Введение
Язык любого народа является уникальным хранилищем культурной информации, обусловливающей своеобразие национальной языковой картины мира – языкового способа его отражения и воплощения, совокупности представлений о нем, характерных для представителей той или иной народности. Именно поэтому изучение языка, какой бы аспект для этого не был выбран, есть прекрасная возможность для исследователя соприкоснуться с языковой памятью народа, увидеть за словами и выражениями многовековой познавательный и интерпретационный опыт, особенности национального мировосприятия и мышления, языкового сознания в целом. Иными словами, изучение языка – это не только образование, но и воспитание человека национальной культурой, национальным опытом, в нем запечатленными, приобщение к культурным константам, которые существенным образом влияют на его миропонимание, развивают интеллектуально и духовно.
Результаты исследования
Широкие воспитательные возможности родного языка как учебного предмета, наряду с образовательными, отмечены школьной методикой.
Предмет «Родной язык», предполагающий в нашем случае изучение в качестве родного эрзянский язык, мыслится не просто набором определенных знаний и связанных с ними умений и навыков, но прежде всего орудием мировоззренческого и духовного взросления, формирования правильных с точки зрения гуманистических оснований, идей и концепций ценностно-ориентационных установок, моделей взаимодействия с окружающими, определения собственного будущего и траектории личностного развития. Он признается важнейшим средством духовно-нравственного, национального воспитания школьников, развития у них национального самосознания, национальной гордости, гражданственности, толерантности, формирования внутреннего мира, сознания, ценностных ориентаций.
Духовно-нравственный, ценностно-аксиологический и морально-этический аспекты обучения родному языку являются неотъемлемой частью современной школьной системы филологического образования, заявлены и акцентированы в освоении его знаниевой части, предусмотрены в процессе формирования языковых и лингвистических умений и навыков. С учетом этого была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где под «духовно-нравственным воспитанием» понимается:
– «готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению»;
– усвоение базовых национальных ценностей, а именно: «патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества, традиционных российских религий, искусства и литературы, природы и человечества» [1].
Как указывается в «Концепции…», «базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся» [1]. Они обусловливают во многом и содержание преподавания учебных предметов – в соответствии с их возможностями в этой области. Безусловно, возможности учебного предмета «Родной язык» здесь велики, если не безграничны, и не локализованы в какой-то отдельной его части, уровне. Согласно «Концепции…», «каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания» [1].
Обратившись к содержанию учебного предмета «Родной язык», можно выявить способы и формы реализации данных воспитательных задач:
1) построение программ и учебников родного языка, где в начале каждого учебного года к вниманию учащихся предлагается материал о значении родного языка в мире и жизни каждого человека. Так, учебник по эрзянскому языку для V класса (автор – Д. В. Цыганкин) [2] начинается параграфом «Келесь – кезэрень лувонь эрямонь ёнкс» («Язык – с древности главный признак жизни народа»). В начале параграфа предлагается изучить дидактический текст «Келесь – ломанень ойме» («Язык – душа народа») и выполнить задание: Ловнынк. Мезекс эряви келесь? Кодамо эрямонь невтемасо (примерсэ) чарькодевтеви се, мекс келесь – ломанень ойме? [2] («Прочитайте. Для чего нужен язык? Какие примеры из жизни доказывают, что язык – душа человека?»). Акцент в тексте делается не на количестве разговаривающих на эрзянском языке во всем мире, а на способности языка максимально точно, богато, выразительно («живописно») раскрывать чувства, мысли, представления и даже характер говорящего;
2) выбор дидактического материала, в числе которого широко используются:
а) пословицы, поговорки, крылатые выражения, содержащие в себе богатый духовный и мировоззренческий опыт народа, воспитывающие в ученике такие важные духовно-нравственные категории, как любовь к труду, стремление к взаимопомощи, уважение к старшим, аккуратность, ответственность и т. д. Например, упражнение 3 из вышеуказанного учебника: Сёрмадынк. Толковинк валмеревкстнэнь смустест («Запишите. Объясните значение пословиц»).
1. Паро валось кеж ёмавты, берянь валось тюрьгавты. 2. Ломань марто кортак аламос, эсеть марто ламос. 3. Шкасо шнамось – вий рашты, пек сялдомась – вий машты. 4. Валмеревксэсь – пек пшти вал, сельмс пезны, теке нал. 5. Евты вал, прок нолды нал;
б) фразеологизмы, наглядно демонстрирующие уникальность национального мировосприятия и в то же время гибкость языка в выражении смысловых оттенков и нюансов, чувств и эмоций говорящего. Например, в упражнении 220 учебника предлагается прочитать фразеологизмы, объяснить их значение и подобрать к ним подходящие иллюстрации: Ловнынк кемекставозь сюлмавкстнэнь. Толковинк смустест. Невтинк сынст артовкссо» («Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значение»).
Ветнемс судодо; кедь лангсо; ливтямс боцька тулокс»;
в) фрагменты из текстов художественных произведений (чаще всего писателей-классиков), которые несут в себе важную для подрастающего поколения воспитательную информацию. Например, в 207 упражнении предлагается найти и выписать синонимы из отрывка произведения мордовского литератора В. Радаева;
3) формулирование упражнений и заданий практического характера, учитывающих воспитательный аспект в изучении и освоении языковых единиц, явлений и фактов. Например, упражнение 26: Сёрмадодо аволь покшке арсема-ладсема максозь тематнень эйстэ вейкенть коряс («Напишите сочинение-рассуждение на одну из представленных тем»):
1.Кшись – те эрямо.
2. Книгась – тонь оят».
Упражнения подобного характера не просто призывают задуматься учащихся о духовной, ноуменальной стороне бытия, но и помогают подобрать именно те языковые единицы, которые служат наименованиями высоких, духовных понятий, закрепить их в языковом сознании школьников, создать определенную систему мировоззренческих координат с акцентированным в ней духовно-нравственным моментом в целом.
Итак, аналитическое рассмотрение воспитательной направленности обучения родному (эрзянскому) языку в школе позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, она обусловлена общей парадигмой школьного образования, имеющего духовно-нравственную, ценностно-аксиологическую и морально-этическую ориентированность, с другой стороны, большими возможностями в этой области родного языка как учебного предмета, равно как и других учебных предметов филологического цикла, представляющего собой систему языковых единиц и связанных с ними явлений и закономерностей, выполняющих мировоззренческую и культуросберегающую функции, которые заключаются в хранении культурного и мировоззренческого опыта народа, отраженного в словах и выражениях, формирующих особую систему кодировки объективной действительности – ее языкового воплощения как основы языкового сознания и национальной языковой картины мира.
Заключение
Таким образом, признание ценности учебного предмета «Родной язык» не только в образовательном, но и в воспитательном значении прослеживается на всех уровнях организации и содержания его преподавания в школе: а) на нормативно-правовом, что предусматривает выделение и фиксацию в соответствующих нормативных документах основных аспектов в его изучении, а именно – духовно-нравственного, ценностно-аксиологического, морально-этического, складывающихся в общее – воспитательное – направление; б) на концептуальном, где конкретизируются отдельные воспитательные задачи; в) на учебно-методическом, где воспитательные задачи воплощаются в построении учебного курса, в подборе дидактического материала, упражнений, заданий и т. д.
Библиографический список
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / mosmetod.ru : Московский методический метод. – URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo.html.
- Цыганкин, Д. В. Эрзянь кель. Фонетика, лексика ды валонь теевема. 5-це класснэнь. Омбоце изданиясь / Д. В. Цыганкин // Мордовское книжное издательство. – Саранск, 2010. – 180 с.