В период реформирования высшего профессионального образования очень важно изучать социализационные процессы современной студенческой молодежи. Это объясняется тем, что новый виток развития гражданского общества в России неразрывно связан с молодым высокообразованным поколением, которое обладает определенным потенциалом в аналитической и организационной сфере. И главным образом эти навыки приобретают свою системность в период обучения в высших учебных заведения, так студенчество – это особая пора формирования как личностных, так и общественнозначемых, гражданских качеств.
Наблюдаемая в последние месяцы протестная активность, которая распространяется в том числе и на немалую часть студенческой молодежи, может и должна стать предметом социологического анализа. Но в связи со сложностью процессов зарождения и проявления данного явления, стоит использовать более широкий комплекс методологического инструментария.
Так например, при рассмотрении общественной системы с точки зрения популярного институционального подхода, социолог должен обратить внимание прежде всего на возникновение ( или потребность возникновения) и развитее организационных структур и связанных с ними социальных норм, а так же на механизмы их регуляции. Этим индикатором в среде высшего профессионального образования будет являться студенческое управление с вышеупомянутым набором институциональных признаков. Где отрослевые структуры станут для акторов (студентов) целостной системой стандартов поведения в типичных ситуациях, обязательных для осуществления функции данного социального института. Исследователь ставит перед собой задачу выявить и проанализировать цели деятельности института студенческого самоуправления, его функции, обеспечивающие достижения поставленной цели, набор социальных статусов и ролей, в рамках данного института, степень удовлетворенности решения проблем членов данного института, стабильность социальных отношений. Таким образом институциональный подход выявляя на микроуровне типизированные социальные практики и законы их функционирования, ретроспективно переносит описание функционирования самих социальных институтов на макроуровне, что в нашем случае может означать следующее. Социализации и адаптация студенческой молодежи к законам функционирования студенческого самоуправления, может послужить аналогичной моделью построения поведения в современном гражданском обществе.
Несмотря на широкие аналитические возможности институционального подхода, мтодологи данного направления иногда отмечают вынужденность « выхода за рамки институциональных представлений об обществе и сотрудничества прежде всего с представителями, прежде всего, социокультурного подхода».[2]
Еще П.Сорокин попытался интегрировать методы познания социальных и культурных систем в их структурных и динамических аспектах. Социокультурный метод познания социальной реальности возник на стыке таких дисциплин как антропология, философия культуры и социология. Данное направление включает в себя разнообразные аналитические средства, применяемые в социологии и культурной антропологии. В том числе и вышеописанный институциональный анализ и антропологический. Последний метод познания направлен на «аспект социокультурного подхода акцентируется на выявлении и описании «высших» родовых сил человека как основы его внеинстициональных изменений и процесов, коренящихся в глубинах человеческой природы».[4] А также, антропологический ракурс означает вместе с тем рассмотрение культуры как способа саморазвития субъектов и пространства их свободной самореализации. Человек выражает и реализует свою родовую сущность при помощи универсальных способов и образцов деятельности, совокупность которых чаще всего именуется культурой. То есть, в нашем случае, социализация студентов может быть еще рассмотрена с позиции обоснования культурно-исторической потребности, заложенной в паттернах современного общества. Через этот подход мы сможем просмотреть текущее состояние и связку культурно-исторической преемственности, это становится особенно актуально при сравнении различных моделей организации студенческого самоуправления, например, в бинарных системах советское общество – российское общество, российское общество – западно -европейское общество.
Еще один междисциплинарный методологический подход, который стал популярен у социологов в двадцатом веке – это синергетика, а точнее социальная синергетика. Синергетика – это наука о поведении систем, состоящих из элементов, образующих при некоторых условиях неравномерные пространственные или временные структуры. В обществоведческом понимании она адаптируется при условиях скачкообразного развития общества или отдельных его элементов (например, социальных институтов). Данная методология адаптированная к теме студенческого самоуправления была бы направлена на описание основных причин самоорганизации и дестабилизации системы, а в совокупности с социокультурным методом, позволила бы сконструировать модель мотивационных ресурсов акторов вышеназванного социального процесса.
На современном этапе студенческое самоуправление реализуется в различных направлениях и тем самым приобретает важное значение в жизни студентов. Студенческое самоуправление предполагает на только решение каких бы то ни было проблем бытового характера в период обучения молодых людей в вузе, но и выходит на более масштабный уровень, приобретая вектор направленности развития личности студента, будущего специалиста, гражданина в целом. Тем самым и определяется роль студенческого самоуправления в социализации молодежи.
Такая сложность представленного социального процесса в сфере высшего профессионального образования требует интегративного методологического подхода. В данной статье были рассмотрены всего лишь три методологических направления, с помощью которых можно было выделить и изучить аспекты социализации в рамках студенческого самоуправления.
Литература
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И.Социология: 1 том: Методология и история социологии. Учебник для ВУЗов.-М.: Инфра-М, 2008
2.Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологиив России//Социологические исследования.2002.№ 12.С.30
3. Палатников Д.Е. Социальная синергетика как новая парадигма в социально-философском познании// Фундаментальные исследования. 2009. №1. С. 89-90
4. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследования// Вопросы социальной теории.2008. Том II. Вып. 1(2). С. 306
5. http://www.isras.ru – официальный сайт Института Социологии РАН