Одной из основных задач уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исполнение уголовного наказания назначенного по приговору суда, в частности лишение свободы. Осужденный, находящийся в местах лишения свободы за время отбывания наказания должен понести в полном объеме назначенное ему наказание, возместить причинённый ущерб тем самым восстановить социальную справедливость. В сою очередь администрация исправительных учреждений, за время отбывания наказания осужденного, в течении этого времени проводит с ним целый комплекс воспитательных мероприятий направленный на предупреждение совершения данным лицом новых видов преступлений, возвращение данного осужденного в общество полноценным право послушным гражданином.
Лишение свободы, при таком большом количестве существующих видов альтернативных наказаний, без преувеличении можно назвать самым суровым наказанием, с отбытием которого согласны далеко не все осужденные – мысль о том, чтобы сократить свой срок нахождения в исправительных учреждениях приходит в голову практически каждому осужденному приговоренному к лишению свободы. Кто-то из них встает на путь исправления – соблюдает правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, частично или полностью возмещают причинённый ущерб и надеется на помилование, амнистию, условно-досрочное освобождение или замену не отбытой части наказания на более мягкое наказание. Другие лелеют надежду на счастливое стечение обстоятельств и появление возможности самостоятельно сократить срок нахождения в исправительных учреждения для чего прорабатываю незаконные варианты, в том числе побега из-под стражи.
Ежегодно сотни осужденных предпринимают попытки побега. Кого-то ловят на стадии подготовки, кого-то непосредственно при совершении деяния. Факт остается фактом побеговая активность осужденный из-под охраны растет, что не может оставаться без внимания со стороны ФСИН России. Важно отметить, что противодействие побеговой активности, статистика удачных и неудачных попыток стоит на самом строгом контроле. К примеру, если по итогам работы за отчетный период в исправительном учреждении, допустим в исправительной колонии общего режима, произойдет факт удачного побега, осужденного деятельность данного учреждения, в независимости от предыдущих заслуг, оценивается на оценку неудовлетворительно со всеми вытекающими для учреждения последствиями, в плоть до постановки учреждения на особый контроль ФСИН России.
Конечно совершенствуются средства надзора, охраны и сигнализации, меняются подходы к уровню подготовки сотрудников, осуществляющих охрану, постоянно разрабатываются новые, более эффективные алгоритмы действия как для профилактики побегов, так и во время их совершения. Однако этого недостаточно – необходим комплексный подход.
Для изменения данной тенденции необходимо изменять определенные институты. Одним из главных инструментов для уголовно-исполнительной системы, да и для других правоохранительных органов, где существуют места, принудительной изоляции человека от общества, является возможность привлечь лицо к уголовной ответственности за совершение такого преступления, как «побег из мест лишении свободы, из-под ареста или из-под стражи», закрепленный в ст. 313 УК РФ «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи».
Общая характеристика данной нормы, подразумевает наличие специальный субъект совершения преступления – лицо, которому в законном порядке вынесено государственно-властное решение, подразумевающие нахождение конкретного лица, на конкретный срок в определенном учреждении. Это может быть обвинительный приговор, решение суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Так же в норме присутствует квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, подразумевающее совершение побега группой лиц, сопровождающееся угрозой насилия или применения насилия, угрожающие жизни и здоровью.
У данного состава преступления существует ряд проблем и законодательных пробелов. Необходимо разграничить данный состав преступления, исходя из видов учреждений, из которого совершен был побег или попытка побега. Невозможно объективно оценивать и выносить обвинительный приговор лицам, которые совершают побег из учреждений, в которых разные режимные требования, наличие и качества осуществления охраны, а так же надзора. Например, из колонии-поселения совершить побег объективно легче, чем из исправительной колонии особого режима или тюрьмы. Так же возможно законодательно разграничить теоретические понятия «побег из-под надзора или из-под охраны». Понятие из-под охраны и из-под надзора упоминается в правовых актах Федеральной службы исполнения наказания, но они требуют законодательного закрепления в случае, связанного в совершении побега. Соответственно, что санкции должны быть разные.
Следующим пробелом в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве является возраст наступления уголовной ответственности за деяние совершенного согласно ст. 313 УК РФ, который в настоящий момент составляет – 16 лет. В воспитательных колониях, могут содержаться лица с 14 лет. По состоянию 1 февраля 2019 г. – количество воспитанников в воспитательных колониях составило 1354 человек, из которых 14-15 летнего возраста 50 человек. То, есть если лицо в возрасте от 14 до 16 лет совершает побег из СИЗО или ИУ, то оно остается безнаказанным. В отношении данного лица, так же нельзя применять огнестрельное оружие, т.е. полное отсутствие санкции со стороны государства за противоправное нарушение.
Для решения указанной проблемы необходимо, внести поправку в ч.2 ст. 20 УК РФ, включением в ст. 313 УК РФ, возраст привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних за побег (попытку побега) с 14 лет. Второй вариант, это внесение изменений в уголовно-исполнительный кодекс и иные правовые акты, регламентирующие деятельность исправительных учреждений. Необходимо добавить норму, устанавливающее дисциплинарное воздействие на лиц, от 14 до 16 летнего возраста. Хотя данная проблема частично решена в п. 19 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний. Воспитанникам запрещено нарушать границу территорий ВК, либо линию охраны объектов, подходить к основному ограждению.
Так же интересным введением было введение возможности освобождения от уголовной ответственности за побег, если в течении определенного срока «беглец» сообщил свое место нахождения или явился с повинной. Такая практика есть в уголовном законодательстве некоторых стран СНГ.
В заключении можно сказать, что состав, предусмотренный ст.313 УК РФ, останавливает большинство подозреваемых, обвиняемых и осужденных от совершения данного преступления в виде побега из-под стражи и если устранить указанные пробелы в законодательстве удастся добиться лучшей реализации данной нормы.
Библиографический список
- “Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ
- Статистические данные ФСИН России “Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних“ http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics/