ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Вакулик Ирина Ивановна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и языковой коммуникации

Аннотация
Данная статья посвящена обзору эстетическиих категорий гармонии и меры, которые находятся «на службе» современной науки, выполняя роль инструментария, с помощью которого прочитывается «код» культурной идентичности, в которой человек видит ценности, нормы, идеи, ставит приоритеты, следует традициям, отождествляя себя с культурными образцами и определяет пути своего дальнейшего развития. Статья имеет векторное прочтение.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Вакулик И.И. Эстетические категории как инструментарий современной науки // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/08/26031 (дата обращения: 27.02.2024).

Начиная разговор об эстетических предпочтениях нашего времени и эпохи античности, определяя модели духовности, которыми руководствуются в эстетической практике, обратимся к терминологическому аппарату: эстетика (гр. αíσφητικός – чувственно воспринимаемый) – наука о прекрасном и ее роль в жизни общества; миросозерцание – совокупность взглядов на окружающтй мир.

Особое место в культуре как феномене нашей жизни занимают эстетические категории. Гармония и мера, прекрасное и безобразное, возвышенное и земное, трагическое и комическое и т.д. – те духовные модели, без которых невозможно существование любого общества. Жить без правил и руководствоваться собственными импульсами невозможно в обществе, которое подчиняется юридическим законам, несет тот культурный код, который объединяет сообщество. Эти коды бывают как локальные, так и общечеловеческие [1; 2].

В нынешнее время властно распространяется негативизм повседневного бытия, который провоцирует многочисленные культурно-психологические напряжения и стрессы, порой даже конфликты. Поэтому вопрос о нормативах общественного поведения, об эстетических предпочтениях становятся все более актуальными [3, с.70]. «Освоение мира осуществляется непременно в эстетической форме. Человеческая деятельность протекает на основе определенных эстетических идей, представлений, установок. Эстетика входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту. Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества. Эти сферы культуры сегодня чрезвычайно значимы для мирового сообщества и особенно для России» [4, с. 14].

Духовные модели эстетической практики общества создают не только глубочайший мир восприятия и познания ценностей, но и формируют систему понятий и категорий, в которых закреплены опыт освоения мира человеком. В этих логических формах скрыты стереотипы восприятия, а также их социальные механизмы, позволяющие в повседневной и профессиональной деятельности регулировать  эмоциональную составляющую мышления. Именно поэтому постижение содержания основных эстетических категорий, внедрение в закономерности существования эстетических явлений является важной задачей эстетической науки.

Прежде всего заметим, что категории не являются какими-то неподвижными, неизменными сущностями. Наоборот, они исторически менялись и развивались, отражая определенные этапы в развитии человеческого познания.

В поисках древнейших представлений о гармонии (в переводе с древнегречекого – согласие, лад) обратимся к античной мифологии. Из известного античного мифа о Гармонии, дочери бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, мы узнаем, что Зевс выдал ее замуж за Кадма, легендарного основателя греческого города Фивы. На свадьбе Гармонии и Кадма присутствовали все боги. Они подарили роскошный пеплос и золотое ожерелье, которые изготовил Гефест. Украшение было необычайной красоты, но не приносило счастья тем, кто пытался им завладеть силой, войной или нечестным путем. Эта драгоценность сыграла роковую роль в походе Семерых против Фив, стала причиной гибели Алкмеона, царского сына Аргоса, когда он попытался хитростью (как будто бы для дельфийского оракула, а на самом деле на постоянные уговоры и упреки жены) забрать бывший подарок.

Также поэтическим в пантеоне язычников был образ Лады – богини мировой гармонии любви, красоты, любви, Великой Матери всего сущего [5, c. 271]. По мнению Костомарова, Лада символизировала собой природу, жизненную основу, была матерью солнца в его воплощении, богиней любви, свадьбы, благополучия. Эхо верований в Ладу находим в современных словах «порядок» (порядок), «готовый» (красивый), «ладить» (жить в мире, согласии), Ладо (ласковое название мужа или жены) [6, с. 25]. В древних колядках поется, что Лада принесла миру живую воду, придя к людям по радуге с младенцем, пшеничным колосом и цветами. В руке она держала красное яблоко с виноградной ягодой. Младенец был воплощением мира, а яблоко и яйцо – началом всего сущего [7, с. 271].

Второй древнегреческий миф рассказывает о происхождении мира, где Гармония является противоположностью Хаосу, который выступает первоосновой возникновения всего существующего. «Гармония» означает качественную определенность, единство и совокупность составляющих частей. Принципом, на основе которого возможно это единство, есть мера, порядок. «Добродетель есть гармония, как, впрочем, здоровье, и любое благо, и божественности. Следовательно, все вещи созданы согласно гармонии», – так писал Пифагор в V в. до н.э. в произведении «Из жизни философа Диогена Лаэртия» [8, с. 431].

Гомер использовал термин «гармония» еще в одном контексте – в торгово-практическом смысле. Это, во-первых, «мир», «согласие», «единство». Во-вторых, гармония воспринимается также как «скрепа», «гвоздь». Одиссей, возводя корабль, скрепляет его гвоздями и «гармониями». То же самое происходит и с понятием «мера», тесно связанным у греков с понятием «гармонии». У Гомера это слово чаще всего означает единицу измерения. У Гесиода понятие меры используется как «норма, определяющая порядок социальной жизни». «Меры во всем соблюдай и дела свои вовремя делай», – пишет он в работе «Работа и дни». С ними перекликается Феогнид: «Слишком ни в чем не спеши, ведь в любом деле лучший проводник человеку – мера». Эти соображения имеют не столько эстетический, сколько морально-нормативный характер. Из греческой древности пришли нынешние выражения: «Ничего над меру», «Мера – лучшее», «Используй меру», «Человек – мера всех вещей» [9].

Для пифагорейского учения «гармония» имеет числовое выражение, поэтому она органически связана с сущностью числа. Пифагорейцы считали математические основы началом всего существующего, поэтому уподобляли все вещи числам. Они признавали, что форма Вселенной должна быть гармоничной, и придавали ей вид симметричных геометрических фигур: Земле – форму куба, огню – форму пирамид, воздуху – форму октаэдра, воде – форму икосаэдра, сфере Вселенной – форму додекаэдра. Именно с этим связано известное пифагорейской учение о гармонии сфер. Пифагор и его последователи считали, что движение светил вокруг центрального мирового огня созидает гармоничную музыку. Поэтому космос предстает гармонично построенным и музыкально оформленным телом. Пифагорейское учение значительно повлияло на дальнейшее развитие учений о природе и сущности гармонии.

Современная эстетическая наука широко использует философские категории гармонии и меры. Одной из кардинальных ее проблем является решение вопроса о гармонии природы и даже большее – о гармонии Вселенной. Соответствуют ли измерения человека измерениями природы? Эстетическая наука ищет ответы на эти вопросы в широком контексте философского и естественнонаучного знания. При этом очень важным аспектом изучения гармонии является решение экологических проблем, общежития человека и биосферы, сохранения и воспроизведения природы. «Согласно Вернадскому биосфера – это пространство, область, место, которое состоит из живых организмов и среды их обитания. Кроме того, ученый считал биосферу производным. Он утверждал, что она является планетарным явлением, имеющим космический характер. Особенностью данного пространства является «живое вещество», которое населяет пространство, а также придает уникальный облик нашей планете» [10].

Не менее актуальной является проблема воспитания гармоничного человека. Широта этой проблематики свидетельствует об универсальности гармонии как важной эстетической категории. Таким образом можно утверждать, что эстетические категории, которые находятся «на службе» современной науки, выполняют роль инструментария, с помощью которого прочитывается «код» культурной идентичности, в которой человек видит ценности, нормы, идеи, ставит приоритеты, следует традициям, отождествляя себя с культурными образцами и определяет пути своего дальнейшего развития.


Библиографический список
  1. Вакулик И. Формирование научной картины мира в современном языковом пространстве // Мовні і концептуальні картини світу. 2013. С. 203-209. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Mikks_2013_43%281%29__30
  2. Вакулик И. Лингвистические аспекты научной коммуникации в синхронии и диахронии. Монография. К.: Компринт, 2016.
  3. Войтовия В. Украинская мифология. К.: Лыбедь, 2005.
  4. Борев Ю. Эстетика. 1997. Т. 1. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_Index.php (дата обращения:19.06.2019)
  5. Стельмахович М. Лад в жизни // Народознавство, 1996. №33. С. 25-27.
  6. История Красоты. М.: СЛОВО(SLOVO), 2005.
  7. Стельмахович М. Лад в жизни  // Народознавство, 1996. №33. С. 25-27.
  8. Блаватский В. Природа и античное общество. М.: Наука, 1976.
  9. Вакулик  І. Концепти гармонія і щастя та їх трансформації в українському соціумі // Українознавчий альманах.2011. № 5. URL:  http://nbuv.gov.ua/UJRN/Ukralm_2011_5_19 (дата обращения: 10.06.2019)
  10. Учение Вернадского о биосфере // Ecoportal. URL: https://ecoportal.info/uchenie-vernadskogo-o-biosfere/ (дата обращения: 12.06.2019)


Все статьи автора «Вакулик Ирина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: