В юности начинается формирование характерного для личности стиля поведения в ситуациях общения с противоположны полом. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни парня или девушки, вызывающее «бурю» эмоций, переживаний. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его [1]. Мечта о любви в этом возрасте выражается, первым делом, потребностью в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней не осознанны.
В ходе нашего исследования были поставлены и решались следующие задачи: изучить представления юношей и девушек о романтических отношениях; определить влияние любви на личностное и эмоциональное развитие юношей и девушек; определить роль любви в жизни молодых людей.
Мы предположили, что у девушек и юношей представления о влюбленном ( -ой ) различаются, но вместе с тем, возможно, будут выявлены сходные ожидания от романтических отношений. В процессе исследования мы использовали метод теоретического анализа литературы по проблемам эмоциональных отношений, развития личности в юношеском возрасте; метод анкетирования. В исследовании приняли участие 30 студентов ТГПИ имени А. П. Чехова.
Любовь — это очень тонкое чувство, которое необходимо беречь и подпитывать. Это более сложное явление, чем привязанность, а значит, более трудное для понимания и изучения. Это чувство не проходит для человека бесследно. Оно может оставить после себя не только воспоминания о счастливых мгновениях, но и тяжелые, порой вечные раны.
Испытуемым были заданы несколько вопросов: «Что для Вас значит «любовь»?»; « Верите ли Вы в любовь с первого взгляда?»; «Влюбленность и любовь — это одно и то же или нет?»; «Какая она — любовь?» и др. Все испытуемые охотно отвечали на вопросы и относились к исследованию очень серьезно. В ходе анализа данных, полученных в результате анкетирования, было обнаружено: любовь входит в число наиболее важных жизненных планов в юности(45%); любовь, по мнению большинства юношей и девушек (90%), оказала положительное влияние на их жизнь: « появился смысл», « любовь подарила незабываемые моменты жизни» и т.д. Многие участники исследования(95%) отмечают положительное влияние романтической любви на их личностное развитие: « стал уверенней», « научилась заботиться о других» и т.д. Небольшая группа юношей и девушек считают, что любовь сыграла негативную роль в их жизни(5%).
Главным приобретением юности считается открытие своего внутреннего мира, осознание своей неповторимости. Вместе с тем, в этом возрасте часто возникает чувство одиночества, отсюда — рост потребности в общении. Интимно – личностное общение занимает в жизни молодых людей существенное место — лишь на основе откровенности и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте высоко. Для молодых людей и девушек, принимавших участие в анкетировании, была характерна тенденция: важнее быть любимым(80%), чем любить(70%). В ходе исследований было установлено, что любовные переживания и связанное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем различия не всегда соответствуют традиционным представлениям о психологических особенностях юношей и девушек.
Вопреки сложившимся стереотипам, юноши, в целом, характеризуются большим уровнем романтизма, чем девушки, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. У девушек любовь проходит быстрее, чем у юношей, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время, в период установившихся любовных отношений девушки склонны к большему раскрытию своих чувств, которые носят романтический характер и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает.
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» – концепцию самого молодого человека.
Наше исследование показало, что лишь 20% молодых людей и 10% девушек выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены.
Юношеский возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления.
Анализ результатов анкетирования показал, что к 18- 19 годам в эмоциональном содержании любви увеличивается выражение всех эмоций: повышается: радость(85%), смущение(40%); снижается: гнев(30%).
Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностного развития.
Любовь – страсть эмоциональная, волнующая. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым»[2].
Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат эталоном выбора и критерием его оценки. У юношей и девушек этот образ расплывчив и содержит множество нереалистических деталей. Идеализация способствует оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека.
Эмпирические исследования показывают, что идеализация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений. Что же касается идеализации как позитивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет существенную роль в жизни индивида и в функционировании пары как целого[3].
Многие философы и поэты, говоря о « любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Они считали, что, притупляя рассудок, любовь наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые качества любимого[4].
Для девушек любовь определяет не только отношение к настоящему, но также влияет на оценку собственного Я, своей успешности и оценки своего будущего. 75% девушек в нашем исследовании придают равноценное значение как мужчине, так и женщине в отношениях любви.
Для 60% юношей в отношениях любви наиболее важна роль женщины, и чем более значима женщина в жизни мужчины, тем более значимыми будут отношения любви.
У девушек взаимосвязь понятий «любовь» и «неудача» является положительной, тогда как у юношей – отрицательной. Это указывает на то, что неудачи в отношениях любви только усиливают их значимость для девушек и, чем более сильными являются негативные переживания в романтических отношениях, тем большее влияние они оказывают на девушку.
У юношей же наблюдается обратная взаимосвязь – значимость любовных отношений усиливается с уменьшением интенсивности негативных переживаний, связанных с ними.
Анализ полученных данных показывает, что любовь — высокая степень эмоционально – положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов.
Таким образом, наше исследование показало, что любовь обладает большой побудительной силой и выступает основой развития межличностных отношений с противоположным полом. Переживание романтической любви в юности выступает важным фактором личностного развития и положительно влияет на процесс личностного самоопределения.
Библиографический список
- Бернс Р. «Я-концепция и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия» / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997.
- Кон И.С. «Введение в сексологию». – М., 1990.
- Курышева И. В. Любовь к себе как прявление духовности личности. - Интеграция образования и науки на основе научно- образовательного центра: сб. тр. Участников Всероссийской научно- практической конференции в 2 ч. Ч.1 (1 — 3 разд.) – М. – Чебоксары — Ульяновск: УлГу, 2005. – С. 226-232.
- « Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм».