Кафедра социологии была открыта на базе Сахалинского Государственного Университета в 2002 году [2] и хотя с того момента прошло почти 10 лет, профессия социолога на сахалинском рынке труда всё еще являться относительно новой.
В рамках проведенного нами исследования, мы постарались выявить и проследить какое же представление о профессии социолога в настоящее время имеют Сахалинцы, как меняется оно в зависимости от рода занятий респондентов, какие изменения претерпевает.
Прежде чем говорить о полученных результатах, отметим, что исследований, подобных нашему в Сахалинской области не проводилось, его особенностью является то, что респонденты были поделены на три категории: население г. Южно-Сахалинска, (опрошено 260 человек), студенты отделения «Социологии» Сахалинского Государственного Университета (47 человек – сплошная выборка), и работодатели (10 человек). Причем у населения и студентов мы проводили опрос, применяя квотную выборку, а у работодателей брали глубинное интервью.
Количество опрошенных (согласно квотной выборке) [1; 111-122]:
мужчины |
женщины |
итого |
||||
18-29 лет |
30-49 лет |
50+ лет |
18-29 лет |
30-49 лет |
50+ лет |
260 |
40 |
49 |
36 |
42 |
48 |
45 |
|
125 |
135 |
Для того, чтобы понять, каким сегодня представляется социолог рядовому Южно-Сахалинцу, была разработана анкета, содержащая 30 вопросов, среди них особый интерес представляют следующие данные:
О существовании профессии социолога точно знают лишь 21% опрошенных, что-то слышали о профессии – 47%. Для 5% респондентов словосочетание «профессия социолог» оказалось новым – по их словам, они впервые услышали его в ходе опроса и не представляют себе, кто это мог бы быть, а 27% респондентов высказали неуверенность, сомнения в своих знаниях об изучаемой профессии.
Примечательны и данные, полученные при ответе на вопрос о личном контакте с социологом.
Сталкивались ли Вы лично с социологом?
Да, сталкивался |
74% |
Возможно, сталкивался |
12% |
Не сталкивался |
7 % |
Затрудняюсь ответить |
8% |
По данным опроса, лично сталкивались с социологом 74% населения, однако, исходя из дальнейших ответов горожан, мы выяснили, что человек не всегда может отличить социолога от представителя другой профессии.
В ходе исследования порядка 31% горожан отметили, что социологи – это, прежде всего, люди, которые «ведут опросы среди населения». Впрочем, прозвучало и иное, ошибочное мнение, о том, что социологи – это «люди, которых опрашивают». Заметная часть населения (13%) сделали акцент не на технической, «опросной» стороне работы социологов, а на целях проведения опросов. Жители областной столицы отмечали, что социолог «изучает мнение народа», «выясняет настроения в обществе». Чуть больше доля тех, кто связывает профессиональную деятельность социолога с изучением политической сферы: 14% горожан отметили, что социолог «работает для политиков»; «изучает политические предпочтения» и даже «занимается агитацией в период выборов».
Такому представлению о социологии противостоит мнение тех, кто полагает, что эта наука изучает благосостояние граждан, их социальное положение (8%). Некоторая часть населения (16%), как бы делая еще один шаг в этом направлении, отождествляют социолога и социального работника («помогает людям»; «люди, которые заботятся о стариках»; «социальный работник»; «в райсобесе сидят», «пенсию на дом приносят» и т.п.). У других респондентов, напротив, сложилось представление о социологии как о «бездушной» науке, которая занимается не людьми и их нуждами, а цифрами («это близко математике»; «обрабатывают данные, собранные у населения»; «это анализ, какие-то цифры, факты»; «занимаются статистикой» «проводят перепись») – 12%.
Кроме того 4% населения так же ошибочно отождествляли социолога с «человеком, который раздает бумажки», «рекламирует сотовую связь», «предлагает купить парфюмерию».
Исходя из ответов респондентов, можно сделать вывод, что большинство населения города Южно-Сахалинска имеет довольно смутные и часто ошибочные предоставления о том, кто такой социолог. На данный момент непосвященным людям представитель данной профессии часто представляется как весьма назойливое существо с анкетой, которое пристает к людям с многочисленными и бесполезными расспросами, в результате чего выдает какие-то проценты. Конечно, выявленное в ходе исследования искажение образа социолога не самым лучшим образом влияет на отношение к представителям данной профессии и как следствие на престижность специальности в целом.
Теперь обратимся к результатам опроса студентов – социологов, которые казалось бы, уже не понаслышке знают о будущей профессии.
Для начала отметим, что почти половина студентов, а это 48% респондентов, поступило на факультет социологии совершенно случайно, ничего не зная об особенностях будущей деятельности. 27% респондентов предварительно «покопалось в словарях», «узнавали о профессии у знакомых, друзей и родных». Некоторая часть опрошенных (14%) узнали о факультете социологии по информации в буклетах, благодаря дням открытых дверей – 3% и лишь для 8 % опрошенных студентов, определяющим стал интерес к профессии, знание того, «на что они идут».
Любопытны и ответы на вопрос о том, в какой сфере, по мнению студентов, обычно работает социолог:
Социолог работает в сфере…
Аналитические социологические центры |
37% |
PR и реклама |
19% |
В государственных и муниципальных органах власти |
21% |
Маркетинговые отделы предприятий |
16% |
В сфере частного бизнеса |
4% |
Затруднились ответить |
3% |
При этом основная часть студентов (65%), описывая особенности своей будущей профессиональной деятельности, твердо убежденны, что социолог занимается выявлением существенных проблем в обществе, дает профессиональный взгляд на общественные явления. Однако студенты младших курсов отмечают, что социологи часто выполняют социальный заказ (10%), тем самым не изучают общественное мнение, а всего лишь занимаются фальсификацией данных в пользу заказчика (13%). Часть опрошенных высказывает мнение, что социология – это отмывание денег на исследованиях, «написание отчетов, которые никому не нужны» (4%).
Возможно, такие резкие заявления связаны с тем, что многие из студентов до сих пор не знают профессиональных особенностей будущей деятельности, лишь 58 % опрошенных верно отмечают, что социолог занимается анализом, аналитикой явлений, при этом, 31% студентов указывает, что социолог собирает первичные данные, кроме того, ищет социальные проблемы (7%), выявляет мнения людей, чтобы изменить их в нужную сторону (4%).
Предполагая, в начале нашего исследования, что в большинстве своем, абитуриент, поступая на социологический факультет, смутно представляет особенности будущей деятельности, мы разработали блок открытых вопросов, посвященных представлениям о профессии до и после поступления в ВУЗ по соответствующей специальности. В результате , 87% студентов отметили, что представление о социологии у них изменилось кардинально. Кроме того, 34 % студентов с уверенностью подтвердили, что профессия им нравится, и они будут искать возможность работать по специальности, 39% опрошенных сослались на то, что шансов работать социологом на Сахалине практически нет, и хотя профессия им нравится, они попробуют найти себя в другом направлении, 17% студентов заявило о разочаровании в профессии и нежелании работать социологом, а 10% студентов затруднились с ответом.
В заключении отметим, что многие из опрошенных студентов (63%) уже имеют опыт исследователя и говорят об особенностях будущей профессии вполне осознано, опираясь на личный опыт работы, при этом студенты отмечают, что многие их них (72%) с сталкиваются с серьезными трудностями в ходе проведения исследований, которые связаны, прежде всего с тем, что население имеет искаженный образ социолога и с опасением, недоверием идет на контакт, однако и среди студентов, выявлен частично искаженный образ социолога, по нашему мнению связано это с тем ,что многие абитуриенты при поступлении в ВУЗ не имеют полной информации о специальности, и как следствие – будущую профессию представляют иначе, отсюда и появляется некоторое разочарование и нежелание работать по специальности.
Следующим этапом нашего исследования было проведение интервью у потенциальных работодателей г. Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие 10 респондентов, кратко опишем его итоги.
Выяснилось, что 8 из 10 респондентов в общих чертах знают, в чем заключается работа социолога, хотя на деле многие имеют довольно туманное представление об этом. Основными видами деятельности для социолога в своей организации работодатели назвали «работу с коллективом», «кадровую политику», «связь с общественностью», «прогнозирование рынка товаров и услуг», «проведение социологических и маркетинговых исследований» и «аналитическую работу в организации».
Выяснилось также, что лишь один работодатель имеет в штате социолога, семь работодателей не видят такой необходимости и двое хотели бы иметь в своем штате социолога, но не имеют на сегодняшний день возможностей для этого, однако почти все работодатели (8 человек) уверены, что в будущем спрос на социологов существенно возрастет и в штатном расписании появится соответствующая штатная единица, которая станет обязательной.
Хотелось бы отметить, что притязания к социологу у опрошенных работодателей достаточно высоки: «Возьму на работу специалиста с социологическим образованием, с отличным знанием компьютера и нескольких иностранных языков, человека ответственного и общительного. Очень важно, чтобы он страстно хотел работать социологом», «В социологии специалистов навалом, именно поэтому нам нужен только высококлассный, разносторонне подготовленный специалист, который сможет оперативно справиться с лавиной информации». «В своей организации на должности социолога я бы хотел видеть человека с хорошим знанием математики и статистических программ, человека с опытом работы, и, разумеется, знанием смежных областей – менеджмента, психологии, экономики». «Человека с одним знанием социологии мне недостаточно, важно, чтобы он владел технологиями PR деятельности, имел большую базу практики, а не пустой теории, умел профессионально управлять людьми, подчинять себе».
По нашему мнению, основной проблемой, затрудняющей процесс трудоустройства социологов, является отсутствие опыта работы, низкий спрос на специалистов данной области, незнание работодателями функций и возможностей социолога, отсутствие вакансий в штатном расписании, ошибочное мнение работодателей об узком спектре возможностей социологов, высокий уровень притязаний к молодому специалисту.
По нашему мнению, в целях коррекции искаженного образа социолога у всех категорий населения необходимо давать больший объем информации о рассматриваемой специальности (в теле– радио- сообщениях, печатных изданиях, проводить встречи с выпускниками школ, наполнять сайты ВУЗов необходимой информацией), содействовать распространению и популяризации знаний о социологии в целом, обеспечить прямое взаимодействие учебных заведений с работодателями, способствовать накоплению профессионального опыта работы по специальности в период обучения в высшем учебном заведении.
Литература
1.Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
2. Институт истории социологии и управления: Кафедра социологии – Сахалинский государственный университет (СахГУ) [Электронный ресурс]
http://sakhgu.ru/university/institute/history/chair/sociology.htm