ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ С УРОВНЕМ И СТРУКТУРОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Николаева Надежда Георгиевна
Удмуртский государственный университет
магистрант 3-го курса Института педагогики, психологии и социальных технологий

Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой мотивации учения младших подростков.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Н.Г. Взаимосвязь уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой мотивации учения младших подростков // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26319 (дата обращения: 21.02.2024).

Процесс всеобщей компьютеризации явился переломным моментом в жизни нашего общества. Сегодня к современному человеку предъявляются требования владения навыками работы на компьютере, пользования компьютерными программами, умения разрабатывать и создавать с применением компьютера продукт собственной деятельности. Для того, чтобы уровень образования соответствовал современным требованиям, а выпускник школы обладал необходимыми компетенциями, компьютер и навык работы с ним введены в образовательную программу школ как урок информатики с 5 класса. Но на самом деле, широкое распространение всевозможных компьютерных гаджетов значительно омолодило возраст пользователей компьютерными технологиями. С потворства родителей, которые в стремлении освободить личное время за счет отвлечения внимания ребенка, дети с самого раннего возраста оказываются вовлеченными в мир общения с компьютером – компьютерные игры.  Яркие, реалистичные персонажи, звуковое и шумовое сопровождение, разнообразие сюжетов – все это вызывает невероятный интерес и положительные эмоции у ребенка.

Однако влияние компьютерных игр на ребенка неоднозначно. С одной стороны, они помогают ребенку самостоятельно познать о взаимодействии различных предметов между собой, о их свойствах и возможностях, способствуют развитию мышления, создают идеальные возможности для активного усвоения новых знаний, укрепляют в ребенке веру в свои силы и возможности (Гарипов Л.Ф., Грезийон Г., Евстигнеева Ю.М., Жукова М. В., Керделлан К., А. Поссо, Соколова Н.В., Утемов В.В., Фомичева Ю.В., Шакирова Л.И. и др.) [1, с.242]. Но с другой стороны, чрезмерное увлечение ребенка компьютерными играми может привести к отказу от социальных контактов, к повышению агрессивности, склонность к насилию, снижению общего фона настроения, а главное, он все чаще в своей деятельности будет отдавать предпочтение уходу в игровую виртуальную реальность, и, как следствие, перестанет адекватно воспринимать окружающую действительность (Добровидова Н.А., Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А., Поуп. С., С.А. Шапкин и др.).

Особенно остро эта проблема может проявиться в младшем подростковом возрасте, отличительной особенностью которого является высокая сензитивность к любым внешним влияниям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может захватить младшего подростка настолько, что отодвинет на задний план его учебную деятельность, негативно сказавшись на формировании учебной мотивации и познавательной активности.

Проблеме компьютерной зависимости посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные авторы:

- Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич и К.В.    Сельченко занимались вопросом сущности феномена зависимости;

-  А.В. Ваганов, А.Е. Войскунский, К.Ю. Галкин, А.Е. Жичкина, В.А. Лоскутова и А.С. Холл исследовали причины возникновения игровой компьютерной зависимости;

-  Ю.Д. Бабаева, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул и К. Янг сосредоточили внимание на выявлении факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости;

-  О.Н. Арестова, И.В. Бурлаков и О.К. Тихомиров выявляли характер психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида;

- А.В. Беляева, Н.В. Иванов, Л.А. Пережогин и Н.А. Шапира изучали влияние компьютерных игр на личность подростка;

- Л.И. Божович, П.С. Карпенко, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова и Ю.А. Приходько отразили в своих работах общепсихологические принципы формирования личности в подростковом возрасте;

- Т.Ю. Больбот, Л.М. Юрьева представили результаты исследования психических и поведенческих расстройств у лиц молодого возраста с компьютерной зависимостью.

Однако, наряду с большим количеством исследований влияния компьютерных игр на различные аспекты личностного развития ребенка, нам не удалось найти работ, ставивших перед собой задачу изучить влияние компьютерных игр на учебную мотивацию младшего подростка.

Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой учебной мотивации является необходимым условием, для выявления характера изменений, привносимых в мотивацию учения младшего подростка увлечением компьютерными играми.

Таким образом, целью нашей работы стало изучение характера взаимосвязи игровой компьютерной зависимости с мотивацией учения и ее структурой у младших подростков, в том числе по гендерному признаку.

Задачами исследования стали:

- выявление уровня игровой зависимости у младших подростков;

- выявление уровня учебной мотивации и преобладающих мотивов учения у младших подростков;

- проведение сравнительного анализа уровня учебной мотивации и преобладающих мотивов учения между группами младших подростков имеющих игровую компьютерную зависимость и не имеющими ее;

- выявление и определение характера взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой учебной мотивации младших подростков;

- выявление различий в характере взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой учебной мотивации мальчиков и девочек.

Мы предположили, что:

- существует обратная взаимосвязь между уровнем игровой компьютерной зависимости и уровнем и структурой учебной мотивации младших подростков;

- существуют различия в характере взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и отдельными компонентами учебной мотивации у мальчиков и девочек.

В процессе работы нами были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование); методы статистической обработки результатов помощью программы IBM SPSS Statistics.

В исследовании приняло участие 100 обучающихся 5-х классов МБОУ «Лицей №41» г. Ижевска, 52 мальчика и 48 девочек в возрасте 11 – 12 лет.

Ход исследования:

Первоначально обучающимся было предложено анонимно ответить на несколько вопросов об увлеченности компьютерными играми, жанровых предпочтениях и времени ежедневно посвящаемом игре в компьютерные игры. Проанализировав их, мы сделала вывод, что регулярно играют в компьютерные игры 85% опрошенных, среднее количество времени, проводимое за игрой в компьютер, варьируется от 1 до 4 часов в день. В среднем мальчики проводят времени за игрой времени больше, чем девочки и отдают предпочтение играм, связанным с борьбой, соревнованием и агрессивной тематикой. Девочек же больше привлекают симуляторы жизни, квесты, головоломки.

Для определения уровня компьютерной зависимости нами была использована методика А. В. Гришиной «Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми» (Рисунок 1). А.В. Гришина определяет 3 уровня игровой компьютерной зависимости у младших подростков:

- естественный уровень: КИ носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность;

- компенсаторный: КИ является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции;

- зависимость: КИ занимает все свободное время; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов. [2. с.238]

Рисунок 1. Результаты исследования уровня компьютерной зависимости по методике А.В. Гришиной

По результатам диагностики игровую компьютерную зависимость имеют 10% (9 чел.) обучающихся. Компенсаторный уровень зависимости имеют 39% (33 чел.) обучающихся.  Естественный уровень зависимости имеет чуть больше половины 51% (43 чел.) обучающихся.

Для изучения уровня учебной мотивации пятиклассников была использована методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. (Рисунок 2).

Автор данной методики отмечает следующие уровни учебной мотивации:

- высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

- хорошая школьная мотивация.

- положительное отношение к школе

- низкая школьная мотивация.

- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. [4. с.27]

Рисунок 2. Результаты изучения уровня учебной мотивации пятиклассников по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

По ее результатам можно отметить, что никто из опрошенных не имеет высокого уровня учебной мотивации, почти половина обучающихся хорошо относятся к школе, имея, хорошую или положительную учебную мотивацию, а треть обучающихся имеют серьезные затруднения в учебной деятельности, вплоть до уровня дезадаптации.          

Для изучения преобладающих мотивов учебной деятельности была использована методика «Учебная мотивация» Г.А. Карповой. (Рисунок 3)

Автор методики так определяет структуру учебной мотивации:

-  Познавательный мотив

- Мотив саморазвития

- Коммуникативный мотив

- Эмоциональный мотив

- Позиция школьника

- Мотив достижения

- Внешний мотив [3, с.32]

Рисунок 3. Результаты изучения преобладающих мотивов учебной деятельности пятиклассников с помощью опросника «Учебная мотивация» Карповой Г.А.

Преобладающие мотивы распределились в следующей последовательности: преобладает познавательный мотив, что характерно для обучающихся лицея; далее следуют мотив саморазвития и «позиция школьника», говорящие о чувстве ответственности и потребности в саморазвитии; следующим по значимости идет коммуникативный мотив, что характерно для подросткового возраста; эмоциональный и внешний мотивы – занимают последнее место.

Для выявления взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой мотивации учебной деятельности младших подростков, все обучающиеся были условно разделены на две группы: имеющих игровую компьютерную зависимость и не имеющих ее, то есть имеющих естественный или компенсаторный уровень игровой компьютерной зависимости.

Далее мы сопоставили уровень мотивации учения младших подростков, имеющих и не имеющих игровую компьютерную зависимость (рисунок 4).

Рисунок 4. Сопоставление уровней учебной мотивации обучающихся с высоким и невысоким уровнями игровой компьютерной зависимости

Можно отметить, что у младших подростков, имеющих игровую компьютерную зависимость, уровень учебной мотивации значительно ниже, чем у обучающихся, такой зависимости не имеющих, и имеет преимущественно уровень дезадаптации. Достоверность различий между показателями групп подтверждена сравнительным анализом по U-критерию Манна-Уитни (таблица №1).

Таблица №1

Показатели

Среднее значение

Критерий достоверности

Обучающиеся с высоким уровнем ИКЗ

Обучающиеся с невысоким уровнем ИКЗ

U – критерий Манна-Уитни

уровень значимости

уровень учебной мотивации

8,7778

15,6622

0,00

р < 0,05

Примечание: Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия.

Исходя из полученных данных можно предположить, что игровая компьютерная зависимость и школьная дезадаптация младшего подростка тесно взаимосвязаны, т.е. отсутствие положительных эмоций, связанных с учебой, друзей среди одноклассников, ситуации успеха на уроках, может подтолкнуть младшего подростка к чрезмерному увлечению компьютерными играми.

Далее, мы сравнили преобладающие мотивы учебной деятельности у младших подростков, имеющих и не имеющих высокий уровень компьютерной зависимости (рисунок 5).

Рисунок 5. Результаты сопоставления преобладающих мотивов учебной деятельности у обучающихся с высоким и невысоким уровнем игровой компьютерной зависимости

Достоверность различий между показателями групп подтверждена сравнительным анализом по U-критерию Манна-Уитни (таблица №2).

Таблица №2

    Показатели

Среднее значение

Критерий достоверности

Обучающиеся с высоким уровнем ИКЗ

Обучающиеся с невысоким уровнем ИКЗ

U – критерий Манна-Уитни

уровень значимости

Познавательный мотив

8,4444

9,7703

0,008

р < 0,05

Коммуникативный мотив

9,1111

8,8108

0,789

р > 0,05

Эмоциональный

мотив

9,00

7,8108

0,105

р > 0,05

Мотив

саморазвития

7,4444

9,3649

0,000

р < 0,05

Мотив

«позиция школьника»

7,00

9,1486

0,002

р < 0,05

Мотив достижения

7,7778

9,2162

0,009

р < 0,05

Внешний мотив

8,5556

8,1892

0,548

р > 0,05

Примечание: Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия.

В результате полученных данных можно отметить, что у младших подростков, имеющих игровую компьютерную зависимость преобладает коммуникативный, эмоциональный и внешний мотивы. Мотивы познавательный, саморазвития, достижения и «позиция школьника» преобладающими не являются – все показатели 0%.

Для выявления существования взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем, а также с отдельными компонентами учебной мотивации младших подростков, мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. Нами было обнаружено 5 взаимосвязей, все они являются обратными.

Например, уровень игровой компьютерной зависимости имеет обратную взаимосвязь как с уровнем учебной мотивации (r = – 0,484), так и с познавательным мотивом (r = – 0,375), мотивом саморазвития (r = – 0,312), мотивом достижений (r = – 0,330) и мотивом «позиция школьника» (r = – 0,295).

Это показывает, что игровая компьютерная зависимость снижает уровень учебной мотивации младшего подростка в целом, оказывая негативное влияние на познавательный мотив, мотивы саморазвития, достижения и «позицию школьника», которые являются основными компонентами мотивации учения.

Для проверки существовании различий во взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и отдельными компонентами учебной мотивации у девочек и мальчиков, мы вновь использовали метод ранговой корреляции Спирмена. Нами было выявлено 7 корреляционных взаимосвязей, 2 из которых являются общими – обратная взаимосвязь между уровнем игровой компьютерной зависимости и уровнем мотивации учения (r = – 0,417 у мальчиков и r = – 0,519 у девочек).

Обратимся к наиболее значимым в рамках данного исследования взаимосвязям:

- только у мальчиков уровень игровой компьютерной зависимости имеет прямую корреляцию с эмоциональным мотивом учения (r = 0,443), означая тем самым, что достижения в компьютерной игре являются для младшего подростка ярким переживанием, средством для получения одобрения со стороны одноклассников, достижения определенного статуса в своем школьном окружении;

- только у девочек уровень игровой компьютерной зависимости имеет обратную корреляцию с познавательным мотивом (r = – 0,405), мотивом саморазвития (r = – 0,377), мотивом «позиция школьника» (r = – 0,319)  и мотивом достижения (r = – 0,499) – основными компонентами в структуре мотивации учения младшего подростка, показывая, что именно у девочек высокая степень вовлеченности в компьютерную игру значительно снижает стремление к получению знаний, к развитию своих индивидуальных качеств, понижает чувство долга и ответственности, а успехи в компьютерной игре заменяют стремление добиваться успехов и результатов в учебной деятельности.

Выводы.

По результатам проведенного исследования мы можем сделать выводы, что:

– высокий уровень игровой компьютерной зависимости понижает уровень учебной мотивации младших подростков;

- высокий уровень игровой компьютерной зависимости понижает основные компоненты учебной мотивации младшего подростка;

- только у мальчиков уровень игровой компьютерной зависимости имеет прямую корреляцию с эмоциональным мотивом учения, указывая на использование ими компьютерных игр в качестве эмоциональной разрядки, а также как способа повышения самооценки и уровня популярности среди сверстников;

- только у девочек уровень игровой компьютерной зависимости имеет обратную корреляцию с основными компонентами в структуре мотивации учения младшего подростка.

Особое значение проведенного нами исследования заключается в том, что благодаря ему мы смогли обнаружить существенные различия в формировании и характере компьютерной зависимости по гендерному признаку. Игровая компьютерная зависимость у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, несмотря на меньшее время, уделяемое компьютерным играм, и носит собой более деструктивный характер. Подобного вывода мы не встречали ни в одной из известных нам публикаций по данной проблеме. Возможно, эти различия связаны с более ранним психофизиологическим созреванием девочек по сравнению с мальчиками – ровесниками, их более выраженной эмоциональностью и психической лабильностью, которые способствуют формированию зависимостей.

Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения родителей и педагогов, для разработки коррекционных программ, направленных на профилактику игровой компьютерной зависимости с учетом гендерного аспекта, а также для более углубленных исследований по данной теме.


Библиографический список
  1. Гарипов Л.Ф., Утемов В.В. Мотивация к познавательным компьютерным играм у младших школьников. – Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.
  2. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играм.  Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014г. №4.
  3. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: методические рекомендации для классного руководителя / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство УГПУ, 1996
  4. Лусканова Н. Г.  Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб.-метод. пособие – М. : Фолиум, 1999


Все статьи автора «Николаева Надежда Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: