В июле 2008г. Россия заняла 6 место в мире по валовому внутреннему продукту по паритету покупательной способности (ВВП по ППС), обогнав такие развитые страны, как Англия, Франция и Италия. Перед нами стоят новая задача, ворваться в пятерку ведущих стран и сократить разрыв между мировыми лидерами. На данный разрыв существенен, наш ВВП по ППС составляет менее 15,2% от США, около 29,6% от Китая, не более 48,8% от Японии, 67,6% от Индии, и около 75,9% от Германии.[1] Сейчас ставятся амбициозные задачи ворваться в 5 крупнейших экономик мира.
При этом в этих странах на малых предприятиях трудятся огромное количество жителей, например, в Японии 78% населения занято в «малом» секторе экономики.
Встаёт вопрос за счет, чего они нас, так существенно опережают?! Прежде всего, из-за своего малого бизнеса. Ведь в этих странах малое предпринимательство даёт более 50% ВВП. В нашей же стране малый бизнес (МБ) в 2007г. принёс не более 15% ВВП, с учётом, того, что в 1995г. он давал 15,5% ВВП. В 1995г в малом бизнесе было занято около 9 млн. человек, в 2006г – 8,5 млн. Из данных статистических данных, складывается довольно печальная ситуация, так как наш МБ фактически не развивается.
Руководство страны, чувствуя стагнацию в МБ и слабую законодательную базу, приняла новый ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007г. В данном законе впервые появились новые понятие «среднее предприятие» и «микропредприятие». Отметим, что по сравнению с предыдущим ФЗ о малом предпринимательстве исчезла дифференциация малых предприятий по отраслевому признаку. Во многом новый ФЗ вобрал в себя европейский опыт в этом вопросе. Мы разделяем точку зрения, ученого В. Беленького, считающего европейские нормы не оптимальными для России. На наш взгляд, было ошибкой отказ от дифференцированного подхода, который с большим успехом применяется в США и Южной Кореи. Ведь в этих странах для таких отраслей, как промышленность, строительство, число занятых законодательно разрешено иметь больше, чем для других отраслей. Данный принцип позволяет этим более, трудоемким отраслям быть более конкурентоспособными, и капитал из них не перетекает в более рентабельные и «простые» отрасли, как, розничная торговля.
Обозначив нашу позицию, мы переходим к анализу малого бизнеса в 78 регионе страны – Санкт-Петербурге. В начале рассмотрим отраслевую структуру МБ в ранний период в 1992-1997гг.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности
малых предприятий в Санкт-Петербурге.
Критерий | 1998 | 2000 | 2002 | 2005 | 2006 |
Число малых предприятий (на конец года) | 111,8 | 109,2 | 89,6 | 114,5 | 110,3 |
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек | 591,2 | 627,5 | 621,3 | 632,8 | 624,8 |
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек | 74,5 | 62,9 | 55,5 | 55,2 | 58,5 |
Средняя численность работников выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек | 38,6 | 32,2 | 17,3 | 18,3 | 15,8 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей (кроме 1998г – млрд. рублей) | 610,3 | 2428,8 | 2185,3 | 4122,6 | 3592,3 |
Источник: Госкомстат РФ
Как мы видим из таблицы за период 1998-2006гг. количество малых предприятий не только не выросло, но даже сократилось. В 1998г в Санкт-Петербурге функционировало 12,9% от всех предприятий в России, на конец 2006 только 10,7%, что свидетельствует о более негативной ситуации в данном регионе, чем по всей РФ. Единственными благоприятными фактами является многократный рост инвестиций в основной капитал и увеличение оборотов малых предприятий. Данный факт свидетельствует о усилении некоторых малых предпринимательских структур, что не может вселять определенную надежду в их конкурентоспособность при вступлении России в всемирную торговую организацию (ВТО).
Обратимся теперь к отраслевой структуре 78 региона страны, за ранний период она представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика отраслевых структур МБ в
Санкт-Петербурге.
Отрасль экономики | 1992 | 1994 | 1996 | 1997 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
промышленность | 20,6 | 20,6 | 16,1 | 16,0 |
транспорт | 1,2 | 2,7 | 2,2 | 2,0 |
связь | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,2 |
строительство | 17,6 | 18,6 | 15,2 | 13,7 |
Торговля и общественное питание | 19,4 | 31,8 | 41,6 | 44 |
Информационно-вычислительное оборудование | 1,3 | 0,3 | 0,5 | 0,5 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 2,3 | 3,6 | 3,4 | 3,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание | 4,4 | 0,9 | 0,2 | 2,7 |
Здравоохранение, физкультура и спорт | 3,3 | 3,1 | 1,6 | 2,7 |
Народное образование | 1,5 | 1,3 | 0,9 | 1,0 |
Культура и искусство | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,0 |
Наука и научное обслуживание | 19,2 | 10,2 | 7,5 | 7,6 |
Кредитование, финансы страхование и пенсионное обеспечение | 0,2 | 1,2 | 1,4 | 0,9 |
Другие отрасли | 9,7 | 4,3 | 8,5 | 8,4 |
Источник: Петростат
Как мы видим, из таблицы в Санкт-Петербурге происходили те же тенденции, что и по всей России. Прежде всего, быстро росла доля предприятий, занятых в сфере торговли и общественного питания, а сокращались предприятия в сфере науки и научного обслуживания, промышленности, и строительства. Проследим, данную тенденцию и далее, но уже по основным отраслям региона – таблица 3.
Таблица 3
Число малых предприятий в Санкт-Петербурге по
видам экономической деятельности, в % (на конец года)
Отрасль | 1999 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Промышленность | 15,1 | 13,6 | 12,3 | 11,3 | 9,9* | 9,6* |
Строительство | 13,6 | 11,2 | 12,1 | 10,8 | 9,0 | 9,1 |
Торговля и общественное питание | 46,9 | 51,3 | 50,9 | 52,9 | 51,5 | 50,7 |
Транспорт | 2,7 | 2,8 | 3,1 | 3,0 | 4,9 | 5,6 |
Связь | Нет данных |
- - обрабатывающие производства.
Источник: Госкомстат РФ
В 21 веке продолжилась тенденция к сокращению доли предприятий в промышленной и строительной отраслях. Определенные проблемы в последние пару лет сложились в розничной торговле с администрацией города, которые вылились, даже в голодовку членов ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса. [1]
В силу конфликта, ряд предприятий розничной торговли были вынуждены закрыться, данный факт, на наш взгляд повлиял на снижение числа малых предприятий в городе к концу 2006г, по сравнению с 2005г.
При более существенной поддержке малого бизнеса в Санкт-Петербурге ( табл. 4) мы видим даже определенный регресс по сравнению с общей картиной по стране по динамике роста малых предприятий. Данный факт связан, с большим административно-коррупционным давлением, на малые предприятия в городе. По экспертным оценкам размер административно-коррупционной нагрузки на малый бизнес, в среднем составляет 8% от оборота предприятия, в то время как, например ставка по упрощенной системе налогообложения (УСН) – 6% (при применении другой ставки по УСН – 15% минус расходы, объем налогообложения может быть меньше 6% и доходить до 1% от оборота).
Таблица 4
Объемы бюджетной поддержки субъектов МП в СПб[2]
Объем поддержки / Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Объем бюджетной поддержки МБ (млн. р.) | 27,5 | 33,3 | 62,3 | 30,0 | 20,0 | 45,0 |
Библиографический список
- Бизнес и время, 2007 № 3 С. 11
Количество просмотров публикации: Please wait