Политические процессы конца двадцатого начала двадцать первого века на территории постсоветского пространства были представлены движениями за независимость и самоопределение бывших союзных республик, зачастую сопровождавшимися ростом напряженности в отношениях как в сфере внутренней, так и внешней политики, возникновением национальных, религиозных, культурных противоречий. Следствием этих событий стало возникновение целого ряда государств, взрослое население которых значительную часть своей жизни осознавало себя гражданами советского союза, а молодое поколение формировалось в процессе становления государственности. Однако, разом отвергнув ценности и идеалы советского периода, вновь образованные государства оказались не в силах так же быстро обеспечить разработку и реализацию мероприятий направленных на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в новых условиях. Все без исключения, образовавшиеся на территории постсоветского пространства государственные объединения, последние двадцать лет переживают процессы становления гражданской идентичности, формирования новых политических, духовных ценностей у населения. В связи с этим по нашему мнению достаточно актуальным является изучение особенностей, методов и средств формирования духовно-нравственных ценностей, идеологических преставлений в 30-50-е гг. 20 века не только в качестве не однозначно трактуемого в последние десятилетия исторического опыта, но в качестве возможных к применению технологий, использование которых способно помочь формированию духовно-нравственных ценностей граждан. Рассматривая формы и способы идеологического воздействия в изучаемый период на разные возрастные группы мы остановили свое внимание таком, несомненно значимом в советский период явлении как пионерские песни и соответственно на детях в возрасте от 9 до 14 лет, которым они и были адресованы. Изучение пионерской песни как инструмента формирования патриотизма у советских детей 1930-1950-х гг., в первую очередь требует анализа опубликованных по этому направлению трудов как российских, так и зарубежных авторов, что мы и попытаемся сделать в этой статье.
На наш взгляд следует выделить несколько групп научных трудов имеющих особую ценность для исследования.
К первой группе мы отнесли работы обобщающего характера посвященные общественно-политическому и социально экономическому развитию СССР в исследуемый период. Хронологически эти работы можно подразделить на советскую историографию 30 – с. 80-х гг. XX века и историографию середины 80-х гг. XX в. – начала XXI века. Работы, созданные в течение первого периода, характеризуются значительной политизированностью. На протяжении 30-50-х гг. в обстановке культа личности И.В. Сталина, издавались научные труды и биографическая литература, превозносившие, в первую очередь, личные заслуги вождя. Так же значительное внимание уделялось роли коммунистической партии, историки особо подчёркивали её руководящую и направляющую роль в годы тяжёлых испытаний, выпавших на долю советского народа [1,2,3,4]. После XX съезда КПСС начавшаяся десталинизация позволила несколько шире взглянуть на проблемы развития советского общества. Но поскольку главный акцент в докладе Н.С. Хрущёва на съезде был сделан на преступлениях Сталина против партии, а не против советского народа, опубликованные после съезда работы, продолжали линию преувеличения роли КПСС в жизни советского общества. Главной отличительной чертой вышедших в это время монографий стало отсутствие осмысления положительных и отрицательных сторон деятельности партии. Акцент делался на героических страницах советской истории, а Коммунистическая партия Советского Союза представлялась организующей и направляющей силой, вдохновителем трудящихся на пути строительства коммунистического общества [5,6,7,8,9]. Отдельным блоком можно выделить публикации по историографии социалистического строительства. Представлены они были статьями, авторы которых попытались охарактеризовать общее состояние разработки истории социалистического строительства и определить задачи советской исторической науки [10,11,12]. При явном выпячивании в трудах, опубликованных до середины 1980-х г, первоначально личностных заслуг И.В. Сталина, а затем преобладающей роли КПСС, можно отметить и положительные моменты в историографии первого периода -начавшееся изучение форм общественного сознания и социальной психологии, роли морально-психологического фактора в ходе исторического процесса.
Новый этап в развитии историографии темы советской идеологии начался во второй половине 1980-х гг. и был связан с происходившими в СССР общественно-политическими процессами. Время с середины 1980-х до середины 1990-х гг. отмечено большим количеством работ о роли КПСС в истории советского общества. Статьи и книги, появившиеся в эти годы, столь же конъюнктурны, как и во времена культа личности Сталина, изменилась лишь полярность. Коммунистическая партия Советского Союза представлялась в самом негативном свете, полностью отрицались достижения нашей страны в период существования советской власти. Однако именно во времена «перестройки» появились фундаментальные научные работы, затрагивающие проблемы генезиса советской политической системы и её влияния на различные стороны общественной жизни. Значительная часть исследований была сосредоточена на изучении периода советской истории 30-50-х гг. XX века, в частности проблемы сталинизма как исторического явления. Например в работах В.П. Макаренко, P.A. Медведева, H.H. Маслова предлагались различные трактовки сталинизма как политического и социокультурного феномена, а также вопросы идеологической составляющей жизни советского общества в период культа личности Сталина [13,14,15]. Ряд отечественных историков обратился к изучению объективных и субъективных факторов российского исторического процесса в XX веке, обусловивших возникновение специфической формы государственной власти в СССР. Так, например, В.А. Волкогонов выделяет ступени развития и существования сталинизма, анализирует сущность советской системы, показывая, что сталинизм – это политический режим, охватывающий все сферы отношений, деятельности и сознания [16,17,18].
С начала 1990-х гг. в отечественной историографии появляются научные работы в области культурно-антропологической истории, в которых предпринята попытка проследить социально-психологические аспекты отечественной истории на протяжении целой эпохи – от 1917 г. до современности. Н.Д. Козлов, Е.А. Сенявская, A.A. Голубев, Е.Ю. Зубкова осуществили системные изыскания, рассмотрев сознание всех слоев советского общества, отразили его многомерность и противоречивость, проанализировали деятельность государственных и партийных органов по мобилизации духовных сил народа в сложные военные и послевоенные годы [19,20,21,22]. Так И.В. Павлова концентрирует своё внимание на проблеме возникновения и функционирования тоталитарного режима в СССР. Е.С. Сенявская, рассматривая феномен общественного сознания участников Великой Отечественной войны и всего фронтового поколения, делает вывод, что в военных условиях формируется особый тип личности, особая психология, а затем эти особенности проявляются в мирное время. Исследования Е.Ю. Зубковой затрагивают вопросы сознания различных слоёв советского общества. Отражение специфики социально-психологических, экономических, политических факторов в жизни страны и народа в период 1940-50-х гг. присутствует в научных трудах ряда современных социальных историков: Ю.В. Аксютина, Н.В. Романовского, В.Н. Попова, О.М. Вербицкой, Р.Г Пихоя, В.П. Попова и других [23,24,25,26,27,28,29]. На основе широкого круга источников, используя архивные материалы, авторы проводят анализ статистических данных, отчётов, справок, протоколов, а также мнений, суждений и слухов, которые были распространены среди людей.
Исследования второй половины 80х годов – начала 20 века отличавшиеся на начальном этапе чрезвычайной категоричностью суждений о недостатках советской эпохи к настоящему времени переходят от критического на аналитический уровень, рассматривая события советского периода с точки зрения комплексного подхода рассматривая, в том числе и социально-психологические аспекты жизни советского общества.
Вторая, выделенная нами группа работ, посвящена советскому детству и объединяет труды советских, российских и зарубежных авторов опубликованные в 20 начале 21 века. Изучение детей и детства продолжилось практически сразу с приходом большевиков к власти. В 1920-1930-е гг. велись исследования детства в рамках педологии – комплексной науки о детстве, пытавшейся объединить психологические, биологические и социологические подходы к ребенку. Проводились масштабные исследования, касавшиеся разнообразных аспектов детской жизни: общественных идеалов, отношения к Октябрьской революции, партии, комсомолу, пионерскому движению, анализировались социально-политические, классовые, правовые представления детей и подростков. В эти годы активно развивалось ещё одно направление изучения детской жизни - этнография детства, в рамках которой исследовались детская игра, детский фольклор. Однако в середине 1930-х гг. подобные исследования прекратились. Под запретом оказались социология и педология. В 1940-1960-е гг. 20 века проблематика советского детства в научных трудах была представлена исследованиями по вопросам охраны и защиты детства, школьного образования в годы Великой Отечественной войны [30,31,32,33,34]. Интересна с точки зрения изучения советского детства монография Г. М. Свердлова [35] вышедшая в свет в 1943 году. Автор рассматривает различные аспекты защиты детей в годы Великой Отечественной войны – предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, проблемы развития детских учреждений, государственную помощь детям военнослужащих, а также разнообразные формы устройства детей, оставшихся без родителей. Так же в числе значимых и интересных работ этого времени освещавших вопросы, связанные с советским детством можно назвать монографию У. Г. Чернявского [36], посвященную проблемам продовольственного обеспечения различных групп городского населения. У.Г. Чернявский изучая структуру питания различных слоев населения СССР в годы Великой Отечественной войны отмечая, что дети до 12 лет хоть и снабжались по более высоким нормам продуктов, чем взрослые иждивенцы однако их питание оставалось явно недостаточным.
Появление истории детства в качестве самостоятельного научного направления на Западе связано с 1960-1970-е годами. Всплеск интереса к этой области исследования был показателем кризиса прежних подходов к изучению прошлого и поворота к социальной истории. Об истории детства как об отдельной области исследования заговорили после публикации в Париже в 1960 г. книги Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» [37].
В советском союзе в 70-80-е годы 20 века проблема советского детства продолжает интересовать исследователей, в это время выходят работы М. Синицына [38], С. А. Черник [39,40,41] посвященные вопросам преобразования школы в военные годы, воспитания школьников, в том числе и трудового. В работах этого периода сохраняется тенденция отношения к детям, как наиболее защищенной и привилегированной социальной группе в Советском Союзе, пересмотр которой начинается в середине 1980-х гг., когда появляются первые публицистические и художественные произведения о трагических судьбах детей советского времени. В это время публикуются труды развенчивающие мифы о советском детстве, подвергающие критике деятельность пионерской организации среди них работы Ю. И. Дружникова [42], прозаика и историка русской культуры, эмигрировавшего за рубеж.
В последующие годы выходит целая серия трудов, рассматривающая различные аспекты советского детства, например работы Нечаевой A.M [43,44,45,46] посвященные правовой проблеме охраны детства. Автор рассматривает историю становления охраны детства в Советском государстве, начиная с 1917 г., нормативно-правовые акты, трудности, связанные со становлением охраны детства и материнства, усугубившиеся проблемами военного и послевоенного времени. Значительный вклад в изучение советского детства внесли публикации B.C. Журавлева [47], Е.А. Зубковой, В.Ф. Зимы, А.З. Ваксера, М.Р. Зезиной. Е.А. Зубкова [48] впервые отметила особую поколенческую специфику послевоенных детей и подростков. Многие из них не имели отцов, семей, но их им заменили школа, двор, детский дом. Послевоенное поколение воспитывалось в ценностях коллективизма, что не помешало, а, наоборот, способствовало появлению плеяды ярких индивидуальностей. В.Ф. Зима [49,50] большое внимание в работах уделяет детской девиации (беспризорности, преступности) в послевоенные годы, ставшей следствием определенной государственной политики, голода 1946-1947 гг. А. 3. Ваксер [51] реконструирует будни детей в послевоенном Ленинграде в контексте развития образования, детского здравоохранения, борьбы с беспризорностью, безнадзорностью, преступностью среди детей. М.Р. Зезина [52,53,54] воссоздает колоссальный масштаб беспризорности и безнадзорности в стране в послевоенные годы, анализирует не всегда успешные попытки решения этих проблем.
В конце 20 начале 21 века можно выделить несколько интересных направлений прослеживающихся в трудах ученых: реконструкции повседневности, гендерных поведенческих идеалов, мировоззрения подрастающего поколения в экстремальных условиях, социальной политики в отношении материнства и детства. Интересные работы в этом ключе в первое десятилетие 21 в. были опубликованы М.В. Ромашовой [55,56,57], Пыжиковым А.В. [58], Брусиловской Л.Б [59,60] и другими российскими авторами. Еще одно современное направление в исследовательской литературе о детстве связано с проблемами функционирования социальной памяти, принципов интерпретации мемуаров и устных интервью. Первым, кто отказался от подхода к памяти только как к психофизиологическому явлению стал французский социолог М. Хальбвакс [61]. Не смотря на то, что положения М. Хальбвакса были подвергнуты критике, изучение проблем функционирования социальной памяти продолжается и в настоящее время. С этим направлением связаны работы Безрогова В.Г [62,63,64], Сальниковой A.A. [65,66]. Значительный вклад в изучение истории российского детства XX века принадлежат американским и европейским исследователям. Среди них безусловным лидером является английский историк К. Келли [67]. На протяжении нескольких лет она работает над общей историей детства в России. По её мнению, история российского детства не противоречит общим процессам модернизации (глобализации) детства на Западе, проходившим по универсальным и транснациональным принципам. К. Келли, активно исследует зависимость истории детства от крутых поворотов советской идеологии и политики. Она полагает, что в середине 1930-х гг. произошли поразительные перемены в советской идеологии детства. Если в первые 15 лет советской власти семья трактовалась как источник угнетения, то с середины 1930-х гг. семья трактуется как основа социальной стабильности, «ячейка социалистического общества». Среди зарубежных авторов, занимающихся изучением «позднего» детства и юношества в послевоенные годы, следует упомянуть Ю. Фюрст, она в диссертационном исследовании «Последнее сталинское поколение: молодежь, государство, комсомол, 1945-1953» говорит о важности понятия «поколение» для советского общества. Подводя итоги анализу научных трудов посвященных советскому детству следует отметить, что публикации по своему содержанию и характеру легко разделяются на две группы. Первая это труды, написанные советскими исследователями до середины 80х годов 20 века. В это время выходит достаточно много работ посвященных вопросам охраны материнства и детства в СССР, правового положения советских детей, воспитательного и образовательного процесса в военные и послевоенные годы. Однако все эти работы рассматривают, прежде всего, успехи педагогической науки и достижения государства в области социальной защиты детей. Ко второй группе работ можно отнести публикации российских и зарубежных авторов посвященные советскому детству со второй середины 80 х годов 20 века до настоящего времени. Эти труды отличаются многообразием рассматриваемых проблем и подходов, привлечением весьма широкого круга источников начиная с мемуаров заканчивая газетами и журналами советского периода. Набольшее количество публикаций этого периода приходится на последние 10-15 лет, что обусловлено политическими и социально-культурными процессами на территории постсоветского пространства, их изучение позволяет выделить два направления исследования советского детства – внутренний мир ребенка и его семьи, его оценки, переживания, отношения со взрослыми, а также взаимодействие ребенка и государства (через учебники, детскую литературу, мультфильмы, детский сад, школу, законодательство).
Еще одна группа работ, выделенная нами в процессе изучения пионерской песни как инструмента формирования патриотизма у советских детей это труды, посвященные детской литературе советской эпохи как источнику идеологического воздействия. С образованием советского государства все виды искусства, в том числе и литература, трактуются как область творчества служащая пропаганде советской идеологии. Научные изыскания, связанные с анализом и критикой детской литературы в первой половине двадцатого века представлены работами Н.А. Савина [68], А.П. Бабушкиной [69], В.М. Румянцева [70], О.Г. Пелымской [71], М.К.Сучковой [72], Л. Ф. Кона [73], Ю. Нагибина [74], А. Ивеча [75,76]. Труды Ю. Нагибина и А. Ивеча, как критиков советского периода, представляют особый интерес для исследователя. В 1939-41 гг. были написаны повести Г.А. Медынского «Девятый «А», О.В. Донченко «Школа над морем», А.И. Копыленко «Очень хорошо», Р.И. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви», В.А. Каверина «Два капитана», А.П. Гайдара «Тимур и его команда» именно они и стали предметом исследования выше обозначенных критиков. Ю. Нагибин раскритиковал образ самовлюбленного героя Сашко Чайка, которого О.В. Донченко выдавал за образ идеального ребенка. «Жестокую беспощадность» подростка, который порвал отношения с подругой только потому, что она дала списать товарищу сочинение, автор повести преподносил как «истинную требовательность к другу». Неприятие критика вызвала «величайшая подозрительность и недоверчивость» подростков, которую авторы выдавали за бдительность. Нагибин обобщил: «В этих книгах серьезные вопросы ставятся несерьезно, нет настоящих конфликтов, все лишено резкости, все плавно и искусственно, как в подводном царстве оперы «Садко». Раскритикованные произведения были противопоставлены произведениям Р.И. Фраермана, А.П. Гайдара, В.А. Каверина. И действительно, в последствии их произведения составили целую эпоху в детской литературе.
Позднее, в 60е-80-е годы 20 века выходят работы М.И. Алексеевой [77,78,79,80], М.И. Холмова [81], Л.Н.Колесовой [82,83], Е.О Путиловой [84,85] и других авторов. Можно говорить о выделении в это время двух направлений в аналитических трудах посвященных детской литературе. Первое представлено публикациями, рассматривающими произведения с точки зрения анализа пионерской тематики. Второе направление связано с работами посвященными детской литературе, в которых пионерская тематика, как правило, не анализируется как специфическая, ее характеризуют в контексте «советского детства», например, такой подход представлен в работе Л. Н. Колесовой, посвященной советской школьной повести, публиковавшейся в пионерских журналах 1920-х годов. Изучение идеологического компонента советской детской литературы не только в произведениях писателей – классиков детской литературы, но и на разнообразном литературном материале нашло отражение в работе Ю. В. Дюжева [87] о типе героя в приключенческой пионерской литературе 1920-х годов. Ю. В. Дюжев обращает внимание на социально-исторические причины возникновения сюжетов о пионерах (резолюции съездов партии), а затем переходит к критической характеристике героев этих сюжетов, отмечая, что углубление в «мировые» проблемы, нарочитая оторванность от будничных жизненных деталей были характерны для «пионерских» книг тех лет, когда пионерская организация переживала начало становления. Кроме того Ю. В. Дюжев делает ряд конкретных замечаний о героях произведений С. Григорьева, С. Ауслендера, Л.Остроумова, П.Бляхина, Г.Никифорова, С. Заяицкого, Т.Мещерякова констатируя что зачастую произведения носили явно агитационный характер и были призваны привлечь внимание молодежи и расширить ряды пионерской организации. В 90е годы работу по изучению детской литературы как средства формирования идеологии продолжили С. С. Шведов, М. Чудакова [88]. С. С. Шведов обратился к способам и видам представления идеологии в образовательной учебной книге советского периода. Объектом его изучения стал букварь и учебники русского языка и литературы для начальных классов общеобразовательной средней школы 1930-50-х годов. Наравне с учебными книгами С. Шведовым [89,90,91] в исследованиях использовалось содержание октябрятско-пионерской периодики — журналы «Мурзилка» и «Пионер». В своих работах С.С.Шведов рассматривает «некоторые идеологические конструкции», выделенные им на основе анализа текстов и изобразительных материалов учебных книг: к таким «конструкциям» он относит следующие — «Сталин», «личное и общественное», «весь мир», «советский человек за границей», «счастье». Исследователь выделяет стереотипию сюжетов и образов и некоторые клише, которые применяются в конструировании этих идеологических доминант учебных книг.
В 2000 году выходит в свет сборника «Соцреалистический канон» в котором опубликованы статьи О. Ронена [92] и Е. А. Добренко [93]. О. Ронен В статье «Детская литература и социалистический реализм» отмечает особую роль произведений Гайдара и Кассиля в «идеологическом преодолении изнутри (то есть, не покидая общей коммунистической установки) некоторых в особенности злобных лозунгов и общих мест тоталитарной идеологии». Автор высоко оценивает особую нравственную установку литературы, ее дидактический характер, уважение писателей к семейным ценностям. Е. А. Добренко в статье «Соцреализм и мир детства» высказывает отрицательное мнение о влиянии всего искусства, а значит, и детской литературы, в духе постмодернизма пытается доказать, что они не способствовали социализации личности. В начале 21 века выходят работы А. М. Губергриц[94], Е. Балашова [95]. Губергриц А. М. обращается к процессу становления репертуара профессиональных и самодеятельных театров для детей в 1920–30-е годы и дает беглую характеристику драматических сюжетов «открыто агитационного характера». Исследование Е. Балашова является систематичным описанием советской школы, в котором, помимо первой интерпретации содержания отдельных текстов словесности пионерской организации (торжественное обещание, законы пионеров), заявлена тема идеологичности учебной и детской литературы.
Анализ учебных книг советского периода, начатый С.С. Шведовым, продолжается в работе Д. Мамедовой [96] которая приходит к выводу, что «литературные произведения для детей, созданные в Советском Союзе в 30-50-е годы представляют собой один из наиболее идеологически нагруженных типов текста», тем более что «тексты, отобранные для хрестоматий и книг для чтения, создают еще в большей степени, чем литература для детей вообще, мир правильный и правильно описанный, а значит пригодный к выполнению задач обучения и воспитания». Продолжают исследование темы советской детской литературы труды Е. Балашова, И. Кукулина, М. Майофиса. Нельзя особо не упомянуть работы посвященные анализу детской литературы С.Г. Леонтьевой [97] и А.В. Фатеева, К. Келли, М. Карасика [98]. С.Г. Леонтьева углубленно изучая литературу пионерской организации, приходит к мнению о том, что она может быть определена как литература, имеющая не просто генетическую связь с организацией, но и как явление, которое вне связи с пионерской организацией теряет свою функциональность. В работе А.В. Фатеева[99] поставлена и проанализирована проблема создания и функционирования художественных образов детской «социальной» литературы в исторической среде в 1930-е – 1950-е годы в СССР.
Заканчивая обзор публикаций и диссертационных работ, посвященных детской литературе как источнику идеологического воздействия необходимо отметить, что интерес к данной проблеме прослеживается с первых десятилетий советской власти вплоть до наших дней. Значительная часть трудов вышедших на протяжении этого времени с разных, зачатую абсолютно противоположных позиций, рассматривают один и тот же вопрос, а именно воспитательную роль детской литературы, ее значение для формирования личности.
И наконец, последняя наиболее интересная и значимая для нашей работы группа научных трудов представлена исследованиями пионерской песни. К сожалению, необходимо констатировать факт о весьма скромном списке работ посвященных этой проблеме, он представлен публикациями и исследованиями В. А. Рогачева, А. С. Башарина [100], Е. В. Душечкиной [101,102], С.Г. Леонтьевой [103] Тяжельниковой В.С. [104].
Подводя предварительные итоги анализа научных трудов и публикаций, посвященных 30-50-м гг. 20 в. и непосредственно пионерским песням, следует отметить достаточно обширный круг работ освещающих интересующий нас период истории с различных точек зрения. Однако непосредственное изучение пионерской песни, ее роли и возможностей в формировании устойчивых духовно-нравственных ценностей до сих пор не стало объектом внимания значительного числа исследователей и предоставляет нам широкое поле деятельности. Исследование пионерской песни, ее значения в процессе формирования патриотизма у детей в советское время является целью нашей работы.
Библиографический список
- Горич A.A. Жизнь во имя человечества (из биографии И.В. Сталина). Киев ,1947.
- Ковтун М.А. С именем Сталина держим путь вперёд. Л., 1950.
- Яковлева М.Н. Товарищ Сталин – великий знаменосец мира. М.,1951.
- Коммунисты овладевают марксистско-ленинской теорией. Благовещенск, 1952.
- Ким М.П. Руководство Коммунистической партии Советского Союза в деле восстановления народного хозяйства (1945-1955). М., 1957.
- КПСС на завершающем этапе строительства социализма (1945-1956) / Сб. под ред. С.Е. Кузьменко. М., 1958.
- Укрепление социализма в СССР в годы V-VII пятилеток. Свердловск, 1964.
- Чаплина И.Я. Политическое руководство как залог успеха в процессе восстановления советской экономики (1946-1960). М.,1961.
- Герман Ф.Ф., Берхин И.Б. Наша великая Родина. М., 1967.
- Ким М.П. О некоторых задачах исторической науки в свете решений XX съезда КПСС // История СССР. 1961. № 2. С. 3-23.
- Голиков Г.Н. На переднем крае исторической науки // Вопросы истории. 1961. № 11. С. 18-42.
- Ким М.П., Поляков Ю.А. Актуальные проблемы истории советского общества // Вестник АН СССР. 1962. № 11. С. 11-35.
- Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. – Ростов-на-Дону, 1989.
- Маслов H.H. Идеология сталинизма: история утверждения и сущность. – М., 1990.
- Медведев P.A. О Сталине и сталинизме. – М., 1990.
- Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.
- Волкогонов Д.А. Сталин: политический портрет. М., 1987.
- Волкогонов Д.А. Сталинизм: сущность, генезис эволюция.// Вопросы истории. 1990. №3. C.3
- Павлова И.В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск, 2001.
- Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. 1995. №5. С.30-44.
- Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны (1945-1948 гг.) // Свободная мысль. 1992. №6,9. СС.4-25,79-88.
- Зубкова Е.Ю. Общество вышедшее из войны // Отечественная история. 1995. №3. С. 90-100.
- Аксютин Ю.В. Социология позднего сталинизма. М., 1993.
- Вербицкая О.М. Социология колхозной деревни. 1930-50 гг. – М., 1992.
- Попов В.П. Власть и общество России. XX век. – Тамбов, 1994.
- Романовский Н.В. Лики сталинизма. М., 1995.
- Пихоя Р.Г. Советский Союз. История власти, 1945-1991. Новосибирск, 2000.
- Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 годов: происхождение и последствия. М., 1996.
- Попов В.П. Экономическая политика советского государства. 1946-1953 гг. Тамбов, 2000.
- Куфаев В.И. Забота о детях в дни Великой отечественной войны//Советская педагогика. 1942. №8-9.
- Хромцов Ф. М. Оборонная работа в детских домах. М., 1942.
- Болдырев В.И, Военное воспитание и школа (чему учит опыт войны)//Советская педагогика.1943.№2-3.
- Синицкий A.M. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны// Вопросы истории. 1969. № 6.
- Куманев В.А. Советская школа в годы великих испытаний// Народное образование. 1965. № 5.
- Свердлов Г. М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943.
- Чернявский У. Г. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.). M., 1964.
- Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.
- Синицын А. М. Всенародная помощь фронту. М., 1975
- Черник С. А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1975.
- Черник С. А. Борьба за жизнь и здоровье детей в годы Великой Отечественной войны.// Советская педагогика. 1979. №5.
- Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование. М., 1984.
- Дружников Ю.И. Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова.
- Русский путь, 2006.
- Нечаева A. M. Охрана материнства и детства в СССР. М.,1988.
- Нечаева A. M. Правовая охрана детства в СССР. М.,1987.
- Нечаева A. M. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. M., 1991.
- Нечаева A. M. Охрана детей-сирот в России: (история и современность). М., 1994.
- Журавлев C.B., Соколов А.К. «Счастливое детство»// Социальная история. Ежегодник, 1997. М., 1998. С. 159-202.
- Зубкова Е.А. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. М, 2000.
- Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 годы: происхождение и последствия. М., 1996.
- Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов. М., 2000.
- Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. СПб, 2005.
- Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-55)// Вопросы истории. 1999. № 1. С. 127-136.
- Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР// Педагогика. 2000. №3. С. 58-67.
- Зезина М.Р. Без семьи: сироты послевоенной поры// Родина. 2001. №9. С. 82-87.
- Ромашова М.В. Проблема советского детства в современной отечественной историографии // Историческое знание: теоретические основания и коммуникативные практики: материалы Всероссийской научной конференции (Казань, 2006). М., 2006. С. 247-250.
- Ромашова М.В. Журнал «Работница» как источник по истории советского детства (1945-1953 гг.) // Источниковедческие исследования / Отв. ред. А.О. Чубарьян; Сост. Т.В. Гимон. М., 2008. Вып. 4. С. 154-171.
- Ромашова М.В. Вещи и слова советского детства 1940-1950-х гг.: провинциальное измерение // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов / Сост. Г.В. Макаревич. М.-Тверь, 2008. С. 207-216.
- Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе// Педагогика. 2004. № 5. С. 78-84.
- Брусиловская Л.Б «Московский Бродвей», «Джаз на костях», «Пожар в джунглях» // Родина. 1998. № 8. С. 79-83.
- Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»// Общественные науки и современность, 2000 . № 1. С. 163-174.
- Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 23. С. 8-27.
- Безрогов В.Г. Воспоминания как источник по истории детства // Педагогическая антропология и история детства. М., 2001. С. 65-78.
- Безрогов В.Г. Автобиографии и социальный опыт // Социальная история: Ежегодник, 2001/2002. М., 2002. С. 529-550.
- Безрогов В.Г. Память о военном детстве (свидетельства детей 40-х годов) // Вестник Университета Российской академии образования. 2005. № 2 (28). С. 66-79.
- Сальникова A.A. «Детский» текст и детская память в «эпоху катастроф»// Век памяти, память века. С. 413-430.
- Сальникова A.A. Школьные сочинения детей русской эмиграции как источник по социальной истории России 1917-20-х. гг.// Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М., 2002. С. 324-354.
- Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда// НЛО. 2003. № 60. С. 221.
- Н.А. Савин Основные направления детской литературы Л., 1926.
- А.П. Бабушкина История русской детской литературы М., 1948.
- Румянцев В.М. «Воспитательное значение советской детской литературы». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 1 МГПИИЯ. 1952 ноябрь.
- Пелымская О.Г. Школьная повесть в советской детской литературе послевоенного периода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1953.
- Сучкова М.К. Повесть о детстве в советской детской литературе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1954.
- Кон Л. Ф. «Советская детская литература восстановительного периода (1921-1925)». М., 1955.
- Нагибин Ю. Школьная тема // Детская литература. 1940. № 9. Сентябрь. С. 6-9. Нагибин Ю. Аркадий Гайдар. Тимур и его команда // Детская литература. 1940. № 10. С. 42-44.
- Ивич А. Три повести о школе // Литературное обозрение. 1940. № 9. Май. С. 19-25.
- Ивич А. «Два капитана» В. Каверина // Детская литература. 1940. № 11-12. С. 96.
- Алексеева М.И. Из истории детской журналистики // Журналистика и литература. М., 1972. С.149-156.
- Алексеева М.И. Наши первые журналы для детей.// Дет. лит.1967. №1. С.13–15.
- Алексеева М.И. О публицистике детских журналов второй половины 1920-х. // Вестник Мос. гос. ун-та. Сер. 10 «Журналистика».1979. №2. С.11-18.
- Алексеева М.И. Советские детские журналы 1920-х годов как тип издания М., 1982.
- Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л., 1983. 209с.
- Колесова Л.Н. В начале пути: из истории детских журналов.// Дет.лит. 1968. № С.19-22.
- Колесова Л.Н. У истоков детской публицистики // О литературе для детей. Л., 1972. Вып. 16. С. 101-122.
- Путилова Е.О. История критики советской детской литературы 1929–1936. Л., 1975.
- Путилова Е.О.Очерки по истории критики детской литературы 1917–1941. М.,1982.
- Рогачев В. С Лениным в сердце: Страна Пионерия в советской поэзии для детей начала 20-х гг. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 18. Литература и общество. Петрозаводск, 1972. С. 131–147.
- Дюжев Ю. В. В поисках лучшего: Проблема героя в книгах о Пионерии 20-х гг. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 18. Литература и общество. Петрозаводск, 1972. С. 95–111.
- Чудакова Мариэтта. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. № 4. С. 248.
- Шведов С. Уроки букваря // Знание — сила. М., 1991.№11, С. 41–47.
- Шведов С. Сталинский букварь и воспитание советского человека // Сюжет и время. Сб. научных трудов к семидесятилетию Г. В. Краснова. Коломна, 1991. С. 56–61.
- Шведов С. Счастливые люди, или Чему нас учили в школе // Горизонт. М., 1991. №10. С. 21–27.
- Ронен О. «Детская литература и социалистический реализм» // Соцреалистический канон. СПб., 2000.С. 975.
- Добренко Е. Соцреализм и мир детства. // Соцреалистический канон. СПб., 2000.С. 31-40.
- Губергриц А. М. Драматургия 20–30-х годов ХХ века для детей на фоне развивающейся субкультуры // Детский сборник. Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост. Е. В. Кулешов, И. А. Антипова. М., 2003. С. 256–263.
- Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг. Становление «нового человека». СПб., 2003.
- Мамедова Д. Наша книга детская, детская советская. //Неприкосновенный запас 2002,№1(21).
- С.Г. Леонтьева Литература пионерской организации: идеология и поэтика. 2006г.
- Карасик М., Ударная книга советской детворы: Фотоиллюстрация и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920-1930-х годов. – М., 2010.
- Фатеев А.В. Сталинизм и детская литература в политик номенклатуры СССР (1930-е – 1950-е гг.) М., 2007.
- Башарин А.С. Песенный репертуар пионерлагерей. “Пионерские” песни и “пионерские” варианты // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С.105—121.
- Душечкина Е. “Если песенка всюду поется…” // Elementa: Journal of Slavic Studies and Comparative Cultural Semiotics. Harwood Academic Publisher, 2000. Vol. 4. No 3. P. 223–235.
- Душечкина Е. “Если хочешь быть здоров”: Идея здоровья в советской детской песне // Morbus, medicamentum et sanus. Choroba, lek i zdorowie — Болезнь, лекарство и здоровье — Illness, Medicine and Health. Warszawa: Polska Akademia Nauk – Institut Slawistiki, 2001. C. 399–412.
- Леонтьева С.Г. Суггестивность в массовой пионерской словесности: советские ценности в прагматике текста // Пушкин и Калиостро. Внушение в искусстве и в жизни человека: Материалы конференции. СП., 2005. С. 125-135.
- Тяжельникова В.С. Советская песня и формирование новой идентичности // Отечественная история. 2002. № 1. С. 174-181.
Количество просмотров публикации: Please wait