ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» У СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Усова Полина Александровна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студентка 4 курса

Аннотация
В данной работе рассматриваются итоги экспериментальной работы по вопросу уровня заинтересованности обучающихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Результаты анкетирования показали, что данный предмет для большей части обучающихся является малозначимым или даже незначительным предметом в программе обучения. Собственная мотивационная деятельность учебного процесса у обучающихся на среднем и низком уровне. Для развития и формирования личности безопасного типа мышления следует повышать интерес к изучению проблем безопасного поведения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Усова П.А. Интерес к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» у сельских школ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/11/26244 (дата обращения: 23.02.2024).

Отношение обучающегося к обучению складывается в результате взаимоотношений большого количества причин, которые берут свои корни в существующем уровне здоровья школьника, а также в его домашней атмосфере – сущности нравственных ценностей семьи и т.д. Однако главенствующими факторами являются стимулы и мотивы обучения обучающихся, многообразные способы и виды воздействия на его личность в образовательном процессе и его участие в жизни класса и общего школьного коллектива. Заинтересованность подростка в предмете, в школьной жизни, в большей мере зависит от учителя, его настроением, самочувствием, эмоциональностью с помощью которой проявляется его положительная радостная и веселая жизнедеятельность. Положительное отношение к учению, по мнению Н.Г. Морозовой, представляет собой «лишь психологическую предпосылку интереса, на фундаменте которой проще формируется интерес; в ней нуждаются, но она не является достаточной для процесса развития и совершенствования интереса»[1, с. 26]. Большое количество исследований доказало, что естественный интерес у обучающихся появляется и развивается в процессе активной деятельности, выполнение которой заставляет их проявлять интеллектуальную активность, умение принимать самостоятельные решения.

Степень результата воспитательного и образовательного процесса в школе в наибольшей сущности определяется тем, насколько рабочий процесс педагога ориентирован на психологические нюансы возрастного и индивидуального развития обучающегося. Это характеризует психолого-педагогическое знакомство обучающихся в течении всего периода обучения с задачей определения индивидуальных, личных способов и методов развития, их творческих способностей, закрепление его собственной активной деятельности, применение своевременной помощи при отставании в обучении или неудовлетворенном поведении.

В случае, когда интерес младшего школьника имеет направление непосредственно учебной деятельности, которая несомненно предполагает положительные эмоции, то интерес подростка, особенно старшего, заключается именно в содержании учебного предмета. Ну а в старших классах интерес обучающихся чаще всего направлен на сущность науки и характеризуется потребностью в знаниях по выбранной, заинтересованной науке. Если подростки способны решать вопросы с помощью различных приемов или выделить существенные моменты, то раскрывается их фантазия и мы, таким образом наблюдаем задатки увлеченности. И главный показатель увлеченности – стремление к новым знаниям различными способами, методами и путями.

Если родители или педагоги стремятся сдержать инициативность своих обучающихся подросткового возраста в получении обширных знаний, то они напрямую гасят искру зарождающегося интереса и желания. Развитие его не редко зависит от способностей подростка самостоятельно преодолевать многообразные трудности, возникающие на пути удовлетворения интереса.

Долг учителя – помогать любознательным в поиске знаний. Чешский педагог Я.А. Коменский, обращается к учителю: «…ты облегчишь ученику освоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии » [3].

«Современному педагогу нужно не только знать мотивы учения, но и уметь применять эти значения для понимания учащихся и для влияния на их мотивационную сферу» [2].

Целью данной работы – изучить интерес обучающихся сельских школ к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Методами исследования выступили: обзор научно-методической литературы, анкетирование, опрос по методу Т.Д. Дубовицкой.

На базе «Старокаксинской СОШ» со школьниками был проведен опросник Т.Д. Дубовицкой, который включает в себя 20 вопросов. На каждый вопрос учащийся отвечал «верно», «пожалуй, верно» или «пожалуй, неверно». В данном опроснике мы выявили уровень мотивации у школьников к уроку ОБЖ. Также была проведена анкета, которая включала в себя 15 вопросов. И одним из заданий было составить иерархию важности 13 учебных предметов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное в рамках исследования анкетирование 15 учащихся седьмых-десятых классов показало, что большой процент опрошенных школьников ОБЖ, не смотря на серьезность и важность рассматриваемых вопросов, является малозначимым предметом. В иерархии значимости 13 учебных предметов, предложенным для распределения школьникам, ОБЖ по мнению школьников 7-10 классов, располагается на 12 месте.

На высшем уровне по значимости предметов для обучающихся стоят математика и русский язык. Затем следуют иностранный язык, обществознание и литература. В следующую группу значимости вошли история, биология, физическая культура и физика. ОБЖ в рейтинге значимости предметов стоит лишь на 12 месте. Менее значимым чем «Основы безопасности жизнедеятельности» для школьников является технология. Одним из факторов, определяющих значимость того или иного предмета, учащимися были названы необходимость сдачи в будущем единого государственного экзамена для поступления в высшее учебное заведение, интерес к определенному предмету, личностные и профессиональные качества педагогов.

Потому как ЕГЭ и вступительные экзамены по ОБЖ не ведутся, важность предмета для учеников может определяться, почти исключительно познавательным интересом к изучению вопросам безопасности. Анкетирование продемонстрировало, что у большей части учащихся (60%) низкий уровень значимости предмета ОБЖ. У 26,6% школьников средний уровень значимости предмета, а лишь у 13,3% высокий уровень значимости предмета, указав, что ОБЖ им интересен и они хотели бы получать по данному предмету большей знаний.

Согласно итогам тестирования по опроснику Т.Д. Дубовицкой у 66,6% учащихся выявлена внутренняя мотивация к изучению предмета ОБЖ и 33,3% школьников имеют внешнюю мотивацию к освоению предмета ОБЖ. У 20% школьников установлена средняя степень значимости ОБЖ для развития личности, у 40% учащихся – низкий уровень, и только у 6,6% школьников высокий уровень мотивации. При всем при этом, как следует из ответов испытуемых, как правило, учебная деятельность по ОБЖ определяется не столько внешними причинами – тенденция на получение высших оценок и требовательностью педагога, сколько внутренними факторами.

Результаты диагностики показывают, что у школьников наблюдается низкий уровень интереса, отсутствие мотивации к предмету ОБЖ. Поэтому очень важно повышать учебную мотивацию, а также интерес к предмету ОБЖ. Огромную роль в повышении мотивации и интереса к учебе играет атмосфера в учебном коллективе, создание среды, где получение знаний, интеллектуальное развитие будут социально значимы.


Библиографический список
  1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. – 2014. – № 2. – С. 51 – 60.
  2. Бокова А.А. Особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте с помощью внеурочной деятельности // современные научные исследования и разработки. – 2018. – №12. – С. 20 – 22.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955. – 656 с.
  4. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2013. – 170 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
  6. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. – М.: Альфа, 2003. – 116 с.
  7. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.

 



Все статьи автора «Усова Полина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: