ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1427 (дата обращения: 21.02.2024).

В психологии предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямыми. Гендер в переводе с английского языка обозначает род (мужской, женский, средний). В американском словаре можно обнаружить ещё одно значение, где термин «гендер» понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке). Другими словами, гендер конструирует отношения принадлежности между одним объектом и другими ранее уже обозначенными (классом, группой), он приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а следовательно, позицию относительно других, уже составленных классов. Гендер – социальное отношение; (не биологический пол), или представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений [1].

Гендер – есть социокультурный конструкт пола, представляющий собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений и т.д. В отличие от биологического пола, представляющего собой набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в определённый исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве. Гендер – продукт социализации, в то время как пол – результат эволюции [2].

Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Эта внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, позволяет индивиду организовать образ «Я» и социально функционировать в соответствии с воспринимаемым полом и гендером. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, типизации или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности.

Гендерная идентичность - одна из базовых характеристик личности. Она формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Заметим в этой связи, что в эпигенетической схеме Э. Эриксона базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития - интимность против изоляции - напрямую связан именно с гендерной идентичностью индивида. При этом результаты разрешения данного конфликта не замыкаются в сфере интимно-личностных отношений, но специфическим образом проявляются в существенно более широком контексте межличностных отношений. В этой связи необходимо отметить, что способность индивида к установлению полноценных близких отношений ни в коем случае не означает формирование у него фиксированной позитивной установки в отношении социального окружения. Это, скорее, способность к широкой вариативности в континууме «принятие – отвержение» при сохранении целостности личности.

В данной логике гендерная идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений [3].

Следует особо подчеркнуть ошибочность сведения гендерной идентичности к половой, заключающейся в успешном вхождении индивида в роль мужчины или женщины. Такая идентичность как бы вторична по отношению к возрастной. Гендерная идентичность есть не что иное, как соотнесение своего поведения с нормами поведения, принятыми данной возрастной группой. Причем эти нормы и стереотипы относительно независимы от половой принадлежности индивидов, ибо являются, в значительной мере, общими как для мужчин, так и для женщин. Другое дело, что гендерная идентичность имеет два способа бытия – маскулинный и феминный. Иначе говоря, гендерная идентичность маскулинно и феминно ориентирована, т.е. имеет два специфических атрибута существования, которые взаимно дополняют друг друга. Содержание же самой гендерной идентичности в главном и существенном относительно автономно к мужским и женским императивам, представляя собой единый топос возрастного сознания и поведения.

В основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Гендерная идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Понятие «пол» включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает аспекты мужского и женского. Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки – к «женскому», то есть используют гендерные схемы.

Особенно
актуальны вопросы гендерной идентификации в подростковом возрасте. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.

Гендерная идентификация подростка – это сложный процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это особый механизм распознавания представителей разных гендерных групп. В результате подросток формирует собственную гендерную идентичность.

Этой проблемой занимаются многие исследователи в психологии и мы должны отметить различие их взглядов. Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И. Клёцина). Гендерная идентичность – осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака (Е. Терешенкова, Н. Радина). Иногда в понятие гендерной идентичности включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений (Дж. Гангнон, Б. Хендерсон).

Половая идентичность очень актуальна в подростковом возрасте, так как усложняются критерии «маскулинности – фемининности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т.д.). Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности – фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность.

    Выборку нашего исследования, составили учащиеся в количестве составила 80 человек, критериями рандомизации, которой были определены: возраст (старшие подростки 14-15 лет), пол (40 девочек и 40 мальчиков), тип образовательного учреждения (гимназия). Условимся обозначать группы испытуемых следующим образом: группа 1 – подростки – мальчики и группа 2 – подростки – девочки.

Для проведения исследования нами применялась диагностическая методика тест опросник «Маскулинность и фемининность» автор С. Бэм. Из теории С. Бэм о «гендерной схеме» следует, что это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий, их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское – женское» – самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Гендерная идентификация должна осуществятся по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организованно по принципу гендерной дихотомии [4].

Результаты тестирования в нашей выборке испытуемых (n1 – 40; n- 40)  отображены на Рисунке 1.

Рисунок  1.  Процентное соотношение выраженности признаков гендера маскулинности/фемининности в группе 1 (
n1 - 40) и в группе 2  (n2 – 40)

Анализируя рисунок можно сказать, что большинству испытуемых из группы 1 (88%) и группы 2 (75%) свойственны в равной степени признаки как маскулинности, так и фемининности, что указывает на принадлежность к андрогиннам. Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, интеграция женского эмоционально – экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности. Преобладание андрогинии в наших группах испытуемых характеризуется тем, что в подростковом возрасте выстраивается собственная картина мир, свой новый образ Я и поэтому подросток не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно осмыслить и формировать свою гендерную идентичность. Андрогинность весьма благоприятна для успешной социализации личности.  Индивиды обладающие одновременно маскулинными и фемининными чертами при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности позволяют себе менее жестко придерживаться полоролевым нормам, быть свободными от социальных стереотипов, свободнее переходить от традиционного женских занятий к мужским и наоборот.

У 12% (5) испытуемых из группы 1 выявлено преобладание маскулинности над фемининностью. Таким старшим подросткам мальчикам свойственно идентифицировать себя с маскулинными чертами, приписывать себе чисто мужские качества, такие как храбрость, властность, враждебность, агрессивность и т.д. У 20% (8) испытуемых группы 2 явно наблюдается преобладание фемининности над маскулинностью. Таким старшим подросткам девочкам свойственно приписывать себе женские черты такие как: чувствительность, нежность, конформность, эмоциональность и т.д.

Таким образом полученные результаты возможно объяснить тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность.

Литература:

  1. Булычев И.И. Гендерная структура// теоретический журнал «CREDONEW». -№5.-2008.- С. 12-21.
  2. Бочарев В.В. Антропология возраста. СПб.: Питер, 2001. -150 с.
  3. Булычев И.И. О гендеристики и ее ключевые понятия// теоретический журнал «CREDONEW».-№3.- 2005. с26-51.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2003.- 544 с.


Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: