ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Красноженова Елена Евгеньевна
Астраханский Государственный университет
кандидат исторических наук

Аннотация
Статья описывает партийно-государственный механизм реализации социальной политики в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Нижнее Поволжье, постоянно действующие комиссии и отделы, профсоюзы


POLITICAL PARTY STATE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY IN THE LOWER VOLGA REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Krasnozhenova Elena Evgenevna
Astrakhan State University
PhD in history

Abstract
The article is about political party state mechanism for the implementation of social policy in the Lower Volga region during the Great Patriotic War.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Красноженова Е.Е. Партийно-государственный механизм реализации социальной политики в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной войны // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/05/1225 (дата обращения: 25.02.2024).

Военная обстановка потребовала концентрации всей полноты власти в стране в одном органе, способном объединить усилия фронта и тыла. Поэтому 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). Ему передавались на время войны для быстроты и гибкости решений и действий все конституционные полномочия высших органов власти.

Деятельность Совнаркома СССР как органа общего государственного руководства хозяйством расширилась и стала более сложной. При Совнаркоме СССР был создан Комитет по распределению рабочей силы. Затем образовался Комитет продовольственного и вещевого снабжения, задачей которого было снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, контроль за четким функционированием карточной системы распределения, а также осуществление необходимых мер, борьбы с хищениями и спекуляцией в сфере снабжения и торговли. К существующим обязанностям наркоматов здравоохранения, социального обеспечения и коммунального хозяйства прибавились новые: обеспечение своевременных выплат пособий и пенсий семьям фронтовиков, инвалидам войны, предоставление им льгот по налогам, квартплате и т.д.
Важным звеном системы партийно-государственного управления на местах являлись Советы. В рассматриваемый период они были полностью подчинены партийным органам и функционировали как исполнительный аппарат последних. Война значительно усложнила задачи местных Советов, расширила объем их работ, поставила перед ними новые, чрезвычайно важные вопросы. Советами было организовано в среднем восемь – девять постоянных комиссий: здравоохранения, школьная, социального обеспечения, оборонная, торговая, местной промышленности, коммунальная, бюджетная, культурная. Решением вопросов социального характера при Астраханском Городском Совете в 1943 г. занимались культмассовая, торговая, коммунальная постоянно действующие комиссии, комиссии народного образования и здравоохранения [2, л. 6]. Повестка дня работы торговой комиссии при Астраханском Горсовете  от 18 марта 1943 г. предусматривала решение вопросов снабжения продовольствием и промтоварами инвалидов войны, питания инвалидов в столовой, работы школьных буфетов и другие вопросы [1, л. 33]. Комиссии и отделы принимали непосредственное участие в решении проблем населения. Так, отдел здравоохранения оказывал практическую помощь в работе участковых врачей, проводил санитарно- профилактические работы, организовывал работу улично-квартальных комитетов. Отдел социального обеспечения помогал в улучшении питания и санитарного состояния столовой инвалидов войны и т.д.
В 1943 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были образованы отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих» в областных, городских и районных исполкомах Советов депутатов. Одним из направлений деятельности местных отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих в области оказания им помощи явилась работа по учету. В 1943 г. в Саратове на учете состояло 49607 семей фронтовиков. Им за 1943 г. было выплачено пособий на сумму 7830 тыс. руб., пенсий ─ 1432 тыс. руб., единовременных пособий из средств местного бюджета ─ 22500 руб., трудоустроено ─ 2300 чел., 1099 семьям предоставлены льготы по налогам [5, л. 55].  В 1943-1944 гг. в Астраханской области  при участии отделов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих им было выдано 356,4 тонн продуктов питания, 80651 тонн промтоваров, 9293 шт. одежды, 16941 пара обуви, 15756 метров мануфактуры [3, л. 11-12].
Кроме того, в сентябре 1944 г. при исполкомах районных и городских Советах депутатов трудящихся образованы отделы по государственным пособиям многодетным и одиноким матерям.
В годы Великой Отечественной войны большая ответственность легла на плечи работников городских и районных отделов социального обеспечения. Именно они, а с начала 1943 г. и отделы государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих, занимались начислением пенсий и пособий ветеранам труда, инвалидам войны, семьям военнослужащих. Кроме начисления пенсий и пособий в их обязанность входило открытие домов-интернатов для инвалидов войны, их обучение и переквалификация, трудоустройство, оказание посильной материально – бытовой помощи.
В то же время в архивах городов Нижнего Поволжья сохранились материалы проверок работы отделов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих, в которых отмечены грубые нарушения в работе городских отделов социального обеспечения. Часто начисления и выплаты пособий задерживались, не было точного учета тех, кто должен получать пенсии и пособия, вследствие чего наблюдалась переплата, рассмотрение жалоб шло очень медленно.
Ситуация с выплатой пособий и пенсий во многом изменилась к лучшему после выхода постановления СНК СССР «О мерах по улучшению работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» от 22 января 1943 г. трудящихся [5, л. 55]. В соответствии с ним создавались отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих в каждом районе. На данные отделы были возложены следующие обязанности: обеспечение пособиями и пенсиями семей военнослужащих; их трудовое устройство; оказание содействия в получении профессионально-технического образования и приобретении производственных навыков, повышении квалификации; удовлетворение материально-бытовых нужд семей военнослужащих (обеспечение топливом, ремонтом жилья, ремонтом обуви и одежды); устройство детей в детские сады и ясли; обеспечение семьям военнослужащим установленных льгот, рассмотрение жалоб.
Отделами государственного обеспечения была проведена большая работа по налаживанию учета семей военнослужащих. Было выявлено немало случаев, когда пособия и пенсии получались незаконно, в то же время было и немало таких семей, которые вообще не получали пособия и пенсии из-за утери документов или по другим причинам.
Структура центральных органов управления здравоохранением в годы войны кардинально не перестраивалась, но проводились отдельные изменения, вызванные подчинением всей работы военно-оборонным целям. Так, в октябре 1941 г. было создано Главное управление эвакогоспиталей, задачами которого являлись: учет сети эвакогоспиталей, их материально-техническое, медицин¬ское, кадровое обеспечение и др. На местах руководство здравоохранением осуществлялось краевыми, областными, городскими, районными отделами здравоохранения в составе соответствующих Советов депутатов трудящихся. Смещение приоритетов в направлении всестороннего обеспечения нужд фронта затронули в значительной степени органы здравоохранения на местах. Облздравотделы занимались организацией и руководством лечебно – профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению области. В ведении областных (республиканских) отделов здравоохранения на¬ходились гор(рай)здравотделы, которые руководили медико-санитарным обслуживанием населения непосредственно на местах.
С первых дней войны активно включились в перестройку хозяйственной и социальной жизни страны профсоюзы. В 1941-1945 гг. в ВЦСПС действовали отделы: производственно-массовой работы, заработной платы, охраны труда, государственного социального страхования, жилищно-бытовой, рабочего снабжения, управления госпиталями и др.
Одним из самых важных направлений деятельности профсоюзов был контроль над организацией рабочего снабжения. При всех центральных комитетах профсоюзов действовали органы рабочего снабжения (ОРСы), а также комиссии по рабочему снабжению. Придавая деятельности ОРСов важное значение, Секретариат ВЦСПС постановлением от 4 мая 1942 г. «О работе профсоюзов в связи с организацией отделов рабочего снабжения» обязал профсоюзных работников оказывать ОРСам повседневную помощь, установить систематический контроль над правильностью распределения продуктов питания среди рабочих, инженерно-технических работников, служащих и членов их семей, проверять готовность подсобных хозяйств к посевной и уборочной кампаниям. Профсоюзные комиссии по рабочему снабжению осуществляли контроль за деятельностью ОРСов через общественных контролеров, избираемых на общих собраниях рабочих.
Профсоюзы осуществляли повседневный контроль за деятельностью карточных бюро, отделов и управления рабочего снабжения, работой столовых и других комиссий. Профсоюзы решали вопросы улучшения питания в заводских столовых, улучшения жилищно-бытовых условий и повышения уровня медицинского обслуживания рабочих и служащих. Так, в столовых предприятий рыбной промышленности в 1944 г. была выявлена недостача продовольствия, неудовлетворительное санитарное состояние, однообразие и низкое качество обедов [4, л. 5, 120]. Секретариат ВЦСПС специальным постановлением предложил в 1942 г. Управлению госпиталями ВЦСПС открыть для больных и нуждающихся в отдыхе рабочих и служащих семнадцати домов отдыха на 3 тыс. коек и шесть санаториев на 1200 коек. Треть путевок в санатории выдавалась бесплатно особо нуждающимся больным в лечении и материальной помощи. Большое внимание профсоюзы уделяли заботе о семьях военнослужащих. При фабрично-заводских и местных комитетах были организованы комиссии по оказанию помощи семьям военнослужащих. Забота о семьях проявлялась в различных формах: устройство на работу, помощь в приобретении квалификации, улучшение жилищно-бытовых условий, устройство детей в ясли и детские сады и т.п. При участии профсоюза работников Госторговли 135 детей военнослужащих было прикреплено к столовым, профсоюзом работников речного транспорта оказывалась помощь в приобретении семян для  членов семей военнослужащих, оказана денежная помощь на сумму 28991 руб. обедов [4, л. 20, 50].
Профсоюзные органы занимались и размещением эвакуированных рабочих: проверяли их жилищные условия, работу столовых, оказывали материальную помощь, брали под контроль освоение средств, выделяемых на капитальное строительство и капитальный ремонт жилищ для эвакуированных граждан.
Таким образом,  в военный период был принят ряд важных решений по перестройке государственного аппарата на военный лад. Исходя из общих задач, продиктованных военным временем, изменились содержание, формы и методы работы властных органов, партийных и общественных организаций, а также их структура, что позволило в целом обеспечить решение социальных проблем Нижнего Поволжья в военный период.

Библиографический список
1. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 6. Оп. 2. Д. 286.
2. ГААО. Ф. 1095. Оп. 1. Д. 856.
3. Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСД АО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 721.
4. ГАСД АО. Ф. 325. Оп. 1. Д. 128.
5. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 88. Д. 219.



Все статьи автора «elena krasnozhenova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: