ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДОШКОЛЬНИКОВ


ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДОШКОЛЬНИКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1436 (дата обращения: 21.02.2024).

Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав. Дошкольное детство – важный этап становления морально – нравственного облика ребёнка.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему [1].

Путь психического развития ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок – взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства [2].

В то же время психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми, необходимость знания того, какими должны быть контакты с ровесниками у детей разного возраста и что должно лежать в их основе.

Одним из показателей, отражающих особенности межличностных отношений в группе дошкольников является социометрический статус. Социометрический статус — это показатель социально психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими.

Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе

В психологической науке вопросами детской самооценки занимались Бреслав Г.М., Коломинский Я.Л., Котырло В.К., Лисина М.И., Мухина В.С., Кряжнева Н.А., Марцинковская Т.Д. и др.

Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Поэтому изучение данной взаимосвязи делает актуальным данное исследование.

Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительных групп, выборка составила 60 респондентов – детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.

Для детей дошкольников возраста не годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос не-обходимо подробно и доступно объяснять ребенку. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает
[3].

Принимая во внимание, что выборку исследования составили испытуемые дошкольного возраста, выбор диагностических методик был осуществлён с учётом возраста испытуемых. В итоге, мы остановили свой выбор на применении в исследовании проективных методик.

С целью изучения самооценки у детей дошкольного возраста нами применялась модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щура в редакции Т.Д. Марцинковской, предназначенной для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Результаты изучения самооценки у дошкольников отражены и обобщены нами на Рисунке 1.


Рисунок 1. Результаты изучения самооценки дошкольников (n=62)

Как видно из Рисунка 1 в наибольшей степени для детей данной возрастной группы характерна высокая адекватная самооценка – 56 человек (90%). В наименьшей степени выражена высокая неадекватная самооценка – 5 (8%) и низкая неадекватная самооценка – 1 (2%).

Проанализировав поведение дошкольников, можно отметить, что дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи “сразу”. Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Проанализировав поведение дошкольников, можно отметить, что дети с высокой адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенные в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудачи, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

С целью изучения межличностных отношений нами применялась методика «Домики» А.А. Реана. Полученные результаты представлены в Рисунке 2.


Рисунок 2. Результаты изучения межличностных отношений дошкольников (n=62)

Как видно из Рисунка 2 позицию лидера в данной возрастной группе занимают 5 детей (9%), статус предпочитаемых имеют 30 дошкольников (47%), принимаемых – 24 (40%), изолированные – 3 (5%).

«Лидеры» – это дети получившие наибольшее количество выборов. Популярные дети имеют некоторые особенности, которые отличают их от своих сверстников. Как правило, они имеют сильные социальные навыки и в высшей степени настроены на социальные сигналы, например, когда закончить разговор и то, что тон подходит в различных социальных ситуациях. Они чувствительные, вдумчивые, общительные

«Предпочитаемые» — дети, получившие один-два положительных выбора. «Принимаемые» — дети, получившие положительные и отрицательны выборы в равной степени. «Изолированные» — дети, получившие в основном отрицательные выборы. Изолированные дети имеют некоторые особенности, которые отличают их от своих сверстников. У таких детей больше проблем с социальной тревожностью, чем у других детей их возраста. Кроме того, они, как правило, не имеют близких эмоциональных связей с другими детьми, это происходит из-за отсутствия способности налаживания контактов или по какой-то другой причине. Изолированные дети часто описываются сверстниками и воспитателями отрицательно.

Для выявления тесноты связи между самооценкой и социометрическим статусом мы применяли метод линейной корреляции Пирсона. В ходе проведенного корреляционного анализа нами выявлена положительная статистически значимая связь между высокой адекватной самооценкой и социометрическим статусом «предпочитаемый» (r эмп = 0,38 (H1 (0,01) и «принимаемый» (r эмп = 0,35 (H1 (0,01). Полученные результаты возможно обусловлены тем, что для дети с высокой адекватной самооценкой более успешны в учебе, поскольку они способны соизмерять свои способности с возможности, склонны анализировать результаты своей деятельности, они уверенны в себе, самокритичны и настойчивы в деле. Так же такие дошкольники имеют обширный круг интересов, их действия направлены на различные виды деятельности, а так же на общение со сверстниками, поэтому дошкольники с высокой адекватной самооценкой в данной выборке занимают социометрический статус «предпочитаемого» и «принимаемого». Это объясняется тем, что «предпочитаемые» и «принятые» дошкольники имеют благоприятную позицию, такие дети общительны, уверенно ведут себя в коллективе, активны, инициативны в деятельности. Следовательно дошкольники с данными характеристиками будут популярны в коллективе, потому дети с высокой адекватной самооценкой занимают данные позиции в группе.

Результаты исследования могут использоваться педагогами-психологами образовательных учреждений для дальнейшего психологического сопровождения дошкольников, а так же могут являться основанием для составления коррекционно-развивающих программ при работе с дошкольниками.

 

Литература:

  1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск: Высшая школа, 1994. – 280 с.
  2. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное: Питер; СПб.; 2009. – 146 с.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.,1997. – 210 с.


Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: