Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования и характера управления. Они все больше требуют от руководителей умения видеть перспективы и принимать обоснованные управленческие решения. И в первую очередь это относится к аналитической деятельности. Предприятия используют различные виды и методы анализа. Анализ хозяйственной деятельности составляет одну из основных задач экономической работы. Вместе с тем рыночная экономика требует применения в системе управления механизмов, которые позволяют принимать обоснованные управленческие решения в изменяющейся конкурентной среде. Одним из таких механизмов является стратегический анализ. Однако, в настоящее время его применение не является широко распространенным и достаточно оцененным руководством организаций, в том числе из за незнания его возможностей для принятия обоснованных управленческих решений. Это обусловило актуальность проведенного нами исследования. Его целью является оценка возможностей стратегического анализа для решения задач управления.
Роль стратегического анализа в системе управления организацией рассмотрим на примере предприятия пищевой промышленности г. Калуги. Рассматриваемое предприятие является небольшим по размерам предприятием. Основные направления хозяйственной деятельности предприятия – производство безалкогольных напитков и пива. Численность работников в 2019 году – 18 человек. По итогам 2018 года выручка от продажи продукции, работ, услуг составила 22452 тыс.руб., рентабельность продаж – 21,74 %. В силу небольшого размера предприятие уступает своим более крупным конкурентам (АО «Пивоварня Москва-Эфес» (Калужская пивоваренная компания EFES), Carlsberg Group, Heineken) на рынке безалкогольных напитков и пива в маркетинговой активности. Это вынуждает предприятие устанавливать более низкие цены на свою продукцию. Самую значительную долю рынка потребителей продукции ОАО «Бахус» составляют торговые организации города Калуги – около 55% от общего объема продаж. Кроме того, продукция реализуется в Калужской области (около 35%), и в соседних областях (Тульской, Смоленской, Московской) (около 10 %).
Рассмотрим Матрицы БКГ для ПЭТ – бутылок, пива и кваса, производимых предприятием. Матрица БКГ представляет собой своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, назначаемом двумя координатными осями, одна из которых используется для замеров темпов роста рынка продукта, а другая – для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта [1].
Рис. 1 – Матрица БКГ для ПЭТ – бутылок.
Исходя из матрицы видно, что ПЭТ – бутылки относятся к товарам, так называемым, «Дойные коровы» – высокая доля рынка, низкий темп роста рынка. Они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие других товаров.
Рис. 2 – Матрица БКГ для пива
Данный товар относится к «Собакам» – низкая доля рынка и низкие темпы роста рынка. Данный продукт требует большого внимания со стороны управляющего.
Рис. 3 – Матрица БКГ для кваса.
Данный товар также относится к категории «Собаки», что в основном обусловлено его сезонностью. Квас, так же, как и пиво, приносит достаточный доход для поддержания самих себя, но не становятся достаточными источниками для финансирования других продуктов.
Предприятие следует расширить свой ассортимент товаров, и освободиться от товаров, тянущих организацию вниз. Можно начать снова производить минеральную воду, либо начать производить то, что раньше не производилось никогда. Например, медовуху. Также возможным решением будет расширить ассортимент пива. На данный момент производится 3 вида пива: «Фишер Калужский» нефильтрованное, «Черный принц» светлое нефильтрованное и «Черный принц» темное нефильтрованное. Возможно, стоит произвести опрос по поводу фильтрованного пива. Если фильтрованное пиво пользуется спросом, то стоит добавить его в ассортимент завода.
В рамках работы определены угрозы, которые могут встретиться на пути достижения поставленных целей, и как существующие, так и потенциальные возможности анализируемого предприятия. Также, проанализированы сильные и слабые стороны с целью выявления уязвимых и наиболее эффективных мест в деятельности предприятия.
Классифицирована данная информация с помощью использования такого инструмента, как SWOT-анализ. С его помощью можно понять в какой степени удастся использовать ожидаемые возможности и как, в связи с этим, целесообразнее построить стратегию развития организации.
Проведя SWOT – анализ мы видим, что сильных сторон больше, чем слабых, а также возможностей больше, чем угроз. Таким образом, за базу нужно брать стратегию, которая поможет избавиться от слабых сторон, за счет сильных, и от угроз за счет новых возможностей.
Таблица 1 – SWOT-анализ предприятия
Сильные стороны фирмы |
Слабые стороны фирмы |
|
|
Возможности фирмы |
Угрозы фирмы |
|
|
В процессе исследования внешней среды выделены преимущества организации перед конкурентами: стабильные денежные и инвестиционные потоки; широкая известность благодаря хорошему качеству услуг.
Недостатками являются: территориально очень близко расположенные соперничающие организации; не наличие четкого позиционирования услуг; невеское развитие сферы дополнительного сервиса.
Для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на организацию, используется такой инструмент стратегического анализа, как STEP–анализ.
Таблица 2 – STEP -анализ предприятия
Факторы |
Тенденции |
Характер влияния на компанию |
Реакция предприятия |
|
Социальные: | ||||
|
↓ |
- |
Вынужденное сокращение объемов производства путем снижения затрат |
|
|
↑ |
+ |
Расширение ассортимента безалкогольной продукции |
|
|
↑ |
+ |
Распространение рекламы |
|
|
↑ |
+ |
Расширение ассортимента |
|
|
↑ |
+ |
Проведение маркетинговых исследований |
|
Технологические: | ||||
|
↑ |
+ |
Посещение выставок, внедрение новых технологий |
|
|
↑ |
+ |
Внедрение инновационных технологий |
|
|
↑ |
+ |
Внедрение новых технологий в производство |
|
Политические: | ||||
|
↑ |
+ |
Стабильное осуществление деятельности |
|
|
↑ |
+ |
Спокойное осуществление деятельности |
|
|
↑ |
- |
Переориентация части производства на безалкогольную продукцию |
|
Экономические: | ||||
|
↓ |
- |
Снижение объема производства продукции |
|
|
↓ |
+ |
Спокойное ведение экономической деятельности, возможное расширение производства |
|
|
↓ |
+ |
Возможность дополнительных ресурсов |
|
|
⤫ |
- |
Производство продукции, не относящейся к сезонной; производство минеральной воды в зимние месяцы, пиво, квас в летние. |
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что стратегический анализ позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного принятия как долгосрочных, так и краткосрочных управленческих решений.
Библиографический список
- Менеджмент: учебное пособие для вузов / Чаусов Н.Ю., Калугин О.А., Чаусова Л.А и др; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. Калуга, 2008.