К ВОПРОСУ О ХРИСТИАНСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ С.Н.БУЛГАКОВА

Низовцев Н.А.
Орловский государственный университет
аспирант

Аннотация
Сергей Николаевич Булгаков оставил после себя большое интеллектуальное наследие и рассматриваемый здесь вопрос о христианской политике является, конечно, небольшим сегментом его творчества, представляющим значительный интерес.

Ключевые слова: Булгаков С.Н., Булгаков Сергей Николаевич


ABOUT CHRISTIAN POLITICS IN THE PAPERS OF S.N.BULGAKOV

Nizovtsev N.A.
Orel State University
postgraduate

Abstract
This article is about Christian politics in the papers of S.N.Bulgakov.

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Низовцев Н.А. К вопросу о христианской политике в творчестве С.Н.Булгакова // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/05/1058 (дата обращения: 14.09.2024).

Известный русский философ С.Н.Булгаков (1871-1944) в своем идейном развитии прошел сложный путь от адепта легального марксизма к идеалистической, религиозной философии, став одним из продолжателей творчества В.С. Соловьева. С.Н.Булгаков оставил после себя большое интеллектуальное наследие и рассматриваемый здесь вопрос о христианской политике  является, конечно, небольшим сегментом его творчества, представляющим значительный интерес.

Прежде всего представляется необходимым дать само определение христианской политики, как ее понимали религиозные философы. Приведем определение В.С. Соловьева: « <…> в общей жизни человечества царство зла и раздора есть факт, но цель есть царство Божие, и к этой-то цели последствующий переход от дурной действительности называется христианской политикою»[1]. В этом определении вложено несколько важных мыслей: во-первых, христианская политика носит деятельностный характер и  во-вторых, цель ее – «царство Божие», то есть такая политика должна непременно опираться на религиозное (христианское) учение. Таким образом, эта политика неизбежно приобретает идеалистический смысл.

С.Н.Булгаков неоднократно подчеркивает важность и необходимость политики как деятельности, как особого общественного института, неразрывно связанного с другими сферами общественной жизни. Например, «<…>если существует государство, а стало быть и политика, как факты, нам данные <…> значит, надо так или иначе определить свое практическое отношение к этим фактам и форму своего активного воздействия на них»[2]. Он считал, что «речи о принципиальном неучастии в общественной жизни быть не может, ибо оно и вообще невозможно»[3]. В этом его принципиальнее отличие, скажем, от взглядов Л.Н. Толстого. В отношении же содержания христианской политики С.Н. Булгаков говорит, «что для верующего не должно существовать вопросов политики как таковой в отвлечении от религии»[4].

Говоря о христианской политике С.Н. Булгакова, необходимо отметить ее двойственность. С одной стороны, эта политика носит идеалистический характер, в чем, однако, нет ничего страшного, так как «идеализм в политике может  и должен быть практичен». Идеализм в политике в понимании С.Н. Булгакова, – тот абсолютный идеал, которым должно руководствоваться общество в своем развитии, причем идеал этот подчас очень трудно достижим. История в процессе существования общества всегда ставит перед людьми большие задачи, которые являются, по сути, идеальными: «требования религиозной политики, руководимой абсолютным идеалом, никоим образом не могут являться проповедью малых дел и отрицанием широких исторических и социальных задач»[5]. Выполнение этих задач является «богочеловеческим» процессом, то есть  говоря словами В.С. Соловьева, «наша история навязывает нам <…> великие вопросы, решением которых мы можем или прославить имя Божие и приблизить его царствие <…> или же погубить <…> дело Божие на земле»[6]. У В.С. Соловьева такими вопросами являлись польский, славянский и еврейский, а у С.Н. Булгакова абсолютная  цель политики –  достижение «равноценности человеческой личности и естественных прав ее», а также обеспечение необходимых условий для благополучного существования общества[7].

На основании всего вышесказанного нетрудно предположить, что сама по себе политика ради политики не представляет из себя никакой ценности, являясь классовой или эгоистической; ценность же политики именно в ее идейном наполнении, так как идейная политика является средством для достижения идеала. По мнению С.Н. Булгакова, политика непременно должна включать в себя нравственно – этический момент. Отсюда она черпает свои идеалы и мощь. В этом отношении С.Н. Булгаков вслед за В.С.  Соловьевым не приемлет так называемой политики национальных интересов, понимаемой в смысле подавления чужих интересов  для собственного процветания. Пример такой политики в XIX в. подавала Великобритания, насаждавшая огнем и мечом свои порядки в колониях. Такая политика гордо именовалась патриотизмом. В.С. Соловьев отмечает: «Если бы возможен был только такой патриотизм, то и тогда не следовало бы нам подражать английской политике: лучше отказаться от патриотизма, чем от совести». С.Н. Булгаков, конечно, в этом с ним солидарен. Однако он дополняет В.С. Соловьева таким понятием как национальный эгоизм, то есть чувство национального и государственного самосохранения, которое является политической доблестью[8].

Вместе с тем, наряду с идеалистической политикой существует и реальная, то есть практическая политика. Философ отмечает, что каково бы ни было мировоззрение людей, какие бы абсолютные цели политика не ставила перед обществом, но политическая практика необходима. Сам С.Н. Булгаков отмечал, что именно в области политики и экономики учение В.С. Соловьева пестрит пробелами « в смысле отсутствия в нем определенной социально-экономической и политической программы». Преимуществом Булгакова в этом отношении было то, что он прошел школу марксизма и не забыл ее уроков (как он это и сам признавал).

В отношении же возможных противоречий между идеологической политикой и практической С.Н. Булгаков отмечает их отсутствие, так как всякая большая (а, стало быть, абсолютная) политическая цель включает в себя комплекс малых практических целей. Поэтому даже классовая политика, не признаваемая С.Н. Булгаковым, по сути является прогрессивной в конкретных исторических условиях, ибо в конечном итоге способствует достижению идеальной цели, совпадет с требованием социальной справедливости[9].

Исследование таких соображений незамедлительно приводит к пониманию факта, что в социальной  и политической действительности С.Н. Булгаков отстаивал принцип постепенного, реформационного пути развития исторического процесса. Здесь проявляется булгаковский историзм, заключающийся в том, что никакое общество не находится в статическом положении в силу борьбы в нем социального и индивидуального начал («В силу этого антиномизма даже самое идеальное общественное устройство может иметь лишь неустойчивое равновесие»)[10]. Исходя из этого положения следует, что любое общественное устройство, даже самое несправедливое, должно претерпевать изменения постепенно.

В этом смысле показателен пример, приводимый С.Н. Булгаковым из Священного писания, повествующий о том, как апостол Павел призывал рабов повиноваться своему господину. Таким образом, говоря об общественном устройстве, философ признает историческую необходимость существования и рабства, и крепостничества, и капитализма по тем соображениям, что в данный момент их нельзя устранить, не подвергая опасности самого существования общества, так как «и в социальной политике необходимо считаться с пределами эластичности социальной ткани, чтобы не совершить ее разрыва»[11]. Отсюда постепенное реформирование общества, осуществление принципов практической политики способствует сохранению этой самой «социальной ткани» и относительной устойчивости общества.

Однако встает вопрос: как С.Н. Булгаков относится к революции? Однозначного ответа на этот вопрос не дается. В принципе, необходимость революции в определенных исторических условиях не только признается, но и считается желательной: « <…> ни один, даже самый лояльный народ не может и не должен отказываться от права на революцию, как орудие борьбы с узурпацией власти, опирающейся на внешнем насилии и завоевании <…> или же просто пережившей себя государственной формы, не желающей уступать свое место добровольно[12].

Таким образом, следуя принципу историзма, Булгаков считает, что устаревшие и отжившие типы исторического устройства должны уступать свое место новым, и для этого все средства пригодны, вплоть до насильственных. Но совершенно противоположно его мнение относительно событий, происходивших в России в 1905-1917гг. До 1905г. он был сторонником революции, ожидал ее, но реальность опровергла все его радужные надежды: «Однако развернувшаяся картина революции очень скоро показала, что представляла собой революция, как духовная сущность. И я уже, с этого времени отделился от революции и отгородился от нее утопической и наивной мыслью о создании христианского освободительного движения»[13].

Говоря о христианской политике нельзя обойти вниманием отношение С.Н. Булгакова к государству. Государство у него выступает необходимым условием существования любого народа, поэтому христианская политика должна иметь дело с государством, так как «государство объемлет всю жизнь <…> если бы церковь не относилась к нему каким-либо образом, она не могла бы иметь практического существования»[14]. Хотя некоторые народы не обладают национальным государством это не отменяет его «огромнейшую национальную ценность».

Вместе с тем, отмечается, что государственность по своей сути – «стихия, чуждая христианству, ибо <…> идеал церкви <…> существенно анархический». Однако в христианской политике необходимо какое-то интегрирующее образование, которое объединяет народы и конфессии, не давая им повода к враждебности. Эта мысль была и остается очень актуальной для России. Поэтому единственным выходом для христианской политики, считает С.Н. Булгаков, остается следующий: « <…> в меру сил и исторических возможностей содействовать тому, чтобы подчинить государственного Левиафана христианским задачам. А наиболее приемлемой формой правления при христианской политике является федеративно - демократическая республика, аналогичная США[15].

Большой интерес представляет позиция С.Н. Булгакова в отношении актуальных проблем современной ему политики и корреляции их с христианской политикой. Сюда входит весь комплекс злободневных проблем начала XXв.: предоставление политических прав и свобод народу, ликвидация сословных привилегий,  уничтожение «коренной неправды капиталистического строя» и т.д. Для достижения этих и многих других целей С.Н. Булгаков считал необходимым создание христианской общественности и специальной христианской партии («Союз христианской политики»), которая должна помочь реальному достижению этих целей. Философ написал целое эссе, посвященное этой проблеме[16].

Все общественные проблемы, стоявшие перед Россией того времени, делились на 5 блоков: политический, экономический и финансовый, рабочий вопрос, аграрный вопрос, просвещение. Приводить подробную характеристику способам разрешения всех накопившихся проблем нет смысла, так как ничего принципиально нового и не предлагалось – использовались программные установки уже существовавших к тому времени в России партий кадетов (конституционных демократов), эсеров (социалистов- революционеров), социал-демократов. С.Н. Булгаков и сам отмечал, что «вырабатывать заново конкретные требования <…> христианской политики для нашего времени не приходится, ибо это давно уже сделано <…> нужно <…>усвоить основную программу, уже выставленную нашими демократическими социалистическими партиями»[17], поэтому «христианскому политику <…> следует по возможности идти об руку с общим освободительным движением».

Ближайшей задачей «Союза христианской политики» являлась «создание литературы и газетной прессы, распространение идей христианской общественности», а также практическая организация региональных кружков будущего «Союза христианской политики» и проведение его учредительного съезда[18].

Однако впоследствии  С.Н. Булгаков разочаровался в идее возможности создания христианской партии и расценивал ее как «бессмысленные мечтания»[19].

Итак, в творчестве С.Н. Булгакова уделено значительное место различным политологическим проблемам, которые нашли в его изложении оригинальную интерпретацию, условно обозначенную нами как «христианская политика». С.Н. Булгаков осветил проблемы, характеризующие политику вообще, уровни политики (идеалистический и прикладной), проблему государства в политике, проблему исторической динамики, изменчивость политики, требующей от нее постоянного приспособления к конкретным историческим условиям при сохранении, однако, некоторых магистральных направлений для каждого народа и человечества в целом. Им были выработаны также практические рекомендации для конкретного воплощения принципов христианской политики.

 


[1] Соловьев В.С. Нравственность и политика // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. М., 1999. Т. I. С. 264.

[2] Булгаков С.Н. Неотложная задача // Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 30.

[3] Булгаков С.Н. О социальном идеале // Труды по социологии и политологии в 2-х т. М., 1999. Т. I. С. 259. (Далее см. Труды…)

[4] Булгаков С.Н. Религия и политика // Труды…Т. II. С. 47.

[5] Булгаков С.Н. О социальном идеале // Труды…Т. I. С. 268.

[6] Соловьев В.С. Нравственность в политике // Соч. в 2-х т. М., 1999. Т.I. С. 273.

[7] Булгаков С.Н. О социальном идеале // Труды…Т. I. С. 272; Булгаков С.Н. Религия и политика // Труды…Т. II. С. 53.

[8] Соловьев В.С. Нравственность и политика // Соч. в 2-х т. М., 1999. Т. I. С. 265; См. также : Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Христианский социализм.  Новосибирск, 1991. С. 186-187.

[9] Булгаков С.Н. О социальном идеале // Труды…Т. I. С. 265.

[10] Там же.

[11] Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос // Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 96.

[12] Булгаков С.Н. Религия и политика // Труды…Т. I. С. 53-54.

[13] Булгаков С.Н. Агония // Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 298.

[14] Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М., 2007. С. 826.

[15] Булгаков С.Н. Неотложная задача // Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 33.

[16] Булгаков С.Н. Неотложная задача // Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 25-60.

[17] Там же. С. 38.

[18] Там же. С. 46, 51.

[19] Булгаков С.Н. Агония // Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 301.



Все статьи автора «Низовцев Николай Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: