффективной самопрезентации, дает уверенность в том, что при возникновении непредвиденных ситуаций, старшеклассники смогут «собраться» и найти верное решение. Отсутствие страха перед трудными ситуациями позволяет таким старшеклассникам выбирать задачи повышенной сложности, тем самым постоянно повышая планку собственных достижений. Для старшеклассников с высоким уровнем стрессоустойчивости, как правило, характерна уверенность в собственных силах и возможностях, а, следовательно, они чаще других сверстников проявляют инициативу и активность.
Анализ литературы и результатов эмпирического исследования позволил нам сформулировать рекомендации для педагогов-психологов при организации коррекционной, консультативной и психопрофилактической работы с категорией подростков, имеющих низкий уровень стрессоустойчивости и низкий уровень притязаний:
1. Необходимо проведение коррекционных упражнений и занятий, направленных на профилактику стресса у старшеклассников.
2. Необходимо создание условий, в которых старшеклассники могли бы в социально приемлемой форме снимать внутренне психическое напряжение, например, через привлечение их к различным видам клубной деятельности, занятиям физической культурой, творческой деятельности.
3. Для повышения уровня притязаний можно использовать ряд правил: ставить цель необходимо на нереальной основе, когда цель является «желаемой», а не «ожидаемой»; необходимо давать задание, которое имеет большую ценность по сравнению с предыдущим; необходимо развивать самооценку и мотив достижения.
Библиографический список
- Кебина Н.А. Молодое поколение Казахстана сегодня и завтра // Вопросы психологии. – № 3, 2004. – С. 107 – 115.
- Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1999. – 348 с.