В настоящее время в гуманитарных и общественных науках остро разгорается дискуссия об эффективности и оптимальном соотношении различных форм собственности в национальной экономике.
Большинство исследователей считают, что частная собственность образует важнейшую основу в формировании и эффективном функционировании рыночной экономики. Продолжительные споры велись и ведутся по поводу итогов приватизации в первой половине 90-ых годов XX века в России. Объектом критики, прежде всего, стали такие проблемы, как крайне заниженная «рыночная оценка» приватизируемого государственного имущества, многочисленные нарушения в процессе проведения форсированной приватизации, резко возросшая социальная дифференциация в обществе. По итогам кропотливого анализа счетной палаты в результате приватизации 145 000 организаций за период 1993-2003гг. государство получило всего 9,7 млрд. долларов. В то время как стоимость активов только 500 крупнейших предприятий России оценивается не менее 200 млрд. долларов. Еще один важный штрих к экономическому портрету связан с масштабностью нарушений, действовавших на тот момент времени. В докладе комитета по приватизации Государственной думы РФ отмечалось, что только 15% приватизированных сделок за период 1992-1996гг. были совершены без нарушения существующих законов [3;4]
Оценка социальной дифференциации по официальным данным представлена в табл. 1, из которых видно, что если уровень бедности, выраженный в млн. жителей России сокращается, то уровень расслоения, выраженный в коэффициентах Джинни и фондов почти неуклонно увеличивается. При этом ряд независимых экспертов утверждают, что коэффициент фондов составляет не 15-17 раз как по данным официальной статистики, а 25 или даже 30 кратного размера. [3]
До сих пор активно обсуждается вопрос о целесообразности пересмотра полных или частичных итогов приватизации в силу сохранения негативных последствий в экономике и проблематичности появления в массовом масштабе эффективного собственника. Именно в отсутствии массового эффективного собственника можно увидеть причину, того что в России до сего момента частная собственность не может доказать свою большую эффективность над государственной. Автором уже был произведен ретроспективный анализ промышленной политики в России [2]
Таблица 1
Уровень бедности и расслоения населения России.
Год |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек |
Коэффициент фондов, в разах |
Коэффициент Джинни |
1992 |
49,3 |
8,0 |
0,289 |
1993 |
46,1 |
13,5 |
0,407 |
1994 |
32,9 |
15,2 |
0,409 |
1995 |
36,5 |
13,5 |
0,387 |
1996 |
32,5 |
13,3 |
0,387 |
1997 |
30,5 |
13,6 |
0,39 |
1998 |
34,3 |
13,8 |
0,394 |
1999 |
41,6 |
14,1 |
0,4 |
2000 |
42,3 |
13,9 |
0,395 |
2001 |
40,0 |
13,9 |
0,397 |
2002 |
35,6 |
14,0 |
0,397 |
2003 |
29,3 |
14,5 |
0,403 |
2004 |
25,2 |
15,2 |
0,409 |
2005 |
25,2 |
15,2 |
0,409 |
2006 |
21,5 |
16,0 |
0,416 |
2007 |
18,7 |
16,8 |
0,423 |
2008 |
18,9 |
16,8 |
0,422 |
Источник: данные Госкомстата
На данный момент Россия является страной с преобладающей формой частной собственности. На 1 октября 2009г по данным Росстата доля предприятий с частной формой собственности составляет 83,9% (1991г – 4,2%). [1]
Заметим, что экономическая эффективность представляет собой соотношение результатов и затрат, а ее целью выступает максимизация производства материальных благ для удовлетворения потребностей населения и общества при сокращении затрат используемых в производстве ресурсов. [5] Является очевидным, что эффективным, может быть, любая форма собственности, будь то, государственная, частная или общественная.
Проводилось ряд исследований сравнения эффективности различных форм собственности, одни (Перевалов Ю., Фоминых А.) пришли к выводу, что частная собственность эффективнее государственной, другие (Батяева А.) пришли к одинаковой эффективности государственной и частой форм собственности, третьи (Новрузов Р.) утверждали о высокой эффективности государственной формы собственности.
Для ускорения экономического роста в России необходимо уделить внимание, таким проблематикам, как взаимодействию различных форм собственности и эффективным формам хозяйствования. Обойтись здесь полностью без государства невозможно, ведь оно должно выступать в роли неподкупного арбитра и следить, что все предприятия различных форм собственности должны действовать по единым правилам и стандартам, а нарушители пытающиеся получить дополнительные преференции различными способами должны быть наказаны. Причем в развитых странах роль государства только увеличивается, что наглядно представлено в табл. 2
Таблица 2
Доля государственных расходов в ВВП, %. [2]
Страна | 1880г. | 1913 | 1929 | 1938 | 1950 | 1960 | 1973 | 1990 |
Великобритания | 10,0 | 12,7 | 24,0 | 29,5 | 35,0 | 32,5 | 41,5 | 44,0 |
Франция | 12,0 | 12,5 | 15,0 | 23,2 | 27,6 | 34,5 | 38,8 | 51,4 |
Германия | 10,0 | 18,0 | 31,0 | 43,0 | 30,4 | 33,4 | 42,0 | 43,7 |
Италия | 9,5 | 12,2 | 13,5 | 25,5 | 22,0 | 27,2 | 34,0 | 49,3 |
США | 6,5 | 9,0 | 10,1 | 19,8 | 21,4 | 27,9 | 31,1 | 36,0 |
Япония | 10,0 | 14,2 | 18,8 | 30,3 | 19,8 | 20,9 | 22,9 | 32,2 |
Подводя итог, заметим, что с изменением экономической системы изменяется и роль государства и его функции. Ведь очевидно, что в стадии экономической эры капитализма государство является центральным звеном.
Библиографический список
- Горохов А.В. Конфликты социальных интересов собственников и работников предприятий как последствие приватизации российской собственности // Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2010 № 2 С. 149-154
- Гурьянов П.А., Иванов С.В. Промышленность в России: ретроспективный анализ // Государство – экономика – политика: актуальные проблемы истории: сб. науч. Тр. Всерос. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010 С. 53-56
- Мельянцев В.А. Восток и запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М.: изд-во МГУ, 1996 – 304 с.
- Осадин Н.Н. Закрепление прав собственности в постприватизационной России: необходимость и возможные подходы // Проблемы современной экономики, 2009 № 1 С. 74-76
- Рязанов В.Т., Осадин Н.Н. Общественная собственность и ее роль в формировании рыночной модели экономики России // Проблемы современной экономики, 2006 № 1-2 С. 54-59
- Тертышный С.А. Государственная и частная формы собственности: поиск критерия эффективности // Современные аспекты экономики, 2007 № 9 С. 143-180
Количество просмотров публикации: Please wait