УДК 37

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ

Хамзина Елена Петровна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово
учитель-дефектолог, Монтессори-педагог

Аннотация
В данной статье представлен опыт коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога с детьми с НОДА, с ТМНР по развитию предметно-практической деятельности, особенности использования методики М. Монтессори.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хамзина Е.П. Развитие предметно-практической деятельности и обогащение словаря у детей с нарушениями в развитии. Особенности использования методики М. Монтессори // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/01/26404 (дата обращения: 15.09.2020).

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), осложнённым сопутствующими нарушениями и заболеваниями, часто испытывают особые трудности в повседневной практической жизни, связанные с овладением навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, общегигиеническими навыками). 

Неправильные установки родителей в воспитании детей с нарушениями в развитии, гиперопека в семье – снижают мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.

Установка на «тепличный» уход за ребенком, стремление во всём оберегать, удовлетворять его потребности и желания, превращает малыша в эгоиста, «домашнего тирана», уяснившего себе, что всё и вся подчиняются его потребностям и капризам.

Детям очень важно быть самостоятельными. Но не у каждой мамы хватает терпения наблюдать за тем, как её ребёнок размазывает грязь, вытирая стол, наливает воду, расплёскивая на себя и пол. Особенно если это ребёнок с особенностями развития: с нарушенной мелкой моторикой, тремором, или с нарушениями зрения и зрительно-пространственного восприятия. Взрослый нервничает, спешит. Гораздо легче сделать это всё самой – и времени займёт меньше и результат хороший! Ребёнок в таких случаях очень быстро теряет интерес к тем видам деятельности, которые вызывают у него затруднения; быстро делает вывод: все его начинания и попытки неудачны, не имеют поддержки, и лучше подождать, когда это сделают за тебя! В результате, такие дети беспомощны, пассивны, лишены каких-либо стремлений в общении с другими, в овладении различными навыками.

Многие родители придерживаются позиции, что «Пойдёт в школу – там и научат!». Конечно же научат! Действительно, в школу для этого и ходят. Но, как известно, особенно нам, педагогам, чем позже начинать, тем труднее будет ребёнку овладевать какими-либо знаниями и умениями. Тем более детям с нарушениями в развитии, с НОДА, с ТМНР.

Множественные нарушения двигательного, психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к самостоятельной деятельности, овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Поэтому важным моментом коррекционно-педагогической работы является формирование у детей мотивации к самостоятельной деятельности и развитие активного познавательного интереса.

В работе с детьми с особенностями в развитии необходимо понимание, что к каждому ребёнку нужно подходить не с позиции того, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Все бытовые умения и навыки отрабатываются сначала в пассивно-активной форме (с помощью педагога), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий, которые позволят ему в той или иной степени быть независимым от окружающих.

К сожалению, к нам в школу приходят дети, которые, в большинстве своём, в 6-8 лет, при часто относительно сохранной мелкой моторике: не умеют держать ложку, не в состоянии накормить себя яблоком, вытереть губы после еды, попасть ногой в штанину, застегнуть не то, что замок, а липучку на одежде, отодвинуть стул так, чтобы было удобно сесть и т.д.

В социальной адаптации ребёнка с нарушениями в развитии можно выделить два направления. Первое – это приспособить к ребёнку окружающую среду с помощью специальных технических средств передвижения, предметов обихода, пандусов и др., то есть «инклюзия». Адаптируется и образовательная программа. Второе – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды – «интеграция».

Занятия по методике Монтессори как нельзя лучше помогают интегрировать ребёнка с нарушениями в развитии в обычную социальную среду.

Мария Монтессори – итальянский ученый, педагог и психолог. Ею была создана педагогическая система, которая на сегодняшний день является одной из самых востребованных методик развития ребёнка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Мы не будем углубляться в описание самой методики Монтессори, затронем лишь некоторые важные моменты.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла «системой самостоятельного развития ребёнка в дидактически подготовленной среде». Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». Этот девиз очень точно подходит к тому, как педагог, работающий с детьми с нарушениями в развитии должен выстраивать своё взаимодействие с таким ребёнком!

В специально подготовленной среде, которая имеет точную логику построения, абсолютно всё является учебным пособием. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитые «Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши» и прочее.

Развивающая среда – важнейший элемент системы Монтессори. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Кабинет Монтессори разделён на несколько зон.

- Зона упражнений в повседневной жизни – материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой и своими вещами (то, что нужно в повседневной жизни).

- Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

- Математическая зона – для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

- Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

- Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нём, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько необходимо для того, чтобы у ребёнка появилась заинтересованность. Педагог наблюдает за действиями ребёнка, предоставляет ему более простые или более сложные задания с выбранным самим ребёнком дидактическим материалом. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребёнка (например: расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на зону ближайшего развития (к примеру: развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Предметно-практическая повседневная деятельность способствует не только развитию мелкой моторики рук и координации движений ребёнка, но и развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, произвольной регуляции деятельности и поведения, а так же развитию речи, обогащению словаря.

Необходимо отметить, что в работе с детьми с нарушениями в развитии, с НОДА, с ТМНР в условиях кабинета Монтессори есть свои особенности.

  • Мы не можем говорить о полном применении методики Монтессори в работе с такими детьми, а используем
    её элементы.
  • Занятия с детьми с НОДА, ТМНР проводятся чаще всего индивидуально. Часто на занятиях присутствуют родители. Это важно для дальнейшего закрепления формируемых на занятии знаний, навыков в домашних условиях.
  • У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми множественными нарушениями развития часто отсутствует или резко ограничена произвольная моторика. Они самостоятельно не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развита либо очень ограничена (затруднён элементарный захват предметов). Также часто наблюдаются тяжёлые нарушения речи, нарушения зрения, слуха. Поэтому, многие действия педагог и ребёнок осуществляют способом «рука в руке», когда педагог накладывает свою кисть на кисть ребёнка, помогая ему выполнить задание, то есть происходит «совместно-раздельная дозированная деятельность».
  • Большое внимание уделяется поощрению и позитивному закреплению даже небольших попыток ребёнка в проявлении активности и самостоятельности.
  • Тематику задания, оборудование, с которым будет заниматься ребёнок, чаще всего выбирает не он сам, а в ненавязчивой, игровой форме предлагает педагог. Дети обычно с удовольствием соглашаются. Но по инициативе, желанию ребёнка задание может меняться.
  • Обязательно учитываются индивидуальные особенности и возможности ребёнка при подборе оборудования и вариативности сложности задания.
  • На наших занятиях, в отличие от рекомендаций по проведению занятий по данной методике, мы стараемся проговаривать с детьми все наши действия, обязательно называем все предметы, их предназначение, обращая внимание на детали. То есть, все наши занятия направлены на расширение общего кругозора детей, на обогащение словарного запаса, его актуализацию.

В процессе деятельности с детьми с НОДА, с ТМНР мы находимся в поиске наиболее эффективных, удачных способов альтернативной коммуникации (многие из таких детей имеют тяжёлые нарушения речи), обязательно делимся с педагогами, родителями своими наблюдениями и маленькими победами.

Таким образом, на занятиях взрослые (педагог и родитель) создают определённый порядок (условия), а ребёнок развивается в рамках этого порядка в своём собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным особенностям и потребностям.

А главное – он проявляет собственную практическую и речевую активность!

Упражнения в практической жизни дают ребёнку с нарушениями в развитии (с НОДА, с ТМНР) возможность реализовать внутреннюю потребность в активности и самостоятельности, постепенно вырабатывают умения управлять не только своими движениями, но и поведением. А так же – понимать простые и сложные инструкции, обращаться за помощью и формулировать свои мысли и желания, используя свои коммуникативные возможности.


Библиографический список
  1. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева. – Москва : Эксмо, 2019.
  2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю М. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва : Академия. 2001.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Голавская Татьяна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация