ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ГЕРОЕВ СКАЗКИ

Смирнова В.С.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова В.С. Представления детей младшего школьного возраста о семейных отношениях героев сказки // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2011/11/277 (дата обращения: 21.02.2024).

Актуальность исследования. Семья является важнейшим институтом социализации ребенка, обеспечивающим передачу культурных ценностей общества. С точки зрения исследователей, взаимоотношения между супругами по степени важности перевешивают все другие отношения, складывающиеся в семье [5, 34]. Именно от них в значительной степени зависит формирование личности ребенка. Поэтому появление новых типов семейных взаимоотношений, трансформации в сфере семейной жизни свидетельствуют о значительных социальных изменениях и требуют научного изучения.
Статистические данные показывают, что современная семья переживает кризис, который снижает ее воспитательный потенциал. Так, в 2008 г. 379 тыс. детей находились под опекой, 143 тыс. – на усыновлении, 55 тыс. – в приемных семьях, а 30% детей воспитывались в неполных семьях [2, c. 108]. Эти цифры заставляют думать, как и где дети черпают образцы семейного поведения, какие представления о семье формируются у них в современных социокультурных условиях.
Ребенок, развивая субъектность и усваивая новые способы поведения, использует для этого разные формы опосредования [7]. И, хотя психология не располагает полным знанием о конкретных формах опосредования на разных этапах онтогенеза, значительную роль здесь играют сказки, отразившие мир семейных отношений, сложившийся в культуре народа. В современных условиях сказки также остаются важной составляющей социализации ребенка, отражая этнокультурные традиции и особенности социальной ситуации развития.
С точки зрения отечественной возрастной психологии, образ жизни ребенка, его социальное бытие, включая контекст семейных отношений, определяются социальной ситуацией развития. Она определяет зону его ближайшего развития на основе презентации «идеальной формы» развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) социальным окружением ребенка. Он овладевает ею через институт посредников [4]. Л.С. Выготский называл идеальной формой объективные аффективно-смысловые образования, существующие до и вне развивающегося индивида [1]. Согласно Д.Б. Эльконину, первичные формы этих аффективно-смысловых образований существуют в виде символов в произведениях искусства [6]. Б.Д. Эльконин, Л.И. Эльконинова утверждают присутствие в целостной эстетической форме волшебной сказки образцов инициативности, смыслов человеческой деятельности, мотивов нравственного поведения, присваивающихся ребенком [7]. Поэтому обращение к представлениям детей о сказочных образах семейного круга может выступать одним из аспектов исследования семьи.
Целью данного исследования было выявление представлений младших школьников о сказочных персонажах, символизирующих семейные отношения. Объект исследования – представления младших школьников о героях сказки «Колобок». Предметом исследования стали детские представления об образах семейного круга данной сказки. Гипотеза исследования состояла в том, что представления младших школьников о содержании сказочных образов семейного круга отражают изменившуюся модель взаимодействия в современной российской семье.
В исследовании ставились следующие задачи:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные подходы к изучению сказочных образов как средству диагностики семейных отношений;
2. Описать представления младших школьников о гендерных особенностях героев семейного круга;
3. Выявить особенности структуры семьи – семейных границ, отношений, ролей – в представлениях младших школьников о персонажах сказки.
Методологической основой исследования явились положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского об опосредствованном характере психического развития детской психики, понятие социальной ситуации развития, развиваемое в работах Д.Б. Эльконина, О.А. Карабановой, принципы анализа детско-родительских отношений, представленных в трудах Л.Ф. Обуховой, О.А. Карабановой, Г.В. Бурменской.
Научная новизна исследования состоит в том, что в качестве специального предмета исследования выступают представления младших школьников о семейных отношениях сказочных персонажей, отражающие как традиции, так и трансформации современной семьи.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что анализ представлений детей о семейных отношениях героев сказки выявляет модель семьи, которая транслируется детям в современных социкультурных условиях. Понимание младшими школьниками содержания сказочных образов помогает определить характер изменений, которые переживает семья на данном этапе исторического развития. Знание этих изменений может стать основой для моделирования новых методов психологической работы с семьей.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось летом 2011 года на базе лагеря «Икар» и в общеобразовательных школах № 1 и № 2 г. Суздаль Владимирской области. Испытуемыми выступили дети младшего школьного возраста от 6,5 до 11 лет (N=70, 7 фокус-групп).
Выбор испытуемых данного возраста обусловлен тем, что одним из его новообразований является формирование внутреннего плана действий, что обеспечивает успешность знакового опосредствования [7].
Исследование проводилось на основе русской сказки «Колобок», которая по результатам анкетирования (N=157) является у младших школьников наиболее предпочитаемой. Выбор сказки «Колобок» заставляет задуматься о причинах ее популярности у современных школьников: именно ее главный герой отличается импульсивностью и легкомыслием, он легко расстается с родителями, но не способен социализироваться.
В процессе исследования использовались: метод фокус-групп, или групповое фокусированное интервью в форме групповой дискуссии; метод семантического дифференциала, на основе которого испытуемые оценивали нравственные качества персонажей сказки; метод моральных дилемм Л. Колберга (модифицированный вариант); метод ассоциаций по цвету; метод цветовых выборов (модифицированный восьмицветный тест М. Люшера), метод контент-анализа. Разработка семантических шкал производилась с использованием кластерного анализа методом иерархической кластеризации (N=100).
Статистическая обработка полученных данных была произведена с помощью пакета SPSS 11.13. В ходе исследования использовалась видеосъемка.
Описание результатов исследования
К персонажам семейного круга сказки «Колобок» были отнесены дед и бабка. Анализ высказываний детей о поведении героев в проблемной ситуации показал, что наиболее характерной для образа Деда является активная, деятельностная стратегия поведения. Ему свойственен поиск новых решений проблемы. Образ Бабки характеризует ведущая стратегия бездействия, избегания ответственности, ожидания указаний к действию. В проблемной ситуации она склонна действовать стереотипным способом.
Оценивание героев сказки по шкалам семантического дифференциала, разработанным с помощью кластерного анализа, показывает, что они предстают честными, ответственными, воспитанными, добродушными и отзывчивыми. Однако оба персонажа оцениваются как боязливые. На этом основании можно предположить наличие в современной семье тревоги, боязни, страхов, природа которых требует изучения.
В качестве основания для анализа диагностической информации о сказочных персонажах использовался критерий «разрушитель – созидатель», проявляющийся в отношении героя к внешнему и внутреннему миру [3]. Анализ текста сказки «Колобок» показывает, что дед и бабка могут быть охарактеризованы как внешние созидатели: они создают Колобка, при этом дед – автор идеи, а бабка – исполнитель.
Вместе с тем в представлениях 77% испытуемых Дед предстает как внешний разрушитель. Мужской образ характеризуется внешне разрушительными поведенческими тенденциями, восходящими к свободной агрессии и доминированию. Бабка в 52% случаев наделяется чертами внешнего созидателя, в 41,1% случаев – внешнего разрушителя. Женский образ предстает как созидательный, стремящийся улучшить условия окружающего мира. Однако в нем сильны и деструктивные, разрушительные тенденции, выступающие, с одной стороны, как воспитательные меры наказания, с другой – как стремление к доминированию.
В тексте сказки описание отношений деда и бабки содержит элементы патриархальной семьи с четким распределением семейных обязанностей: дед дает указание, предлагает решение проблемы и способ действия. Бабка в свою очередь выполняет его указания, но ее дальнейшие действия являются самостоятельными.
Исходя из результатов эмпирического исследования, можно сказать, что в современной семье сохраняется идея патриархата. Однако ряд высказываний испытуемых содержит упоминания, свидетельствующие о возможности отношений матриархата. Здесь возникает конфликт образов семейного круга – оба героя стремятся к доминированию, при этом тенденция матриархата в высказываниях детей ведет к разрушению семьи («Дед не пойдет искать Колобка, бабушка, как любая жена, заставит его идти, они разведутся»).
Второй конфликт заключается в парадоксальном одновременном укреплении внешних и внутренних семейных границ. С одной стороны, у фигур семейного круга выражена тенденция к обособлению, укреплению внешних границ, редки обращения за помощью, что противоречит ментальности русского народа. С другой – в высказываниях 71% детей героев семейного круга отличает дифференцированность семейных ролей, восходящая к рассогласованию действий.
Заключение
Таким образом, современная семейная ситуация характеризуется трансформацией традиционной семейной структуры. Проведенное исследование показывает, как осуществляется присвоение «идеальных форм» в процессе социализации современных детей и позволяет сделать выводы об особенностях и тенденциях развития детско-родительских отношений на ранних этапах онтогенеза. Перспективы развития семьи в настоящей ситуации можно оценить как вызывающие трудности в выполнении функции воспитания и социализации детей. Современная семья претерпевает изменения, меняет формы взаимоотношений. Но и в эпоху социальных перемен она остается фундаментальным социокультурным институтом, нуждаясь в своевременном изучении и эффективном психологическом сопровождении.


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  2. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. Спб., 2003.
  4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: автореф. дис. д-ра. психол. наук: 19.00.13 / О.А. Карабанова. М., 2002.
  5. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребёнок. М., 1999.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  7. Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. N2. С. 62 – 70.


Все статьи автора «Smirnova V.S.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: