Агафонов Андрей Юрьевич – научный руководитель доктор психологических наук
Введение.
Тема смерти является во многом традиционной, так как относится к экзистенциальным проблемам человечества. В настоящее время психологическая наука уже достаточно накопила эмпирического материала относительно многих психических феноменов, однако вопрос отношения человека к смерти только в последнее время начинает привлекать внимание исследователей. Разговор на тему смерти молодежью в настоящее время считается деликатным и щепетильным. При этом современный молодой человек живет в такой ситуации, когда тема смерти окружает его повсеместно: начиная от творчества мультипликационных и художественных фильмов, содержания компьютерных игр и направлений современной музыки, изобилующих разнообразной символикой смерти, и заканчивая ситуациями реальной угрозы жизни в силу различных обстоятельств. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу – смерти. При этом проблема танатической пропедевтики, затрагивающей вопросы о здоровье человека, ценности его жизни, построении жизненных планов на будущее, раскрытии смысла жизни, остается неисследованной. Таким образом, дефицит исследований на тему отношения к смерти среди молодежи определил цель настоящего исследования – изучение влияния личностных факторов подростков на отношение к смерти.
Объект: личность человека юношеского возраста.
Предмет: личностные факторы подростка и его отношение к смерти.
Цель: выявить влияние личностных факторов на отношение к смерти в юношеском возрасте.
Гипотеза: личностные факторы лиц юношеского возраста влияют на отношение к смерти.
Методы исследования: В работе был использован истинный пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста и опросник «отношение к смерти» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич.
Отношение к смерти в юношеском возрасте
Развитие личности в юношеском возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем человеческой жизни. Юношеский возраст – это такой период жизни человека, когда личностное созревание почти заканчивается, формируются индивидуальные социальные установки: поведение, эмоции. При формировании личностных установок подросток так же сталкивается с противоречием внутренней несогласованностью и непостоянством. Студенты открывают для себя что-то новое, меняется образ мыслей. Развивается полноценное теоретическое мышление, самостоятельность, индивидуальная неповторимость. У подростка появляется осознание себя и своей адекватной самооценки. В юности молодежь встречает первую любовь, которая порождает сильные эмоциональные отношения. Проявляется заинтересованность в своей будущей жизни, в своей профессии. Юность это, естественно, не конечный этап развития, личность продолжает развиваться на протяжении еще долгого времени.
В связи с этим, на наш взгляд, одним из аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу – смерти, так как ценности, которые определяет для себя молодой человек, и характеризует его отношение к жизни. Отношение к смерти как физическому и социальному феномену, связано с характером социальной среды, в которой вырос и сформировался человек, с ценностными ориентациями, предпочтениями. Также оно связано эмоционально-психическим состоянием, уровнем религиозности образования, и в целом содержанием эпохи. Смерть –естественное завершение жизни любого из нас и каждого из наших близких. В зависимости от жизненной мудрости, культуры, типа вероисповедания, местных стереотипов и собственной философии жизни, разные люди переживают факт смерти по-разному. На психологическом уровне смерть имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких. Умереть – значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченные дела и уйти в неведомое. Отношение к смерти как к физическому и социальному феномену, связано с характером социальной среды, в которой вырос и сформировался человек, с ценностными ориентациями, предпочтениями, эмоционально-психическим состоянием, уровнем религиозности, образования, и в целом содержанием эпохи. Большое значение имеет возраст человека, именно этим определяется доля оптимизма в отношении к проблеме жизни и смерти, а также в целом насколько человек успешен по жизни. Страх перед смертью – исключительно результат научения: дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.
Исследования отношения к смерти в подростково-юношеском возрасте весьма противоречивы. Д. Элкинд утверждает, что переходный возраст не чувствителен к страху смерти и теоретически обосновывает свою научную позицию.
Зависимость распространенности страха смерти среди взрослеющих детей от конкретно-исторического времени была замечена А. М. Прихожан.
И. Ялом выделяет две базисные стратегии психологической защиты против ужаса смерти: веру в собственную исключительность и существование конечного спасителя. Он ставит психодинамику, а не интеллект в центр понимания того факта, что взрослеющие дети ведут себя так, как будто они бессмертны.
Х. Вэсс полагает, что наиболее подвержены страху смерти младшие школьники, а взрослеющие дети и юноши считают смерть слишком далекой, чтобы о ней беспокоиться.
А. И. Захаров утверждает, что в юношеском возрасте в норме должно быть мало озабоченности переживаниями по поводу конечности собственной жизни, если же у подростка высокий уровень страха смерти — можно говорить о неврозе.
Таким образом, для того, чтобы у человека не было страха смерти, его постоянно не тревожили мысли об этом, является чрезвычайно важным сформировать адекватное отношение к смерти.
Под сформированным отношением к смерти в данном исследовании понимается сформированность отдельных составляющих компонентов, а также их согласованность между собой, т. е. для человека со сформированным отношением к смерти характерна осмысленность данного явления (мотивационный компонент), логичность, глубина знаний, представлений о нем (когнитивный компонент) и адекватность эмоциональных и поведенческих реакций, касающихся данной темы, наличие способов преодоления страха смерти (эмоциональный и поведенческий компоненты).
Результаты исследования.
В целях проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста
2. Опросник «отношение к смерти» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич
В исследовании приняли участие 86 человек юношеского возраста обоих полов. Средний возраст 17 лет. База исследования – Самарский Государственный машиностроительный колледж.
При обработке результатов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена, rs. Квадрат разности рангов d2.
Прямая значимая корреляция была выявлена в пункте – отношение к смерти и фактор экстраверсия-интроверсия.
У экстравертов было выявлено оптимистическое отношение к смерти, а у интровертов – пессимистическое.
Таким образом можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась и личностные факторы лиц юношеского возраста оказывают влияние на отношение к смерти.
Библиографический список
- Аргайл М. Психология счастья. 2 е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
- Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критической жизненной ситуации. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.11. СПб., 2000. 203 с.
- Белорусов С.А. Психология страха смерти [Электронный ресурс] http://hpsy.ru/public/x1211.htm (дата обращения: 29.10.2013).
- Жить без страха смерти // Psychologies. 2013. № 91. С. 108—131.
- Кюблер Росс Э. О смерти и умирании. Киев: София, 2001. 320 с.
- Рейнгольд Дж.С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. М.: ПЕР СЭ, 2004. 384 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ; Астрель, 2011. 349 с.
- Холмогорова А.Б. Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2. С. 120—131.
- Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя. М.: Апрель Пресс; изд во «ЭКСМО Пресс», 2001. 624 с.
- Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2012. 352 с.