УДК 37.037

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

Гарифуллин Ильшат Ильнурович
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
Физкультурно-спортивная деятельность как часть жизни людей представлена различными формами: зарядка, разминка, физкультпауза, спортивные соревнования, тренировка и так далее. Несмотря на все ее разнообразие, проблема нехватки двигательной активности людей сохраняется, и набирает обороты в среде школьников. Так как формы физкультурно-спортивной деятельности весьма разнообразны, то перед педагогом встает задача - отобрать наиболее оптимальные для процесса обучения, способные усилить мотивацию обучающихся занятиям физической культурой и спортом. Одной из набирающих популярность форм является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Мотивация обучающихся к сдаче норм ГТО - это формирование устойчивого интереса к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности через сдачу нормативов, утвержденных во Всероссийском физкультурно-спортивным комплексе «Готов к труду и обороне», которые выступают показателями уровня физической подготовленности обучающихся.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гарифуллин И.И. К вопросу о мотивации обучающихся к сдаче норм ГТО // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/02/26392 (дата обращения: 14.09.2020).

Физкультурно-спортивная деятельность как часть жизни людей представлена различными формами: зарядка, разминка, физкультпауза, спортивные соревнования, тренировка и так далее. Несмотря на все ее разнообразие, проблема нехватки двигательной активности людей сохраняется, и набирает обороты в среде школьников.

Физкультурно-спортивная деятельность как объект исследования проявилась в работах А.Е. Алабужева, А.Я. Журкиной, В.Г. Камалетдинова, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и других. Изучая определения термина «физкультурно-спортивная деятельность», были выделены следующие [5]:

Источник, автор Определение
Российская педагогическая энциклопедия совокупность мероприятий для осуществления таких видов деятельности, как оздоровительной и развивающей физические способности учащихся средствами физической культуры и спорта»
В.Г. Камалетдинов специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством занятий физическими упражнениями
В.И. Столяров средство и условие оздоровления и физического совершенствования человеческого организма
С.И. Лукьянов эффективный механизм, направленный на слияние социальных и индивидуальных интересов и как средство, способствующее повышению работоспособности организма
А.Е. Алабужев средство воспитания здорового стиля жизни, способствующего освоению общечеловеческих ценностей культуры

Для физкультурно-спортивной деятельности, как и любого другого, необходима мотивация к ее осуществлению. Чем сильнее мотивы для ее носителя, тем эффективнее будет результат.

Изучая определения термина «мотивация» в рамках физкультурно-спортивной деятельности, нами выбрано определение, данное А.О. Поповой, Л.А. Ивановой, О.В. Савельевой: «Мотивация является основой активного, настойчивого, положительного отношения к физкультурной и спортивной деятельности» [3].

Положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом формируется, по мнению Наговицына Р.С., не одномоментно. Для наилучшего формирования внутренних побудителей следует придерживаться последовательных действий: первоначально получить базовые знания и навыки в области гигиены, а затем усовершенствовать их до глубоких знаний в области психосоматики, теории и методики физической культуры и спорта, а также регулярными занятиями спортом [2].

Пятаковым В.В. выделяются следующие мотивы [2]:

  1. Оздоровительные мотивы.
  2. Двигательно-деятельностные мотивы.
  3. Соревновательно-конкурентные мотивы.
  4. Эстетические мотивы.
  5. Коммуникативные мотивы.
  6. Познавательно-развивающие мотивы.
  7. Творческие мотивы.
  8. Профессионально-ориентированные мотивы.
  9. Административные мотивы.
  10. Психолого-значимые мотивы.
  11. Воспитательные мотивы.
  12. Статусные мотивы.
  13. Культурологические мотивы

Изучая проблему мотивации следует отметить, что она имеет возрастные особенности. Так для младшего школьного возраста (7-10 лет) при осуществлении физкультурно-спортивной деятельности большое значение имеет сам процесс движения. Для среднего школьного возраста (11-15 лет) большое значение имеет мнение окружающих, особенно сверстников, поэтому основными побудителями к физкультурно-спортивной деятельности являются телесная красота, развитые физические качества. В старшем школьном возрасте (16-17 лет) усиливается самоактуализация, поэтому приобретает значимое место в мотивах к занятиям физической культурой и спортом оздоровление.

Так как формы физкультурно-спортивной деятельности весьма разнообразны, то перед педагогом встает задача – отобрать наиболее оптимальные для процесса обучения, способные усилить мотивацию обучающихся занятиям физической культурой и спортом. Одной из набирающих популярность форм является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

«Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации» [4].

Особенностью ГТО является стандартизация показателей физической подготовленности людей по различным параметрам (пола, возраста, ограничений физических возможностей), а также по трем уровням сложности.

К.Н. Дементьев, отмечает, что система нормативов ГТО способствует повышению значимости уроков физической культуры, так как отображает не только требования образовательного стандарта, но и социальный заказ на физически подготовленных для своего возраста детей [1].

Таким образом, мы считаем, что мотивация обучающихся к сдаче норм ГТО – это формирование устойчивого интереса к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности через сдачу нормативов, утвержденных во Всероссийском физкультурно-спортивным комплексе «Готов к труду и обороне», которые выступают показателями уровня физической подготовленности обучающихся.


Библиографический список
  1. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи/ К.Н. Дементьев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 11. – С. 33-35.
  2. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе// Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 (часть 2). – С. 293-298
  3. Попова А.О. Мотивация студентов – эффективный способ выполнения нормативов комплекса ГТО/ А.О. Попова, Л.А. Иванова, О.В. Савельева// Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. - № 3 (28). – С. 174.
  4. Что такое ГТО // Сайт «ВСФК ГТО». – [Режим доступа] URL: https://www.gto.ru/ (Дата обращения: 27.12.2019)
  5. Шарифуллина С.Р. Формирование готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью: дис. … канд. пед. наук. – Марий Эл, 2015. – 182 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шарифуллина Светлана Рафаэльевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация