УДК 34

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА, ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Манукян Наринэ Араиковна
Тюменский государственный университет
Институт государства и права, студентка

Аннотация
Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирования государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство не только опирается на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях. Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Манукян Н.А. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в зарубежных странах // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/11/26152 (дата обращения: 18.11.2019).

Российское законодательство уделяет значительное внимание нормативному закреплению прав детей, защиты их свобод, законных интересов. Прежде всего, это Конституция РФ. Законодательство уделяет значительное внимание нормам, регламентирующим механизм правовой защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Во-первых, это нормы ст. 7 Конституции о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства. Во-вторых, статья 39 Конституции, согласно которой: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Далее можно напомнить статью 43 Основного Закона, где говорится об обязанности родителей обеспечить основное общее образование детей.[1]

Право на защиту семьи, материнства и детства в качестве самостоятельного основного права и одновременно конституционной гарантии со стороны государства, его органов и должностных лиц по охране семьи закреплено как на международном, региональном, так и на национальном уровне развитых демократических стран.

Примерами международно-правового регулирования являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция МОТ № 183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о гражданстве замужней женщины и мн. др. На региональном уровне можно привести в качестве примера Хартию Европейского Союза об основных правах 2000 г.[2]

Одновременно Хартия провозглашает права детей, нуждающихся в повышенной социальной защите со стороны общества, а именно, право детей на заботу, свободное выражение мнения, регулярное непосредственное общение со своими родителями (ст. 24), запрет детского труда и защита молодых людей на рабочем месте (ст. 32), право на обязательное школьное образование.

Обращаясь к конституционному законодательству зарубежных стран, необходимо подчеркнуть, что во многих конституциях предметом особой защиты и поддержки является институт семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии от 29 декабря 1937 года: «Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства», ст. 6 Основного Закона ФРГ: «Брак и семья находятся под особой охраной государства», ст. 21 Конституция Греции от 11 июня 1975 года: «Семья как фундамент сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под охраной государства». Аналогичные формулировки данного принципа содержатся в ст. 17 Конституции Азербайджана, ст. 32 Республики Беларусь, ст. 27 Конституции Казахстана, ст. 36 Кыргызской Республики, ст. 48 Конституции Молдовы, ст. 38 Конституции Российской Федерации и мн. др.[3]

Образцом подробного формулирования особой защиты семьи, материнства и отцовства является Конституция Португальской Республики.

Отдельной областью конституционного регулирования становится автономия семейных отношений, одной из составляющих которой является право на охрану частной, семейной жизни, чести и доброго имени (ст.14 Конституции Княжества Андорры, ст. 18 Конституции Испании, ст.26 Конституции Португалии, § 2 Формы правления Швеции и др.).

Ограничения в этой области могут быть только в случаях, предусмотренных законом и на основании судебного решения. Средства массовой информации несут ответственность за распространение сведений, нарушающих неприкосновенность частной жизни, составляющих опасность для охраны нравственности, юношества, здоровья, семьи. Однако, по мнению автора, значительным недостатком является отсутствие на конституционном уровне закрепления права на охрану тайны семейной жизни в странах постсоветского пространства.

Многие государства конституционно признали право всех лиц на свободу при вступлении в брак и выборе супруга, пресечение дискриминации в данном вопросе по национальному, религиозному, языковому признаку.

Например, в Болгарии действует специальное положение, прямо устанавливающее наказание для любого лица, принимающего меры для предотвращения смешанных браков. Вместе с тем, в некоторых традиционно католических и православных странах подчеркивается, что браком считается союз мужчины и женщины. Примерами могут быть конституции Бразилии, Хорватии, Греции, Республики Беларусь и других стран. Однако известно, что в последнее время расширяется круг стран, признающих однополые браки и право их на усыновление. В их число входит Швеция, Нидерланды, Дания, Исландия, Норвегия и ряд других. К разногласиям во французском обществе привело предвыборное президентское обещание Ф. Олланда даровать данное право сексуальным меньшинствам. Компромиссным вариантом решения данной проблемы стало право мэрий самостоятельно решать вопрос о регистрации подобных браков. В 2013 году парламентом страны однополые браки были легализованы.

Конституции ряда стран предоставляют родителям право на свободный выбор образования для своих детей. Так, выбирают характер образования детей родители в Эстонской Республике (ст. 37), сферу обучения детей – в Молдове (ст. 35); имеют право на обеспечение детям образования, соответствующего их религиозным убеждениям, в Республике Кипр (ст. 20).

Вправе выбирать образование для своих детей, их нравственное и религиозное воспитание родители в Конституции Княжества Андорра (ст. 20). По Основному Закону Бельгии сообщество организует образование, которое является нейтральным (ст. 24). В данном случае нейтральность подразумевает уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся.

Показательны в данном вопросе конституционные положения Ирландии, где констатируется, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья, а обязанность родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное, моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. Государство же должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным учреждениям и инициативам (ст. 42).

Родители свободны в выборе школ для детей и по ст. 70 Конституции Польши. Важнейшим естественным правом и обязанностью родителей является воспитание детей. Ребенок, лишенный родительской власти, декларирует большинство конституций, имеет право на опеку и помощь публичных властей. Как конституция последнего поколения Конституция Польши закрепляет право каждого требовать от органов публичной власти защиты ребенка от насилия, жестокости, эксплуатации и деморализации (ч. 1 и 2 ст. 72). Статья 22 Конституции Княжества Андорры гласит: «Каждый ребенок имеет право на уважение нравственной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности».

Под особой конституционно-правовой опекой государства находятся многодетные и неполные семьи (например, ст. 71 Конституции Польши).

Конституция Греции говорит, как об объекте особой заботы государства решение проблемы жилья и иных специальных мерах для помощи многодетным семьям, вдовам и сиротам павших в войне (ст. 21). В Бразилии на конституционном уровне предусмотрена выплата семейной надбавки и пособия иждивенцам застрахованных заключенных, имеющим низкий доход; выплата пенсии по случаю смерти застрахованного кормильца, будь то мужчина или женщина, супругу и совместно проживающему с кормильцем лицу и иждивенцам.

Особо оговаривается в некоторых странах такая конституционная обязанность семьи, общества и государства, как покровительство и защита пожилых людей, нетрудоспособных и нуждающихся родителей, обеспечение их достоинства и благосостояния, участия в общественной жизни, гарантированного права на защиту от насилия (Конституции Бразилии, Греции, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, КНР и др.).[4]

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) предметом конституционного рассмотрения в последнее время является поддержка молодёжи как специального субъекта права. Примером такого подхода являются конституции Лихтенштейна (ст. 15), Италии (ст. 31), Португалии (ст. 70), Молдовы (ст.50) и др.;

2) выявлена относительно невысокая информированность населения о деятельности и возможности тесного сотрудничества с территориальными центрами социального обслуживания населения, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, органами внутренних дел, социально-педагогическими центрами, церковью и другими государственными органами и учреждениями.

По мнению автора, для совершенствование международно-правового регулирования защиты семьи, материнства, отцовства и детства в зарубежных странах необходимо:

- Министерству образования осуществлять постоянный мониторинг семей по месту обучения детей или воспитания их в детских дошкольных учреждениях, участвовать в социологических исследованиях по оценке состояния и возможностей гендерного образования детей и родителей;

- Министерству труда и социальной защиты совместно с Министерством анализа и статистики требуется проводить анализ объективной информации о структуре белорусской семьи, уровне доходов населения, социальной защите детей, малоимущих и многодетных семей, количестве социальных сирот, обеспеченности населения жильём с целью дальнейшего увеличения норм минимальных государственных стандартов (БПМ, минимальная заработная плата и др.), обеспечении условий для профессиональной реадаптации родителей при длительном отрыве от производства с целью их трудовой занятости и других перспективах обеспечения материального благосостояния семьи[5];

- Министерству здравоохранения активизировать деятельность в сфере изучения динамики состояния физического и психического здоровья взрослых и несовершеннолетних, распространении пьянства, ИППП, ВИЧ/СПИДа с целью профилактики данных негативных явлений и пропаганды здорового образа жизни с помощью информационных систем и социальных учреждений[6];

- Министерству внутренних дел необходимо систематически вести информационно-пропагандистскую деятельность с целью пресечения и снижения домашнего насилия, правонарушений среди несовершеннолетних, уголовных преступлений против личности.

Изучив опыт зарубежных стран в сфере защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства можно сделать вывод, что право на защиту семьи, материнства и детства в качестве самостоятельного основного права и одновременно конституционной гарантии со стороны государства, его органов и должностных лиц по охране семьи закреплено как на международном, региональном, так и на национальном уровне развитых демократических стран. Международно-правовое регулирования защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция МОТ № 183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о гражданстве замужней женщины и мн. др.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М.: ИКФ «Экмос», 2016. – 288 с.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
  3. Вавильченкова, С.Е. Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом / С.Е. Вавильченкова // Современное право. – 2014. – №1. – С. 65-68.
  4. Тагаева, С.Н. К проблемам применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях / С.Н. Тагаева // Семейное и жилищное право. – 2018. – №5 – С. 20-23.
  5. Сологуб, А.Ю. Конституционно – правовая защита прав ребенка в Российской Федерации / А.Ю. Сологуб // Известия Иркутской государственной академии. – 2016. – №4. – С. 175.
  6. Юнусова, О.М. Некоторые исторические аспекты возникновения международно-правовой базы в области защиты детей / О.М. Юнусова // Ученые записки государственного университета имени академика Б. Гафурова. – 2016. – №1. – С. 267
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Манукян Наринэ Араиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация