Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для проведения и коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых созданием и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Примерная структура национального рынка инноваций представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Инфраструктура национального рынка инноваций.
Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, представлена комплексом институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы. На формы и характер национальной инновационной системы в наибольшей степени влияют государственное регулирование, размер страны и особенности исторического развития, обеспеченность природными ресурсами, доминирующие формы предпринимательской деятельности.
В инновационной системе России государство всегда играло определяющую роль. В плановой экономике был создан мощный научный потенциал, ядро которого составляли научные центры, институты прикладного профиля и отраслевая наука, однако внедрение научных разработок оставалось неразрешенной проблемой. Реформирование экономики, затронув всех участников национальной инновационной системы, оказало неоднозначное влияние на инновационный процесс. 1990-е годы были для страны временем коренных политических и социально-экономических перемен, приведших на первых этапах к существенному падению объемов производства, ухудшению уровня жизни массовых слоев населения, утере по ряду направлений приоритета страны на мировом рынке и другим негативным последствиям. Несмотря на то, что в1992 г. принят пакет законов в области охраны интеллектуальной собственности (Патентный закон РФ и др.), в1993 г. вышел Указ Президента РФ «О государственных научных центрах Российской Федерации», создан Российский фонд фундаментальных исследований (в1994 г. из него был выделен Российский гуманитарный научный фонд), приняты Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» (1995 г.), Постановление №543 «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации» (1997 г.) и другие государственные решения, уровень инновационной активности остается низким.
Субъекты инновационного рынка в России существенно отличаются от западных, что связано с иной интеграцией взаимосвязей в триаде «наука –образование – бизнес». Наличие значительного числа академических институтов, функционирующих вне образовательного комплекса и вне крупных корпораций, приводит к необходимости «проталкивания» научных разработок на рынок при относительно низкой инновационной активности отечественных предприятий. Тогда как во многих развитых странах процесс иной: корпорации «втягивают» инновации, организуя их мониторинг по всему миру, финансируя фундаментальную и прикладную науку. Разработанная Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки (Интеграция)», направленная на преодоление обособления академической и высших образовательных вузовской науки и использование накопленного в этих секторах потенциала, до настоящего времени позволяет получать отдельные «точечные» эффекты. Приходится констатировать тот факт, что механизм развития экономики России на основе инновационной модели еще не сформирован окончательно, происходит формирование «критической массы его элементов».
Система образования в России представлена мощным ядром – отечественными государственными высшими образовательными учреждениями и более быстро реагирующим на изменение социально-политических условий в стране – негосударственным сектором – оболочкой ядра. На конец2009 г. зарегистрировано более 700 государственных и около 600 негосударственных высших образовательных учреждений
Учитывая, что реальные расходы высшего образовательного учреждения на осуществление и обеспечение учебного процесса, такие как коммунальные платежи, стоимость оборудования, ремонт, неуклонно растут и не финансируется оплата средств связи, расходные материалы, командировки, расходы на содержание помещений, заработная плата одного преподавателя в среднем за счет средств федерального бюджета едва «дотягивает» до средней зарплаты в промышленности любого региона, хотя по закону «Об образовании» должна превышать ее в два раза.
В современной России, как и прежде, значительная часть научно-исследовательских работ выполняется в НИИ (преимущественно академических), а не в высших образовательных учреждениях. Исследовательская работа в высших образовательных учреждениях оплачивается значительно ниже, чем преподавание в большинстве коммерческих высших образовательных учреждениях и на различных курсах и тренингах, что снижает привлекательность этой сферы деятельности для квалифицированных преподавателей. Совершенно не адекватны кадровому потенциалу российских высших образовательных учреждений показатели финансирования вузовской науки. По-прежнему оставляет желать лучшего состояние материально-технической базы, без которой абсолютно нереально выполнять исследования на уровне современных требований.
Недостаточные темпы развития вузовской науки и финансирования всей системы высшего профессионального образования обостряют проблему обеспечения качества подготовки специалистов, ориентированных на экономику знаний. Неоднозначное влияние на эту ситуацию оказывают негосударственные высшие образовательные учреждения, которые стали неотъемлемым структурным элементом системы высшего образования в информационном и социокультурном пространстве России.
Главными проблемами, препятствующими развитию инновационной деятельности в масштабах страны, являются: отсутствие законодательной базы, невосприимчивость промышленности к новациям в области техники и технологий, доминирование «сырьевой» экономики. В сфере инновационной деятельности Россия по-прежнему отстает от США, развитых стран Запада, Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, что приводит к неконкурентоспособности отечественных технологий на мировом рынке, особенно в области наукоемких технологий. Часто это зависит не только от системы образования в высших образовательных учреждениях, но и является следствием неконкурентоспособности национальной экономической политики и отсутствия надлежащего нормативно-законодательного обеспечения, регулирующего инновационную деятельность, в том числе в системе образовании.
Количество просмотров публикации: Please wait