ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕДИЙНЫХ ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ЭКС-ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ АЛЕКСАНДРА ЖИЛКИНА)

Абросимова Анастасия Витальевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей № 1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»
педагог-психолог, магистр по направлению "Психология"

Аннотация
Современное образовательное пространство располагает значительным объемом информации для формирования необходимых учащимся компетенций. В рамках перехода образовательной системы на Федеральные государственные стандарты (далее ФГОС) возникает требование привлечения дополнительных источников для использования в качестве учебного материала. Одним из таких источников являются медийные тексты, которые отражают не только общественно значимые реалии, но и сформированы с учетом принципов доступности и наглядности, что находится в прямой связи с принципами ФГОС.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Абросимова А.В. Психолого-лингвистический анализ медийных текстов региональных СМИ как средство мотивации и актуализации личности учащихся (на примере политического имиджа экс-губернатора Астраханской области Александра Жилкина) // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/08/28032 (дата обращения: 26.02.2024).

Возросший интерес к текстам региональных средств массовой информации (далее СМИ) объясняется значительной ролью региональных лидеров в обновляющемся обществе, пониманием природы их влияния на общественные процессы.

Руководитель области является ключевой фигурой управления на уровне субъекта федерации. Среди его ресурсов влияния одно из главных мест занимает имидж. В этой связи особое значение приобретает выявление новых мотивирующих возможностей, используемых средствами массовой информации в целях создания политического имиджа и, как следствие, дающие образовательному пространству весомый материал для использования.

В ходе работы с медийными текстами проводится тщательный анализ содержания материала в зависимости от установленной автором цели.

На протяжении всех занятий деятельность контролируется и комментируется учителем, именно педагог, обладающий необходимой профессиональной базой имеет возможность донести информацию. Учащимися выделяются метафоры, синонимы, эвфемизмы и дисфемизмы, штампы или универсальные истины, наклеивание ярлыков, овеществление и употребление абстрактных денотативно свободных слов. Все эти приёмы, за редким исключением, так или иначе, реализуются в рамках одного или нескольких слов: «одна из главных задач сити-менеджера на первоначальном этапе работы это кадровый мониторинг, с тем, чтобы исключить возможность коррупционной составляющей, нарекания и «факты, позорящие регион» (Кaspy.info, 19 марта 2015) [1].

По нашему мнению, именно подобная «точечность» механизмов этой группы делает их в сравнении с большинством прочих приёмов особенно трудно различимыми: воспринимая данные лексические «уловки», читатель невольно попадает под влияние авторского замысла, однако при этом вряд ли осознаёт это. Но в то же время такие приемы дают огромное поле для формирования активной жизненной позиции, способности правильного выбора и целеполагания.

Такие приёмы, как подмена аргумента или его отсутствие; упрощение или примитивизация информации; перенос смыслового акцента; использование большого количества цифр, статистики или данных социологических опросов; публикация точек зрения экспертов, «лидеров мнений» и «людей из народа»; проведение выгодных автору аналогий; обсуждение слухов; использование стереотипов и мифов; применение субъективной модальности; опущение экспериенцера или пассивизация перформативов; «притягивание фактов за уши»; использование повторов и параллельных конструкций; введение в текст элементов юмора; градация и применение невербальных способов воздействия:  «Интернет становится доступным и для сельской глубинки. По информации руководителей компании «Ростелеком», в 2015 году волокно оптические линии связи будут проведены в малые сёла Астраханской области с населением 250-500 человек. Скорость интернета  у пользователей «всемирной паутиной»  в глубинке составит не менее 20 Мбит, здесь также  смогут пользоваться точками доступа сети wi-fi» (Жилкин.ру, 14 марта 2015)[3] имеют больший  «радиус действия» сопряжен с легкостью обнаружения таких приемов. Они легко распознаются, а, следовательно, существует большая вероятность того, что читатель идентифицирует применяемые в отношении него технологии.

Наиболее масштабные способы воздействия на аудиторию – управление частотой упоминаний политика в медиа-текстах, динамикой интенсивности присутствия в информационном пространстве в течение года, степенью представленности на различных общественно-политических сайтах, характером упоминания политика в прессе и используемыми для этого медиа-поводами.

Иными словами, отбирая к публикации лишь вполне определённые темы и сюжеты, журналист уже, даже не задумываясь о применении каких-либо синонимов, метафор и прочих «точечных» средств, так или иначе влияет на свою аудиторию.

Проанализируем использование этих приёмов в астраханских СМИ в процессе создания имиджа Александра Жилкина: «В беседе с астраханским губернатором автор и ведущий программы «Давыдов. Индекс» Леонид Давыдов затронет темы реализации программы импортозамещения в астраханском регионе, развития инвестиционных проектов и обустройства особой экономической зоны» (Жилкин.ру, 30 марта 2015) [3], – здесь видим демонстрацию сразу нескольких особенностей формирования имиджа, таких как включение А. Жилкина в контекст в качестве главного героя сообщения, подчёркнутое перечисление позитивных сторон развития региона моделирует взаимосвязь этих событий с именем губернатора, а наличие обратной связи с аудиторией представлено в виде информации о вопросах, которые будут освещены в эфире.

В публикации на сайте губернатора от 29 марта 2015 года [3] также можно отметить характерные особенности относительно имиджа политического деятеля. «По мнению губернатора Александра Жилкина, доступная цена авиабилетов, несомненно, повысит мобильность астраханцев и привлечет российских туристов в Астраханскую область. «Для нас открытие этого рейса – очень важное событие с точки зрения развития региона и, в особенности, туристического кластера. Уже в этом сезоне мы прогнозируем существенный рост пассажиропотока, отметил Александр Жилкин. – Также мы активно работаем с туристическим бизнесом с тем, чтобы они снижали свои тарифы для обеспечения увеличения объемов внутреннего туризма», – опять же позитивная сторона расширения туристического бизнеса ассоциируется с именем губернатора, обращение к вопросу о значении рейсов для жителей региона моделирует проявление заинтересованности в решении проблем населения и области.

В этой же публикации интерес представляет добавленный комментарий представителя туристического бизнеса: «Думаю, что наш рейс в Астрахань будет востребован жителями страны. Это уникальный регион, богатый природными и культурными достопримечательностями», заметил Андрей Калмыков».

Это не только расширяет границы актуальности данного сообщения, но и ещё раз подчёркивает масштабность имиджевых характеристик Александра Жилкина, придаёт образу системность, определённую политематичность в рамках политической деятельности.

Политематичность лежит и в основе следующей статьи: «Глава региона поздравил представителей астраханской театральной общественности. «У нас самые лучшие театры…» (Жилкин.ру, 27 марта 2015) [3].

Эта статья даёт имиджу политика новое воплощение, к политической деятельности, деятельности в области бизнеса успешно примыкает социальная, культурная деятельность губернатора. Строки благодарности, озвученные губернатором и вынесенные именно как прямая речь, реализуют принцип обратной связи, сопереживания и уважения к развивающимся элементам общественной жизни в районе.

Так, с одной стороны, материал, опубликованный 27 марта 2015 года на сайте губернатора [3], представляет констатацию планов губернатора на второе полугодие относительно строительства хоккейных площадок («Губернатор отметил, что «вопрос с нехваткой ледовых катков – не новый». Но, по его словам, хоккеистам недолго осталось ждать заветного льда»), а с другой – к этому сообщению прикреплён важный материал, опубликованный от лица жителя г. Астрахани: «Например, инициативную группу родителей юных спортсменов, занимающихся в хоккейном клубе «Астраханские ястребы», тревожит единственный вопрос – в городе катастрофически не хватает льда для профессиональных тренировок. Хоккеистам приходится ютиться на двух коммерческих ледовых катках, один из которых расположен в торговом центре. Это не только неудобно, но и накладно. Тем не менее, даже в таких стесненных условиях спортсмены показывают класс на общероссийском уровне. «Недавно мы вернулись с соревнований «Золотая шайба», где наши ребята из шести игр выиграли пять», рассказал Александру Жилкину астраханец Станислав Рязанов». Это сообщение также характеризуется рядом особенностей. Обращение к словам жителя города – прямая обратная связь с аудиторией, положительно влияющая на создание имиджа в СМИ.

Включение в текст статьи устаревших слов даёт дополнительный эффект простоты речи и неофициальности обстановки, при этом общеупотребительная лексика не снижает степени воздействия на аудиторию, а наоборот расширяет пределы интереса читателя.

Кроме того, что создание имиджа А. Жилкина средствами астраханских СМИ сопровождается включением положительного материала, отражающего проявления особенностей личности политического деятеля: хозяйственника, патриота, отца, победителя и т.п.: «Вы приняли правильное решение, подобным образом увековечив память о погибших и ныне живущих героях войны: ведь деревоэто символ мира, жизни,считает губернатор. – К тому же хорошее дело вы делаете с хорошим настроением: ведь на дворе весна» (Kaspy.info, 27 марта 2015) [1]. Демонстрируется не только интерес к истории, к прошлому, но и уважительное отношение к трудящимся, рабочим, активная поддержка их целей и начинаний.

Все перечисленные и проанализированные особенности, характеризующие процесс создания имиджа Александра Жилкина в СМИ, имеют важное функциональное значение.

Эффективный имидж политического деятеля складывается не только из личностных особенностей политика, но и включает в себя отношение аудитории к деятельности субъекта, то есть имидж политика социально обусловлен. Это и дает право материалам СМИ успешно использоваться в образовательном пространстве.

В процессе восприятия имиджа политика (в частности Александра Жилкина) происходит смысловая оценочная интерпретация объекта, в том числе и эмоциональное отношение к нему, что является важным условием развития личности, ее самореализации и самоанализа.


Библиографический список
  1. Kaspy.info [Электронный ресурс] URL: http://www.kaspyinfo.ru
  2. Астрахань.ру [Электронный ресурс] URL: http://www.astrobl.ru
  3. Жилкин.ру. Раздел «Новости» [Электронный ресурс] URL: http://jilkin.ru/news_rubric/view/110
  4. Имидж политических лидеров. Корпоративная имиджелогия – научно-практический журнал [Электронный ресурс] URL: http://www.ci-journal.ru/article/488/200901mediakartina_politliderov


Все статьи автора «Anastasia Kalashnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: